39 (947) в продаже с 23 октября 16+

НГТТИ: институт, где воспитывают профессионалов

13 июня 2008

За Набережночелнинским государственным торгово-технологическим институтом (НГТТИ) прочно закрепился эпитет «уникальный». В чем же состоит особенность этого учебного заведения, на беглый взгляд, казалось бы, и не отличающегося от десятков и сотен подобных вузов «лица не общим выраженьем»? Перво-наперво, в истории его развития. За 36 лет своего существования это учебное заведение прошло все ступени образования: торгово-кулинарное училище, среднее профессионально-техническое училище, коммерческий лицей, профессиональный торгово-технологический колледж… И вот, наконец, четыре года назад была освоена и высшая ступень.

Сегодня в этом многоуровневом инновационном профессиональном учебном заведении ведут подготовку специалистов начального, среднего и высшего профессионального образования для сферы торговли и общественного питания.

 С ЧЕГО НАЧИНАЛСЯ ИНСТИТУТ

Есть в старой части Набережных Челнов на улице Красной двухэтажное деревянное здание. В этом старинном, некогда купеческом, доме в 1972 году было открыто торгово-кулинарное училище: четыре кабинета, где первые учащиеся осваивали профессию повара, кондитера, продавца, контролера-кассира. Библиотека, за неимением дополнительных площадей, располагалась в вагончике во дворе училища, а уж о собственной столовой тогда не приходилось даже мечтать… Тем не менее, уже в первый год здесь обучались 507 человек, работали 72 педагога! Полным ходом шла подготовка специалистов сферы обслуживания, в первую очередь, для строителей автомобильного гиганта – КамАЗа. Вместе с тем, в городе активно развивались торговля и общественное питание. Новым магазинам, ресторанам, кафе требовалось все больше и больше квалифицированных работников. С каждым годом увеличивался и набор в училище. Соответственно, назревала потребность в большом, современном здании, где учебное заведение могло бы по-настоящему развернуться, а следовательно, – развиваться и совершенствоваться.

Новый корпус торгово-кулинарного училища решено было возвести на пересечении двух проспектов – Беляева (носившего тогда название улицы Космонавтов) и Московского. Именно здесь, в этом светлом, просторном здании, которое окружает небольшой, но очень ухоженный парк с аккуратными газонами и яркими цветниками, и располагается сегодня одно из ведущих учебных заведений Закамского региона, отлично зарекомендовавшее себя не только в Татарстане, но и во всей России, – Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт. И, если говорить об институте в «очеловеченном» качестве, здесь необходимо отметить одну важную, на наш взгляд, особенность: пройдя непростые ступени взросления и развития, НГТТИ на всех этапах сумел сохранить присущую юности способность к творческому развитию, открытость для всего самого нового, передового, интересного. Для студентов он всегда был и остается настоящей альма-матер, где молодые люди, постигая науки и приобретая профессиональное мастерство, живут насыщенной, полнокровной жизнью – становятся специалистами и раскрываются как личность. А помогают им в этом, конечно, педагоги и мастера производственного обучения – мудрые наставники и добрые товарищи, которые щедро делятся с ребятами и своими знаниями, и своим жизненным опытом.

- Сегодня НГТТИ является многоуровневым инновационным учебным заведением, осуществляющим подготовку высококвалифицированных специалистов среднего и высшего профессионального образования для сферы торговли и общественного питания, – говорит об учебном заведении его ректор Виктор Семенович Суворов. – Мы очень любим его – наш торгово-технологический – и считаем одним из самых лучших учебных заведений. Здесь удачно сочетаются личностное и профессиональное, педагогическое и студенческое, творчество и отдых.

ОТ УЧИЛИЩА – ДО ИНСТИТУТА

Надо сказать, что преобразования последних почти 20 лет, через которые прошло это учебное заведение, напрямую связаны с именем его ректора В. Суворова.

Виктор Семенович Суворов был избран директором СПТУ-117 в октябре 1989 года, и к тому времени у него уже имелся богатый опыт работы в системе профобразования.

- Я очень хотел этих выборов, - рассказывает Виктор Семенович. – Опыт работы в сфере подготовки кадров, профессионального образования, серьезные размышления на эту тему требовали выхода к людям. Я хотел поделиться с коллегами своей уверенностью в том, что учебное заведение, несмотря на все трудности, можно не только возродить к новой жизни, но и поднять на значительно более высокий уровень.

