20 (779) в продаже с 26 мая 16+

Екатерина Черных: «Опыт любой мамы может стать её доходом»

13 января 2017

Еще, казалось бы, совсем недавно понятие «бизнес» было обезличенным, и эксперты твердили, что законы предпринимательства одинаковы как для слабого, так и для сильного пола. И вдруг заговорили о «бизнесе по-женски», стали появляться книги на эту тему. Теперь это некий тренд.

Екатерина Черных – та самая, что пребывает в этом тренде уже почти год. Она – автор электронного портала MamaDoma.biz, созданного с целью помочь мамам в декрете найти удаленную работу или открыть свой бизнес. За несколько месяцев проект успел стать резидентом IT-парка в Набережных Челнах, получить поддержку инвестора и грант на обучение в Московской школе управления Сколково. И, пожалуй, самое важное – уже получилось помочь сотням мам по всей России. Неутомимость самой Катерины вызывает восхищение. Мама четверых деток (младшему из которых скоро будет годик), она находит время и на семью, и на поездки по знаковым мероприятиям, знакомится с гуру бизнеса и перенимает все передовое, что есть в предпринимательстве. А еще она – блогер, бизнес-тренер и автор оффлайн-проекта «Завтраки с MamaDoma.biz» для мам.

В процессе общения едва успеваешь за стремительным ходом мыслей Катерины и ловишь себя на мысли, что она человек из новой реальности, другого мира, где нет ничего невозможного. Кажется, что стены пиццерии, где идет беседа, вот-вот начнут двигаться, настолько безгранично мышление героини нашего времени.

- Катерина, за последние полгода ты побывала во многих городах: Москва, Петербург, Уфа, Казань. Что особенно зацепило?

- Из тех мест, где я побывала за последние полгода, самое яркое впечатление произвела, конечно, Московская школа управления «Сколково». Это блестящий состав коучей, высокий уровень знаний, да сама атмосфера и люди чего стоят! Здесь можно познакомиться с интереснейшими личностями: как уже состоявшимися в жизни, так и с теми, кто уже сформировал свою идею бизнеса и готов ее реализовать, делать что-то свое, а не работать на кого-то. Мне довелось общаться с разными предпринимателями, в том числе такими, которые задались целью масштабировать свое дело на страну или даже мир. Были люди из разряда менеджеров среднего звена, но понимающих, что проявить себя можно только на собственном деле. Из региональных конференций особенно запомнилось мероприятие в Казани Start-Up Weekend 2016.

По поводу тренда. Сейчас это однозначно сторителлинг. На Западе его считают единственно верным способом продвижения бизнеса, и Россия уже подхватила это веянье. Все очень просто. Если раньше люди покупали булочки просто в пекарне, то теперь они хотят выпечку от пекаря с историей, с традициями, рецептами от бабушки и т.п.. Чувствуешь? На первый план выходит создание личного бренда, своей истории. Это всё модно, актуально и эффективно для бизнеса. Причём важны не только победы, но и поражения, потому что только через падения мы приобретаем опыт. Любое поражение заставляет нас анализировать мощнее, чем победы.

На днях в Казани проводила мастер-класс Лилиана Пертинава и много говорила именно об этом. Это очень яркий «пиарщик», один из известнейших специалистов в своей теме по России. Кстати, журналисты тоже любят слушать не столько о победах, сколько о поражениях или факапах, как их модно называть, потому что такие статьи потом читаются на одном дыхании.

- Ты стала победителем Woman StartUp Day в Питере этой осенью. Какие необычные направления запомнились среди женских бизнесов?

- О, столько всего повидала и услышала, что трудно выделить что-то. Мы, например, с замечательной девушкой Юлией Байковой общаемся. У неё необычный бизнес: ее фирма находит в США компании, которым нужны программисты из России. Далее они снимают в Питере пространство, готовый офис, где эти программисты трудятся. Мне даже в голову не приходило, что на этом можно делать бизнес! Познакомились с девочками, которые делают кухонные приспособления для людей, у которых одна рука. Это не только инвалиды, но и, например, мамочки, держащие малыша и одновременно кашеварящие. Там были и волонтерские проекты, и даже музей из марципана. Столько идей, это невероятно!

- Какие ниши в женском бизнесе сейчас наиболее востребованы?

- Те, что связаны с Интернетом, несомненно. Но! Людям, которые выходят в Интернет, порой кажется, что сеть уже переполнена реализованными идеями, что они опоздали. Я сама живу с этим ощущением. Мне кажется, что я поздно пришла, все уже всё сделали до меня. Когда я начинала свой портал, мне говорили: «ты как эти», «ты как те». А потом постепенно пришло понимание, что так, как я, ещё никто не делает. Стало легче. Когда сейчас я «выныриваю» из состояния развития портала в обычный мир, то оказывается, что он (мир) ничуть не изменился. Многие по-прежнему не пользуются Интернетом, не сидят в социальных сетях.

