7 (962) в продаже с 26 февраля 16+

Чужих детей не бывает

16 мая 2008

15 мая ежегодно, вот уже на протяжении четырнадцати лет, отмечается во всем  мире Международный день семьи. Но что такое понятие семьи? На первый взгляд, содержание слова знакомо всем – папа, мама и я, а еще тепло семейного очага, совместный отдых по воскресеньям и большая фотография в семейном альбоме. А что делать тем, у кого нет ничего этого, для кого мама – это воспитатель детского дома?..

В младшем возрасте дети еще не осознают этих понятий, не знают, что они – оставшиеся без попечения родителей, сироты, детдомовские воспитанники. Но они инстинктивно тянутся к материнской заботе и уюту. А взрослый мир придумывает разнообразные формы для устройства ребенка в семью,  – усыновление (удочерение), опека, приемная семья.

Каким бы хрупким и возвышенным не казалось нам понятие семьи, без формальностей не обойтись. Поэтому для начала разъясним: усыновление (удочерение) – принятие ребенка в семью на правах кровного; опека – принятие ребенка в семью на правах воспитанника, когда опекун имеет все права родителя в вопросах воспитания, а государство выплачивает средства на содержание ребенка.  Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и приемными родителями на определенный срок, и когда государство выплачивает средства на содержание ребенка и заработную плату родителям. Нас заинтересовал процесс передачи ребенка в приемную семью, и с просьбой рассказать об этом подробнее мы обратились в Управление образования города Казани, к ведущему специалисту  Гузель Мухарамовой.

 - Гузель Шамильевна, приемная семья ежемесячно получает на ребенка около восьми тысяч рублей. На что положено тратить эту сумму?

-  Деньги рассчитаны на приобретение одежды и еды, на образование, платные кружки. Родителей органы опеки приглашают два раза в год, для того чтобы они представляли отчет о потраченных деньгах, которые были выданы им на воспитание ребенка. Также  в случае, если у родителей возникают вопросы, они могут обращаться в районные органы опеки и совместно решать возникшие проблемы. Два-три раза в год мы выходим с целью осмотреть жилищные условия ребенка.

- А если, к примеру, маленькому ребенку 3-4 года, ему  не нравится в семье, его не любят, кому он может сказать об этом? Что может сделать?

- Дело в том, что таких маленьких детей в приемную семью не передают, в таких случаях предпочтение отдается усыновлению. Если даже ребенок до семи лет попал в приемную семью, то это только с перспективой усыновления. А уже при усыновлении родителям предъявляются особенные требования, чтобы избежать подобных ситуаций.

- То есть приемные дети в большинстве случаев – это дети в возрасте от семи до восемнадцати лет. А установлена ли цифра максимально возможного количества приемных детей в семье?

- По положению, до восьми человек. Но все же считается, что в городских условиях это нецелесообразно. Мы с радостью отдаем детей  родителям, имеющим профессию педагога, врача, они воспитывают по три, четыре приемных ребенка.

- Если обратиться к селу, там семьи берут детей из сельских детдомов, или все же из города? Учитывается ли тот момент, что, к примеру, городскому ребенку трудно адаптироваться к деревенской жизни?

- Существует единый республиканский банк  данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. И там фиксируются как кандидаты в приемные родители, в усыновители, так и дети. Через Центр усыновления подбираются приемные семьи, усыновители, и дети могут быть переданы как из районов в города, так и из города в районы республики. С этой точки зрения так жестко процесс не контролируется. Необходимо упомянуть и такой момент, что мы не склонны разделять братьев или сестер, предпочтительнее передавать детей в одни руки. В любом случае, будь то село или город, ребенок проходит определенную адаптацию, и здесь, в первую очередь, важен внутренний комфорт, микроклимат в семье, понимание между родителями и детьми, принятие детей такими, какие они есть.

- Проходят ли дети психологическую подготовку перед тем, как прийти в семью?

- Адаптационный период детей приходится на гостевую семью, когда ребенку предоставляется возможность побывать в семье, которая желает его усыновить, или взять в качестве приемного ребенка. В гостевой семье ребенок может находиться до месяца, но это не обязательное условие.

- Как прослеживается процесс налаживания отношений между приемными и биологическими детьми? Ведь ситуация, что ребенка сверстники могут просто не принять, не исключена.

