44 (803) в продаже с 10 ноября 16+

Образование переходит на личность

5 июля 2013

В одном из первых негосударственных вузов Казани – Академии социального образования, - которому в этом году исполняется 20 лет, четко придерживаются общепринятых образовательных стандартов. Но в первую очередь, здесь учат быть личностью и легко ориентироваться в социуме. Кстати, мобильность и гибкость четко прослеживается и в политике вуза: в этом году он открывает свое новое здание в Авиастроительном районе Казани, чтобы приблизить знания к людям…

«Вот скажите, зачем абитуриент поступает в высшее учебное заведение? Быть востребованным как специалист или как человек? - заставляет меня задуматься ректор Академии, доктор медицинских наук, профессор Искандар Мухаметзянов. - Вы, например, в свое время поступали в университет для того, чтобы получить знания в соответствии с образовательным стандартом, но еще шли и за интересной научной и общественной жизнью, возможностью проявить себя…».

С первых вопросов беседа с ректором академии в преддверии набора абитуриентов и грядущего 20-летия вуза получается традиционно непарадной, живой и больше похожей на интерактивный семинар, в котором общепринятые представления кажутся стереотипами.

Вуз шаговой доступности
(или Знания идут к людям)

- Искандар Шамилевич, негосударственное образование все еще остается предметом спора на тему качества знаний. С каких позиций его надо оценивать?

- Хотим мы того или нет, но жизнь меняется. Говорят, что образование, которое получают наши выпускники, плохое и надо, чтобы оно, в первую очередь, соответствовало требованиям сегодняшнего дня. Вопрос: а в чем оно им не соответствует? До сих пор никто в мире не определился с критериями качественного образования. Мы пока ориентируемся на западную систему, где до появления Болонского процесса каждое высшее учебное заведение готовило молодежь по своей программе, и у каждого существовал свой критерий качества. А что есть качественное образование в России, с учетом того, что, согласно недавним исследованиям ЮНЕСКО, жизненный цикл знания составляет 4 года? Сопоставьте этот факт и длительность образования в рамках бакалавриата – тоже 4 года. Вот мы говорим «соответствие выпускника требованиям работодателя». Но ведь они у всех разные. Мы даем молодежи общий кругозор, не замыкая область ее компетенции на определенной узкой области. А качество, что очевидно, - понятие растяжимое. Как нужно оценивать высшее учебное заведение? По тем баллам ЕГЭ, с которыми его студенты пришли поступать?

- В свете происходящих в России событий это не очень объективный показатель...

- Более того, возьмите список Forbes, куда входят люди, вообще не имеющие высшего образования. Уровень знаний и качество жизни, личности – разные вещи. Поэтому сегодня функции образовательных учреждений – это не только знания, но и воспитание, просвещение. Особенность Казани в том, что большинство высших учебных заведений сосредоточено в центре города. Но ведь люди живут не только там. Мы посчитали, что будет правильно, если знания придут к людям, и открыли новое здание на улице Дементьева в Авиастроительном районе Казани. Кстати, это та область столицы, где заведений гуманитарного образования до сего момента не было.

Еще одна принципиальная позиция нашего вуза – знание должно быть честным. Думаю, вы знаете о такой программе, как «Антиплагиат». Есть мнения за и против.

- Какова принципиальная позиция вашего вуза в этом вопросе?

- Простой пример. Вы приходите на прием к врачу, вам дают термометр, вы измеряете температуру: на градуснике - 37. Кто в этом виноват: доктор, инфекция, поликлиника?

- Загруженность, стрессы...

- Ну, во всяком случае, не термометр, правильно? Когда программа выдает процент «заимствованного» текста, это не вина градусника, в нашем случае - программы. Поэтому я, как бывший доктор, обеими руками за то, чтобы «термометр» был. Нужны какие-то измерители для оценки того или иного явления.

- Всемирная сеть «завалена» предложениями о возможности получить высшее образование посредством Интернет, заочно, дистанционно. Вы приветствуете эти тенденции?

- Вот именно – это уже тенденции. Вне зависимости от нашего желания, половина образования в России заочное или второе высшее. Заочное, дистанционное обучение получают во всем мире. Когда я последний раз был в Америке, посетил учебное заведение, где на американских военных базах по всему миру обучаются 10 тысяч студентов. В учебном заведении они в принципе никогда не появляются. Такое образование считается качественным. Что касается Интернет-образования, то и здесь все понятно. Интернет в данном случае просто инструмент реализации.

- Еще один актуальный вопрос – по поводу возврата классического экзамена вместо ЕГЭ, о чем заговорили в последнее время…

- Многие российские вузы давно выразили свою позицию по этой проблеме. Например, МГУ, ректор которого сказал честно: большинство «100-балльники» отчисляются, как правило, после первой же сессии, что заставляет нас вводить дополнительные экзамены. Так что единый госэкзамен не стал панацеей, оставшись одним из методов проверки знаний, не претендующим на независимость и объективность. У ребенка всегда должен быть выбор: как сдавать. Таково мое мнение. Тот же Уинстон Спенсер Черчиль, в свое время не был принят в кавалерийскую школу по причине «недостаточности ума». Но это не помешало ему трижды быть премьер-министром Великобритании. Поэтому когда мы оцениваем по ЕГЭ, мы делаем это по формализованным признакам. Черчилль никогда бы не поступил в наши вузы, не набрал нужных баллов. И не он один.

Куда пойти учиться

- Каким должно быть современное высшее образование?

- Ну, прежде всего, надо осознать: не все те знания, которые специалисты считают остро необходимыми, на самом деле таковыми являются. Дается уровень знания по предмету, но при этом не оценивается личность. А мы уже сказали: в современных условиях именно она доминирует над знаниями. Есть вариант сделать умного и знающего циника, неврастеника, либо – нормального человека, который знает, где найти, чему равен синус или косинус, если это потребуется.

