1 (909) в продаже с 17 января 16+

Азнакаевское ПАТП: о том, что было, о том, что есть…

9 мая 2008

Свыше 45 лет история небольшого города Азнакаево, что находится на юго-востоке Татарстана, неразрывно связана с его пассажирским автотранспортным предприятием. Собственное автохозяйство, тогда еще в рабочем поселке, появилось в августе 1961 года. Связано было это с ростом нефтяного поселка, вместе с тем возникала необходимость в большем количестве автотранспорта. Сто единиц транспортных средств – с этого, собственно, и начиналось автохозяйство.

С ЧЕГО НАЧИНАЛОСЬ ПРЕДПРИЯТИЕ

Перед управлением Азнакаевского пассажирского автотранспортного предприятия на небольшом постаменте стоит старенький ПАЗик, пробег которого – более миллиона километров. Своего рода символ ударных времен, когда нефтедобывающая отрасль города была просто немыслима без автотранспортного предприятия. А начиналось оно с небольшого автохозяйства в 1961 году. Первые сто единиц техники предприятию выделили автохозяйства Лениногорска и Бугульмы. Машинный парк состоял из автобусов марки КАЗ-65 и грузотакси ГАЗ-63 «Е». Становление автохозяйства происходило в непростых условиях. Не хватало опытных водителей, не было производственной базы. Вместо ремонтной базы – небольшие застройки... Ветераны предприятия вспоминают, что поломки машин приходилось устранять прямо на улице. Автохозяйство размещалось на освобожденной территории строительного управления, где, конечно, условия труда тоже оставляли желать лучшего. С самого начала своего существования автохозяйство стало доставлять вахтовых рабочих на производство. В последние декабрьские дни уходящего 1961 года открылся первый междугородний маршрут Азнакаево – Бугульма. А в 1962 году в поселке запустили пассажирский кольцевой маршрут.

Буквально на глазах работников вырастало крепкое предприятие. Уже за первое десятилетие его деятельности число работников возросло с 246 до 750 человек. Предприятие из III категории превратилось в автохозяйство I категории. Только для вахтовых перевозок в 1975 году каждый день выделялось 250 автобусов! Помимо перевозки вахт нефтяников и строителей, предприятие осуществляло городские, пригородные и междугородние маршруты. Тогда же автохозяйство стало располагать хорошей производственной базой – административное здание, диспетчерская, ремонтная база, боксы, профилакторий технического обслуживания и ремонта автомобилей, первые линии воздушного обогрева машин. Была построена и введена в эксплуатацию теплая стоянка на 100 автомобилей, стал функционировать современный автовокзал. Еще был сдан 48-квартирный дом, спустя несколько лет – и 70-квартирный жилой дом.

Основой предприятия все эти годы был и остается коллектив – люди, для которых, если работа требует, не существует ни выходных, ни праздничных дней. «Старожилы» предприятия вспоминают, что люди стремились попасть на работу в ПАТП – несмотря на то, что на предприятии существовал буквально солдатский порядок, дисциплина здесь была строжайшая. Энтузиазм был характерен практически для всех работников. И дорожили своей работой люди, на производстве пропадали целыми днями. А после работы, бывало, еще помогали подшефным сельским хозяйствам в посадке овощей или в сборе урожая. Также после трудовых будней общими силами строили «Солнышко» – оздоровительный лагерь предприятия на 45 мест... Есть среди первого поколения водителей люди, не пропустившие ни одной поездки. А первый начальник автохозяйства Караматулла Занчурин, говорят, сам частенько выходил на линию, чтобы проверить работу городского маршрута, сверить точность движения по часам. И всегда оплачивал свой проезд в автобусе, того же требовал и от других работников…

О СЛАВНОМ ПРОШЛОМ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО...

Пассажирское автотранспортное предприятие очень трепетно относится к своим ветеранам. «У нас ведь помимо 311 работников есть еще 306 пенсионеров», - подчеркивает генеральный директор Азнакаевского ПАТП Владимир Кротов. Ветеранам здесь помогали всегда, независимо от финансового положения, от трудностей, которые не раз выпадали на долю предприятия. «Ну как не поддержать людей?! Ведь к нам обращаются от безысходности, потому как просто некуда им больше идти», - говорит Владимир Алексеевич. И ветераны, в свою очередь, не остаются в долгу – интересно им быть в курсе дел предприятия, знать, чем живет оно сегодня, какие проблемы решает, какие цели ставит перед собой. Без них на предприятии не обходится ни одно праздничное мероприятие. Профессиональный день автотранспортников – особый праздник для ветеранов. Это повод для встречи и разговоров, воспоминаний о том, с чего начиналось предприятие, через какие сложности, испытания пришлось пройти в период становления автохозяйства. В знак уважения к седовласым работникам и к истории предприятия в административном здании выставлены фотографии участников войны и ветеранов труда, здесь же, в управлении, организован Музей трудовой славы.