Торгово-кулинарное училище вступило в эпоху активных перемен. Весь свой опыт и энергию директор направляет на то, чтобы раскрыть и научно обосновать феномен профобразования в современном мире. Предстояло сформулировать концепцию идеального учебного заведения XXI века, и, что самое главное, такое учебное заведение создать. Нельзя не отметить и тот факт, что начало руководства Виктора Суворова приходится на 1990-е годы – переломный для всей страны период.

Становление учебного заведения происходило в непростых условиях. Вся сфера образования, в том числе и профессиональная, пребывала тогда в состоянии кризиса. На торгово-кулинарном училище эта ситуация сказалась самым болезненным образом: произошло резкое снижение финансирования, которое было сокращено сразу на восемнадцать статей! Откуда брать средства? Как обеспечивать полноценный учебно-воспитательный процесс? Выход решили искать в расширении хозяйственной самостоятельности.

- Мы одни из первых в республике создали в учебном заведении хозрасчетные производственные участки, что способствовало экономической стабилизации, – вспоминает В. Суворов.

Тогда и были открыты свой магазин, гостиница, ателье, организована ремонтно-строительная бригада, основаны курсы повышения квалификации. У училища появились средства для того, чтобы развиваться в соответствии с той программой, которую Виктор Суворов предложил коллективу во время выборов. Учебное заведение не только выжило в сложные времена, более того – здесь был создан задел для инноваций. И, что не менее ценно, – были сохранены моральное единство коллектива, обстановка творчества и целеустремленности.

А затем… Затем началось кардинальное переустройство учебного заведения, стал последовательно меняться и его статус. Безусловно, эти перемены предопределили и рост профессиональной зрелости педагогического состава: системными стали встречи с академиками, ведущими специалистами в области профессионального образования, активное развитие получили научно-практические семинары, конференции, организационно-деятельностные игры.

В 1992 году училище было преобразовано в коммерческий лицей. Повышение статуса учебного заведения было связано с интегрированием программ обучения последнего курса лицея с программами первого курса Казанского института экономики, управления и права. Это позволило повысить образовательные возможности учебного заведения. В 1997 году лицей был преобразован в торгово-технологический колледж. А в 2004 году учебное заведение получило статус высшего, и стало называться Набережночелнинским государственным торгово-технологическим институтом.

СЕКРЕТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

О том, чем сегодня живет НГТТИ, и какие задачи ставит на перспективу, рассказывают его сотрудники: ректор Виктор Семенович Суворов, проректор по учебной работе Ирек Гаязович Газизов, проректор по научно-методической работе Светлана Леонидовна Иванова, проректор по воспитательной работе Галина Владимировна Альмухамедова, проректор по финансово-экономической работе Наталья Владимировна Новикова.

- НГТТИ – одно из немногих в России учебных заведений, которое имеет систему трехуровневого образования. Почему именно этот метод образования был положен в основу деятельности вашего института? В чем его преимущества?

В.С. Суворов: Многоуровневость – это основа инновационной направленности образовательного учреждения. В этом мы в значительной мере ориентировались и на исследования зарубежного опыта, где большое внимание уделяется практико-ориентированному обучению и многоуровневому образовательному процессу, и на наработки в этой области отечественных специалистов. Установлено, что выпускники вузов, прошедшие такое обучение, лучше других адаптированы к производству, демонстрируют быстрый профессиональный рост, более конкурентоспособны в современных экономических условиях, и, следовательно, добиваются достойного благосостояния. Мы четко представляем то, что воплотить в жизнь такое образование представляется возможным только при использовании новой личностно-ориентированной образовательной парадигмы, и потому строим свою работу с учетом этих требований.

- Вы неоднократно в своих выступлениях подчеркиваете, что образовательный процесс в вашем учебном заведении является «личностно ориентированным». Что подразумевается под этим понятием?