Жизнь кардинально поменялась. Китайцы говорили: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». Но у них перемены растягивались на десятилетия. А у нас технологический переворот произошел за какие-то 20 лет: компьютеры, мобильные, Интернет. Сегодня молодой человек, живущий в Казани, может зайти на сайт Массачусетского института технологий (третье место в мировом ТОПе), онлайн получить там образование, диплом. Притом не появляясь на территории Штатов. Еще 5-10 лет такое было невозможно.

- И ведь уже не скажешь, что к дистанционному образованию молодежь относится с недоверием. По крайней мере, в Татарстане…

- Вообще, такого отношения к высшему образованию со стороны государства, как в Москве и Татарстане, не видел больше нигде. Здесь оно рассматривается как фундамент благополучия, а не социальная сфера, которая потребляет бюджетные ресурсы. Мы можем по-разному к этому относиться, но факт остается фактом. Бюджет России на 2013-й год составляет 13 триллионов рублей, это 400 миллиардов долларов, бюджет Гарварда - 40 млрд. долларов, Технологического института - 6 млрд. долларов. Несопоставимые величины. Возвращаюсь к образованию. Вот сейчас у нас школьники получили дипломы. Стоят перед выбором, куда пойти учиться. Мое мнение – туда, где интересно.

- А как выбрать высшее учебное заведение? Выбор сегодня уже немаленький, конкуренция среди вузов огромная…

 - Конкуренция - это другая тема. Она бывает честная, нечестная, мало честная. Главное, чтобы человек шел за знаниями. Ведь диплом потом не будет за него работать. Когда мне говорят, что наше образование неконкурентоспособное, я не понимаю, почему. Где и с кем мы должны конкурировать? По бухгалтерии? Но ничего подобного нет нигде в мире. В педагогике? Но таковой как науки ни у кого не существует. В технологиях? Но, извините, тот же ядерно-магнитный резонанс – это Казанский Университет. Есть три уровня стран. Первый – это те, где готовят науку, второй – где ее реализуют в технологию, третий – те, в которых под эту технологию дают ресурс. Мы занимали первый и второй уровень, когда жили в «недемократичной, плохой» стране, в отсутствие конкуренции. Гагарин – это мы, ядерная энергетика - тоже. А сейчас говорим о востребованном, конкурентоспособном образовании, не имея ничего.

- Получается, надо быть вне конкуренции...

- А для этого брать не тем, чем остальные. Особенностями нашего учебного заведения является то, что мы формируем компетенции в рамках образовательного стандарта. При этом в общественной жизни - спорт, наука, художественная самодеятельность - у нас участвуют 8 из 10 студентов. Сделать востребованного специалиста в общепринятом понимании нельзя, потому что требования постоянно меняются. Все, что в силах системы высшего образования, научить выпускника учиться и вырастить из него личность. Тогда он будет востребован и в семье, и в социуме. Это, на мой взгляд, главная функция образования. Уверен, если бы наши подходы не были востребованы, абитуриенты нас бы не выбирали.

Не «корочки» ради, знания для

- Насколько мне известно, все ваши выпускники трудоустроены...

- Да. Пусть не всегда по специальности, как и многие у нас в стране и в мире. У нас, например, есть выпускники-юристы, которые трудятся в Министерстве молодежи и спорта, дирекции Универсиады. Но это же не говорит о том, что они не востребованы.

- Каков план приема на этот год?

- Для нас это цифра абстрактная, план важен для государственных учебных заведений с бюджетным финансированием. Мы ориентируемся на контрольные цифры, главная из которых – показатель рентабельности процесса. Реализуем свои интересы - раз, во-вторых, являемся экспериментальной площадкой Института педагогики и психологии профессионального образования и Института информатизации образования Российской академии образования, в-третьих, нас увлекают сам процесс, как меняется студент в процессе обучения.

- Значит, в вашем случае, чем больше студентов, тем лучше?

- Количество не всегда хорошо сказывается на качестве. У нас сегодня на 1 преподавателя приходится 3-4 студента. То есть мы можем говорить об индивидуальном обучении. Если будет 10-12, это уже поток.

- Недавно вы выпустили новое учебно-методическое пособие «Психологическо - педагогическое сопровождение профессионального роста педагога». Расскажите об этом.

- В учебных заведениях всего мира в роли преподавателей выступают специалисты разных областей. И это разумно. И все же мы бы хотели, чтобы люди, которые в республике занимаются педагогической деятельностью, делали это профессионально. Благодарим Министерство образования и науки РТ, которое позволило нам принять участие в конкурсе по профессиональной переподготовке учителей, не имеющих педагогического образования, в рамках реализации программы «Килэчэк»-«Будущее», по итогам которого появилось такое издание. Наряду с ним, мы издали сборник студенческих работ по итогам проведенной у нас студенческой конференции. В него вошли 300 докладов. Стремимся, чтобы наши студенты занимались наукой. К сожалению, детей сейчас не учат самым простым вещам. Таким, как законы диалектики Гегеля – «количество в качество», «единство и борьба противоположностей», анализ и синтез. Мы хотим этому научить, дать понимание, откуда что взялось и как это реализовать. Наш студент должен знать, что откуда взять, как и во что трансформировать. Только тогда мы выпустим в жизнь профессионала, который легко может ориентироваться в любых условиях, применять возможности Интернета, социальных сетей, находить себя и реализовывать себя при любых условиях.

Беседовала
Оксана БИРЮКОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
16 ноября
14 ноября
13 ноября

Опрос
За кого бы вы проголосовали на выборах президента России в 2018 году ?