- Для этого мы сначала обследуем семью, изучаем внутреннюю атмосферу, отношения родителей с собственными детьми, связываемся со школой, откуда запрашиваем характеристики на биологических детей будущих родителей. Все это входит в компетенцию психологов, которые в центре усыновления, в основном, работают с родителями-кандидатами, в школах и детсадах - с детьми.

- Если семья решила взять приемного ребенка, каким должен быть алгоритм их действий?

- Во-первых, родители должны обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства. После прихода туда они оставляют заявление и забирают список с перечнем документов, которые должны подготовить и принести при следующем визите в органы опеки, включая и медицинское обследование. Все документы в органах опеки еще раз перепроверяются, делается заключение, которое направляется в Республиканский центр усыновления, где и осуществляется подбор ребенка для родителей.

- По каким причинам семье может быть отказано в приемном ребенке?

- Это могут быть медицинские противопоказания (какое-то психическое заболевание) или судимость. Необходимо понимать, что и имеющиеся физические ограничения тоже не позволят человеку полноценно воспитывать ребенка.

Мы также поинтересовались у Гузель Мухарамовой, каков в среднем социальный портрет приемных родителей. Как выяснилось, например, по Советскому району, это врачи, педагоги, добродушные, отзывчивые, законопослушные люди, имеющие более одного ребенка или не имеющие своих детей. При передаче ребенка в семью предпочтение отдается людям старше тридцати лет, семейным парам не первого года совместной жизни. «Мы хотели бы, чтобы люди шли на этот шаг сознательно», - подчеркнула в конце разговора Гузель Мухарамова.

Но что значит сознательно? Решив взять ребенка в семью, можно ли предугадать все жизненные ситуации, которые встретятся на пути родителей? Как психологически подготовить себя, чтобы потом не было ни боли, ни раскаяния, ни сожаления? Приемный ребенок не бездомный котенок – невозможно его сначала пожалеть и принести домой, а потом снова вышвырнуть на улицу. Хорошо, если у родителей есть опыт общения со своими детьми, а если в бездетную семью сразу пришел ребенок 6-7 лет, личность которого почти сформировалась? У него свое восприятие жизни, возможно, и идущее вразрез с родительским, отсюда и частые конфликты, ссоры, новая травма для ребенка – меня никто не любит, и я никому не нужен. Возможно ли этого избежать? Да, вполне. Благодаря Центру социальной помощи семье и детям «Гаилэ» стало возможным готовить родителей для приема в семью ребенка. Свою работу они подстегивают золотыми словами: «Не имеют права учиться на собственных ошибках замещающие родители, принявшие в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким родителям необходимы обучение и помощь». Рассказывает директор центра Надежда Хрусталева:

- Причины, по которым берут приемных детей, очень разные. К примеру, в последнее время часто это были одинокие матери, уже состоявшиеся женщины, около сорока лет.

- Возможно ли помещать ребенка из детдома вновь в неполную семью?

- Здесь нужно четко разделять понятия «приемный ребенок» и «усыновление». Такая форма устройства, как приемная семья, подразумевает, что  взрослые - это не родители, а воспитатели. Считается, что мама работает, и семья, которая принимает ребенка, – это мини-детский дом. Приемный ребенок живет в семье, не претендуя ни на жилплощадь, ни на наследство. Правда, часто ребенка берут в семью с дальнейшим усыновлением, тогда уже условия становятся другими. Приемный ребенок приносит в семью деньги, и здесь, конечно, присутствует некая меркантильность, от которой никуда не денешься. Но психологи в такой ситуации говорят, что материальный интерес не страшен, ведь родители должны нести психологическую ответственность за ребенка.

Прием ребенка в семью - процесс нелегкий, родители должны быть готовы к разным ситуациям, поэтому мы и создали в центре службу «Семейной академии», чтобы помочь им. Полномочия «Академии» четко разграничены с полномочиями органов опеки. Здесь не проводится никаких законодательных процедур, мы только обучаем родителей и приходим им на помощь, когда это необходимо. В дальнейшем мы планируем и сопровождение приемных детей, что включает в себя их диагностику, психологические программы. То есть, например, после тестирования ребенка мы сможем выявить какие-то скрытые моменты в поведении, психологии и объяснить маме, на что следует обратить внимание. Это позволит разъяснить картину отношения семьи к ребенку, и наоборот.