В.С. Суворов: Так как новые требования к специалистам привели к новому определению их квалификации, где, кроме профессиональных знаний, умений и навыков, обозначены и качества личности, то наш образовательный процесс планируется и проводится на основе личностно ориентированной технологии обучения. В этом отношении нам не пришлось начинать с нуля. Многолетний опыт организации непрерывного образования доказывает, что образовательное учреждение уже по своей структуре является личностно ориентированным. Сопряженность учебных планов и программ нескольких ступеней, интеграция обучения и воспитания специалистов прямым образом способствуют развитию личности. Внутри каждой ступени происходит блочно-модульное обучение, да и сама ступень представляет собой модуль. Все это создает условия для индивидуализации обучения, для выбора студентом собственной траектории образования и для реализации своего творческого потенциала.

Г.В. Альмухамедова: Да, самое главное в нашем учебном заведении – это то, что каждому студенту дается возможность раскрыться не только в учебе, но и в личностном плане. Огромное внимание уделяется воспитательной работе, ее интеграции в учебный процесс. Приходит студент учиться – и волей-неволей погружается в поток мероприятий и дел: творческие конкурсы и конкурсы профессионального мастерства, спортивные и интеллектуальные соревнования, благотворительные акции, конференции и игры – чего только нет в запасниках традиций института! Самые интересные – «Мисс Грация» и «Студент года», «Посвящение в студенты» и «Алло, мы ищем таланты!», новогодний Гала-концерт и встреча с ветеранами 9 Мая, «Философский аукцион» и «Повар года», соревнования по армрестлингу и, конечно же, самими студентами придуманные и проводимые ежемесячно праздники в общежитии. Можно заняться туризмом или футболом, хореографией или журналистикой, барменским искусством или атлетической гимнастикой, войти в волонтерское или стройотрядовское движение, попробовать себя в общественной деятельности. Студенческий совет, Совет общежития, Форпост, PR-группа, Студенческое научное общество ждут любого. Участие в такой обширной деятельности раскрывает способности каждого и помогает по-новому ощутить и утвердить себя среди сверстников и в дальнейшем – на производстве.

- В вашем учебном заведении ведут подготовку специалистов для сферы торговли и общепита. Будут ли в НГТТИ открывать новые специальности?

И.Г. Газизов: Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт — образовательное заведение особого типа. В институте осуществляется система непрерывного образования, предусматривающая подготовку специалистов с начальным, средним и высшим профессиональным образованием для сферы торговли и общественного питания. В настоящее время институт осуществляет подготовку специалистов по 6 специальностям высшего, 3 – среднего и 3 – начального профессионального образования. Подготовка ведется по очной, очной сокращенной, заочной и заочной сокращенной формам обучения.

Перечень специальностей в зависимости от потребностей региона постоянно обновляется. В 2007 году институт получил лицензию по трем новым специальностям высшего профессионального образования: маркетинг, реклама, связи с общественностью. В 2008 году подготовлены документы на лицензирование по двум специальностям среднего профессионального образования.

С момента создания учебного заведения мы стараемся не изменять профиль нашего вуза. Мы не готовим юристов, бухгалтеров, экономистов. Все наши выпускники призваны работать в сфере торговли и общественного питания. Для этого в учебные планы вводятся дисциплины специализации, позволяющие выпускникам успешно адаптироваться на предприятиях торговли и технологического профиля.

- В каких условиях живут и учатся студенты?

Г.В. Альмухамедова: У нас созданы условия не только для плодотворной учебы студентов, но и для их комфортного проживания. При институте имеется свое современное, благоустроенное общежитие, где проживают 186 человек. Кстати, по итогам республиканского конкурса «Студент года Республики Татарстан-2006» в номинации «Лучшее общежитие» мы заняли первое место среди всех вузов республики. Уют и чистота, новая мебель и оборудование, интересные, веселые праздники и вечера – вот лицо общежития. Но заселение сюда происходит на основании конкурса, и условия конкурса – довольно строгие.

Вообще, дисциплина в институте основана на нравственных принципах и требованиях к современному деловому человеку – отсюда и максимальная требовательность, и максимальное доверие. У нас обязательна деловая форма одежды; в институте запрещено курить. Зато в актовом зале постоянно проходят концерты, спектакли, встречи, ток-шоу, презентации. А все уроки физкультуры проводятся на улице – здоровье и спорт у нас на первом месте! Очевидно, поэтому ни преступности, ни наркомании у нас в институте нет. И родители, зная эти условия учебы и жизни студентов в НГТТИ, стремятся отдать своих детей в наше учебное заведение.