Тут чистой воды психология. Когда ты беременная, видишь вокруг только дам в интересном положении, идешь с ребенком - и отмечаешь, что кругом мамы с детьми. То же и с Интернетом. Сидя в ноутбуке, видишь людей с гаджетами. К чему всё это говорю? К тому, что еще не всё потеряно, и не поздно свои мысли перенести на волну Интернета, создать личную историю, укрепить личный бренд. Неважно, что ты хочешь продвигать, нужно заявить о своей пользе обществу, рассказать, чем ты живешь, найти отклик у людей, которые захотят тебе довериться. А дальше уже найти верное направление.

- То есть просто делиться своими взглядами, эмоциями, которые даже с бизнесом не связаны?

- Иногда люди начинают рассказывать о своём хобби, о каком-то своем увлечении и постепенно это становится интересно другим людям, они понимают, что хотели бы делать так же. Они готовы этому учиться у тебя, причем готовы за это платить. Другой вариант: человек имеет какое-то ремесло, и сеть помогает продвинуть ему свое творчество. Быть может, человек хорошо знает языки, любит путешествовать, это тоже очень ценно и поддается монетизации.  

- А как относиться к тому, что человек без специального образования чему-то там учит, пусть даже у него огромный опыт в этой области…?

- А тебя не смущает другой парадокс? Что, например, у очень многих  психологов, размышляющих о семейной жизни, нет мужа или нет жены. А в роддомах часто работают женщины, которые никогда не рожали, экономике в университетах обучают люди, которые зарабатывают грустные деньги. Моё многолетнее глубокое убеждение состоит в том, что учиться нужно у практиков. На свои марафоны в рамках портала MamaDoma.biz я стараюсь приглашать не тех людей, которые получили мегаобразование. Меня интересуют достижения в их области. Я готова у них учиться, я считаю, что только жизненный опыт – самый ценный наш резерв. Я, например, не помню, что нам давали в университете. Какая разница, чему обучали 20 лет назад, если от тех знаний до сегодняшнего дня огромная пропасть! То, чему я могу научить сегодня, - это свежие знания, которые можно применить на практике, а не оставить в теоретических запасниках.

- Недавно получила в рассылке информацию о том, какие 10 ниш востребованы в женском бизнесе. Стоит ли ориентироваться на эти подсказки?

-  Я считаю, что ориентироваться нужно на свое внутреннее ощущение. Если ты, например, никогда не пользовалась косметикой и не видишь разницы между гоммажем и скрабом, зачем лезть в область красоты, даже если она в ТОП-10? Начни лучше обучать тому, что умеешь, и почувствуешь отдачу. Как часто женщина мечтает, скажем, о том, чтобы организовывать детские утренники, но при этом всю жизнь мучается, работая экономистом. Когда она все-таки прислушивается к себе и делает в итоге классный бизнес, он получается ярким и необычным. Но таких примеров, увы, пока единицы. Большинство пытается выбрать из того самого ТОП-10 ниш, действовать, исходя из чьих-то советов.

- Ты думаешь, что окружение сильно влияет на выбор женщины?

- Еще как! Вряд ли у меня все получилось бы, если бы муж не поддержал. Признаться честно, в свое время готова была не пойти на второй день одного важного для реализации моего проекта мероприятия, но супруг настоял. Я поехала, и так закрутилась история моего бизнеса. Так что поддержка со стороны семьи очень важна. Она дает силы. Мы часто говорим о том, что нужно вести свои страницы в соц.сетях, «вытаскивать» из себя то, что женщина хотела бы реализовать, то, что у нее получается хорошо. Именно поэтому у меня есть услуга личного коучинга, в ходе которого мы находим в маме всё то, что она умеет делать лучше других. Допустим, у меня есть подписчица, работавшая руководителем в модном женском бутике, она возглавляла отдел продаж и прекрасно разбирается в том, как правильно одеваться, создавать женский образ. Но при этом она упорно двигает продукцию млм-компании, как и многие другие обычные дистрибьюторы. А ведь ее умение одевать людей - это её личный эксклюзив, вот на него и нужно делать упор. Двигаться в этом направлении.

- Твой портал для тебя – это бизнес или все-таки средство самовыражения?

- Конечно, бизнес. И средство самовыражения, я их не разделяю. Мне нравится что-то создавать, делать то, что приносит людям радость и, как следствие, доход. Поэтому я всегда стараюсь заниматься тем, что можно монетизировать, и что приносит удовольствие. И наоборот: если то, что приносит доход, перестает радовать, я меняю сферу деятельности. Так уж я устроена.

- Тебе по роду своей деятельности столько довелось увидеть бизнесов, необычных стартапов. Сама не заряжаешься новыми идеями, не хотелось на что-то новое переключиться?

- Есть такое дело. Но я стараюсь применять всё это в своем проекте. Те же тематические завтраки для мам. По сути, они сейчас превращаются в отдельный бизнес. Поэтому всё самое захватывающее еще впереди!..

Беседовала Оксана БИРЮКОВА

источник:

Комментарии
Гость 21:02, 13 января 2017
Интервью - просто супер. Для женщин здесь много вдохновляющих моментов. Думаю, что именно с легкой женской руки начнутся преобразования в нашем проблемном современном обществе.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

26 мая
25 мая
24 мая

Опрос
Насколько успешным был для вас 2016 год ?