Как правило, наиболее сложным является период адаптации ребенка в семье, именно поэтому нужно создавать систему подготовки как родителей, так и детей.  А для этого нужно подготовить психологов, воспитателей, которые будут работать, помимо родителей, и с этими детьми тоже, обучать их. Следующий не менее важный момент – сопровождение приемной семьи, по которой тоже должна быть разработана программа, а также сопровождение детей, вышедших из приемных семей, отслеживание их дальнейшей судьбы. Только создав такую целостную систему, мы сможем добиться высоких результатов при передачи детей в семьи. 

- Что из этой системы уже создано?

- Сейчас мы активно работаем в направлении организации тренингов для родителей,  которые могут пройти и те, кто уже взял в свою семью ребенка. Мы не устаем повторять, что приемный родитель – это та же профессия, и ей надо учиться, как и любой другой. Поэтому бояться тренингов не надо, они необходимы. Вот, например, задумываются ли родители над такой ситуацией: приемная девочка, с которой у приемной мамы складывались очень хорошие отношения, по достижении 18 лет приходит и говорит - познакомься, мама, это мой жених, мы хотим сыграть свадьбу и будем жить у нас дома. Какими будут дальнейшие действия мамы, неизвестно, потому что, как выясняется, часто она об этом и не задумывалась. Тренинги же призваны готовить к подобным неожиданностям родителей. И все это проходит в игровой форме, с родителями у нас работает очень хороший психолог, ведущий специалист Татьяна Николаевна Абдулкина. Необходимо приемным родителям четко понимать, что будет в будущем с этим ребенком. Если тратить сегодня все его деньги, то с чем он выйдет завтра? Мы ведь думаем о будущем своих детей, и приемные родители тоже должны уже сегодня позаботиться о завтрашнем дне ребенка.

- Вы сказали, что «Семейная академия» не имеет аналогов в республике, а как дело обстоит по России в целом?

- Подобные тренинги получили распространение в Москве. Именно на базе московского детского дома №19 центр «Гаилэ» смог организовать подобные тренинги: они предоставили нам материалы, разрешили их использовать. В своей работе мы отталкиваемся не от теории, а от практики. Мы приглашали родителей, которые уже имеют приемных детей, общались с ними, выясняли, какие темы, проблемные ситуации необходимо рассматривать на тренингах. И уже потом на основе этого, разработав методическую базу, начали проводить у себя эти тренинги.

Сегодня в центре «Гаилэ» готовы принять и обучить всех желающих, помочь родителям, детям, родственникам, ставшим опекунами.

Понятно, что определенная система в отношении приемных родителей и детей сложена, а вот как расценивают ее сами ставшие приемными родителями? С целью найти ответ на интересующий вопрос мы встретились с Эльвирой Шайхутдиновой, матерью шестерых детей: в большой семье воспитываются как приемные, так и родные дети. «Лучше приходите с утра, - ответил нам по телефону приятный женский голос, - иначе я не успею приготовить обед, а потом нам надо гулять, во время дневного сна тоже не получится…» Наша встреча проходила дома. Несмотря на то, что Эльвира встала в шесть утра, и так каждый день, она встретила меня улыбающейся, ее глаза сияли блеском, который бывает только от осознания своего женского счастья. Поскольку она сама выросла в большой семье, то всегда знала, что у нее будет много детей. Сначала она хотела взять сразу четверых приемных детей, но ей не разрешили. Сейчас у нее их двое. В первое время у мальчишек было сильное отставание в развитии речи, ей заново приходилось учить их практически всему: и что хлеб на столе приносит не какой-то дядя, а их папа, который работает, получает  деньги и покупает на них продукты, и что яблок им дадут столько, сколько они захотят съесть, и что не надо кричать, надрываясь, когда мама просто куда-нибудь отходит на минуту, ведь она обязательно вернется. «Они у меня умницы, - говорит Эльвира, - теперь уже начали хорошо говорить, уже не крушат дома все на своем пути, успокоились, приласкались. А в то, что детей можно брать ради денег, я не верю. Посчитайте сами, если только одежды на зиму каждому покупать, сколько надо, когда одна мутоновая шуба стоит 5-6 тысяч! Без мужа я бы тоже не справилась, спасибо ему большое».  Эльвире хотелось бы, чтобы почаще их навещали, чтобы государство брало на себя заботу о дальнейшем образовании детей. «Спасибо тем людям, кто придумал форму приемной семьи, я считаю, что дети должны расти и воспитываться дома, с родителями. А лучше, чтобы вообще не было брошенных детей».   

  АРСЛАН КАМАЛ, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

26 февраля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?