- В условиях социально-экономических преобразований, реформирования и модернизации профессионального образования наука становится приоритетным направлением в развитии любого вуза. Какое развитие получило это направление в вашем институте?

С.Л. Иванова: Научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава в НГТТИ уделяется самое пристальное внимание. Сегодня НГТТИ является вузом, осуществляющим подготовку кадров высшей квалификации. Подготовка аспирантов, соискателей, докторантов осуществляется на четырех кафедрах института по четырем научным направлениям. Всего в институте обучаются в аспирантуре 5 человек, являются соискателями ученой степени кандидата наук 11 человек, доктора наук – 4 человека.

Преподаватели на кафедрах ведут научно-исследовательскую работу в рамках своих научных направлений; публикуют научно-методические издания, в том числе и монографии; участвуют в международных и всероссийских научных конференциях. Так, только за 2007-2008 учебный год приняли участие в 11 международных и 37 всероссийских конференциях. Педагоги готовят студентов к проведению самостоятельных научных исследований, к обобщению и представлению результатов этих исследований в форме докладов и публикаций на студенческих научных конференциях – более ста научных работ студентов опубликовано за несколько месяцев 2008 года. Под  руководством наставников студенты принимают участие в городских, республиканских всероссийских конкурсах, проектах.

- Значит, и студенты включены в научный процесс?

С.Л. Иванова: Как на ступени ВПО, так и на ступени СПО созданы и успешно работают Студенческое научное общество (СНО), Совет СНО. В этом году студенты НГТТИ приняли активное участие в республиканских проектах и конкурсах: «Перспектива», «Студенческая семья», в городских, региональных, всероссийских студенческих научно-практических конференциях, в том числе международной конференции молодых ученых и аспирантов «Ломоносов – 2008 », которая проходила на базе МГУ. Нашим ребятам выпала честь не просто участвовать в этом престижном форуме среди ведущих университетов России, но и вообще представлять республику, поскольку НГТТИ был там единственным вузом из Татарстана.

- А что является первостепенными задачами в научной деятельности вашего вуза?

С.Л. Иванова: Сегодня в НГТТИ есть все необходимое для развития науки. Главные задачи, которые предстоит решать, - поддержка и развитие научных школ, подготовка нового поколения научных кадров из числа талантливых студентов и аспирантов, повышение авторитета института внутри республики, страны и за ее пределами.

Принципиально важно для нас обеспечивать непрерывность своего рода цепочки: найти талантливого школьника, обучить его в институте новым методикам на современном оборудовании, выявив у него склонность к научной деятельности, привлечь к дальнейшим научным исследованиям в аспирантуре. А затем пригласить его на работу в наш институт на должность преподавателя кафедры или научного сотрудника лаборатории. 

- Учеба в вузе предполагает тесную связь с научно-производственной практикой, наличие материально-технической базы, лабораторий. Как с этим обстоит дело в вашем институте?

И.Г. Газизов: Нормальная организация учебного процесса в обязательном порядке предполагает наличие достаточной материально-технической базы. И она у нас есть. Институт располагается в двух зданиях общей площадью 15 341 кв. м, в которых имеются 18 лабораторий, 31 учебная аудитория, 4 лекционных зала, 5 компьютерных классов, спортивный и тренажерный зал, общежитие.

Учебные аудитории и лаборатории института оснащены современным оборудованием, приборами и вычислительной техникой, что соответствует целям и задачам подготовки специалистов, развитию научных исследований. Только за последние 3 года вуз приобрел оборудования более чем на 3,8 млн. рублей.

Большая работа проводится в направлении компьютеризации института. На сегодняшний день в вузе 145 компьютеров, большинство из которых объединены в единую локальную сеть и подключены к сети Internet, информационным системам «Гарант» и «Консультант-плюс».

В институте имеется прекрасная библиотека с более чем 63 800 экземплярами учебной, научной и научно-методической литературы. По количеству книг, приходящихся на одного студента, НГТТИ находится в центральной зоне выборки из 650 институтов Российской Федерации.