- Когда я пришел работать на это предприятие в 1974 году, - рассказывает Владимир Кротов, - было у нас 47 участников войны. Из них сегодня осталось всего девять, и трое приравненных к участникам ВОВ. Самый старший из ветеранов войны – Гайнулла Аюпов, 1921 года рождения. Каждого из них стоит назвать поименно. Это – Зиннур Ильясов, Габделманнаф Тазетдинов, Габдулла Миннеханов, Агзай Сайфутдинов, Нуриман Миннахметов, Петр Попов, Герей Садыков. Участником венгерских событий является Факел Салимов. Из приравненных к участникам Великой Отечественной – Николай Ларин, Мирхатип Лутфуллин, Миргазиян Сафиуллин. День Победы – святой для них праздник. В этот день поедут они, по сложившейся традиции, в «Солнышко», оздоровительный лагерь, где будут вспоминать былые годы, фронтовых и трудовых товарищей…

АВТОБУС ПОДАН, МОЖНО ЕХАТЬ

Генеральный директор Азнакаевского ПАТП Владимир Кротов пришел на предприятие в 1974 году из нефтяной отрасли, где некоторое время проработал водителем «КрАЗа». Начинал на автотранспортном предприятии сначала начальником колонны, затем стал начальником отдела эксплуатации. Само предприятие возглавил в 1987 году.

Своими наставниками Владимир Алексеевич считает первых двух руководителей автохозяйства – Караматуллу Занчурина и Анвара Шарафеева. А знающие Кротова люди, в свою очередь, отзываются о нем как об умелом организаторе, принципиальном и порядочном человеке. Более двадцати лет он руководит предприятием, без транспортных услуг, вахтовых перевозок которого невозможно представить Азнакаево. Жители района знают: транспорт с автовокзала отправится в указанное время, и до места назначения они доедут без хлопот. Лишь независящие от транспортников обстоятельства могут тому помешать – сильная метель, занесенные снегом дороги. Других причин не бывает и, конечно, быть не должно.

Сегодня ПАТП насчитывает более 147 единиц техники. Предприятие обслуживает два района – Азнакаевский и Муслюмовский. Действует 5 городских, 17 пригородных, 7 междугородных, 2 межобластных маршрута и автобусное сообщение до Анапы и Соль-Илецка. Последние два маршрута здесь открыли, как говорится, по велению времени. Они востребованы населением, приносят определенный доход предприятию. Что касается пассажирских перевозок, которые осуществляет Азнакаевское ПАТП, то они также пользуются неизменным спросом у людей.

Сложно переоценить социальную ответственность автотранспортного предприятия перед льготной категорией пассажиров. Частные извозчики в этом отношении сравняли всех пассажиров, деньги для них играют роль первостепенной важности. А основную часть пассажиров Азнакаевского ПАТП составляют пенсионеры, ветераны войны и труда, их компания в садово-огородный сезон до 18 тысяч человек доходит. Бывает и так, что в село с автовокзала едет один пассажир-пенсионер, но он знает, что автобус до места назначения ему непременно подадут.

КАЖДОЙ ПРОБЛЕМЕ – ПО РЕШЕНИЮ

Уважительное отношение к пассажирам – этого неизменного правила автотранспортное предприятие придерживалось всегда. Хотя и не скрывает, что в случае социальной ответственности перед льготниками несет убытки. В некоторых районах Татарстана, говорит Владимир Алексеевич, для автотранспортных предприятий выделяют дотации, это и помогает им выстоять. В Азнакаево, к сожалению, вопрос помощи автотранспортникам до сих пор не решен.

Убытки предприятие раньше покрывало за счет доходов от транспортных услуг для нефтяников. В последние годы объем этих работ значительно сократился. Работа с нефтяными предприятиями стала осуществляться через посредника – управляющую компанию. А это тоже – дополнительные и существенные расходы за услуги посредника. Не лучшим образом на настроении коллектива сказываются и связанные с этим явлением разрывные графики работ водителей: утром и вечером они работают час-полтора, а в остальное время бездействуют. Раньше они, бывало, целыми днями работали у нефтяников.

- Я понимаю, в каком положении оказались мои водители. Зарплата их, конечно, с зарплатой нефтяников не сравнится. Я очень благодарен работникам за их терпение и понимание, уверен в своем коллективе, - с благодарностью отзывается о своих работниках руководитель Азнакаевского ПАТП.

- Один наш ветеран стоит трех молодых работников, - без обиняков замечает Владимир Алексеевич. Это и понятно – старые водители другой закалки, прежде всего, люди дела. А теперь у людей совсем другие ценности. По словам руководителя, молодые, когда приходят трудоустраиваться на предприятие, первым делом интересуются: сколько я буду получать? Заметьте, они не задаются вопросом: сколько буду зарабатывать!?

Еще с одной проблемой столкнулось пассажирское автотранспортное предприятие – с невыполнением договорных обязательств между вокзалами. Связано это с тем, что теперь и они активно включились в конкурентную борьбу за своих пассажиров. Если, например, в ходе продажи билетов выясняется, что пассажиров будет достаточно много, то автовокзалы предпочитают отправлять до места назначения свои собственные автобусы. Хотя утвержденное Министерством транспорта и дорожного хозяйства расписание движения автобусов существует.

...Теперь – совсем другие времена, другие требования. Приходится приспосабливаться к условиям рыночной экономики, изыскивать новые возможности для дальнейшего развития. Неизменным все же остается одно – необходимость в автотранспортном предприятии. Его работа очень важна для многих азнакаевцев – всех тех, кто каждое утро выходит на автобусные остановки. Каждому хочется, чтобы автобус подошел вовремя, чтобы ехать с комфортом…

 НЕЙЛЯ АВЗАЛОВА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

17 января
16 января

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?