  - Известно, что в НГТТИ уделяют большое внимание повышению квалификации педагогов. Расскажите об этом направлении работы.

И.Г. Газизов: Действительно, 74,5  % профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень или звание, 8,8% из них – доктора наук. По итогам государственной аккредитации российских вузов по этому показателю наш институт находится в первой четверти выборки из 605 институтов. Мы поддерживаем тесные связи с другими вузами России нашего профиля. В частности, председателями государственных аттестационных и экзаменационных комиссий и  нашими консультантами являются: вице-президент ассоциации кулинаров России, советник директора Комбината питания «Кремлевский» Администрации Президента Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Московского государственного университета пищевых производств Российской Федерации Анатолий Дмитриевич Ефимов, доктор технических наук, профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы Российской академии им. Плеханова Тамара Григорьевна Родина, заведующий кафедрой технологии продуктов общественного питания Чебоксарского кооперативного университета Российского университета кооперации, доктор биологических наук, профессор Алексей Димитриевич Димитриев, доктор технических наук, профессор кафедры социологии ИППК Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Геннадий Иванович Ванюрихин. Ведущие преподаватели престижных московских вузов периодически приглашаются для чтения лекций.

  - Как вы оцениваете финансовые возможности института для научной деятельности и для обеспечения образовательного процесса?

Н.В. Новикова: Приоритетными направлениями финансового менеджмента нашего института является, во-первых, формирование материально-технической базы, соответствующей самым современным требованиям, это – информатизация всех составляющих учебного процесса; углубленное изучение иностранных языков с применением современных методик преподавания; создание лабораторно-практического комплекса и т.д. Во-вторых, мы считаем необходимым развитие научно-исследовательской деятельности среди студентов и профессорско-преподавательского коллектива. И, конечно, не остается за пределами нашего внимания воспитательная работа, направленная на формирование личностных и профессиональных качеств наших студентов и учащихся.

- Сейчас много говорят о социальном партнерстве учебных заведений. На ваш взгляд, что необходимо, чтобы, наконец, сложились взаимовыгодные отношения между учебным заведением и социальным партнером?

В.С. Суворов: Для того чтобы мы решили проблемы с приведением образования к мировым стандартам, необходимо отработать соответствующую нормативно-законодательную базу, принять профессиональные стандарты, провести сертификацию, поднять на должный уровень роль социального партнерства в образовательном процессе. Было бы разумно, если бы на 50% учебный процесс финансировался государством, а на 50% - социальными партнерами, базовыми предприятиями. Почему на Западе бизнес охотно участвует в финансировании учебных заведений? Потому что это связано с квотированием рабочих мест, льготным налогообложением, продуманной системой взаимовыгодных отношений. Вот, собственно, в этом и состоит различие образовательных моделей у нас и за рубежом. Сегодня наша научно-педагогическая общественность напряженно ищет пути формирования профобразования XXI века. И мы в этом процессе принимаем активное участие.

 КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

И в завершение нашего рассказа о Набережночелнинском государственном торгово-технологическом институте, полагаем, будет уместным привести мнение известного ученого и преподавателя, доктора технических наук, профессора Московского государственного университета пищевых производств Российской Федерации Анатолия Дмитриевича Ефимова:

- Считаю очень перспективным направлением систему многоуровневой подготовки кадров: от рабочего до специалиста с высшим образованием. Система питания с каждым годом совершенствуется, в нее входят новые элементы, которые делают питание рациональным, безопасным и доступным для населения. Подготовка специалистов с высшим образованием имеет первостепенное значение в рамках новых подходов в условиях рыночной экономики и в соответствии с требованиями времени.

Сотрудничество Набережночелнинского государственного торгово-технологического института с Московским государственным университетом пищевых производств, несомненно, дает свои положительные результаты. Высокое качество подготовки специалистов не вызывает сомнения. Многие студенты НГГТИ совмещают учебу в вузе с работой по избранной специальности, и их дипломные проекты призваны решать конкретные возникающие вопросы на потребительском рынке города.

Коллектив института не только проводит в жизнь достойную образовательную программу, но и осуществляет высокопрофессиональный воспитательный педагогический процесс.

 Подготовили Нейля АВЗАЛОВА и Алла ОРЕХОВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

28 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?