46 (805) в продаже с 24 ноября 16+

Когда перо сильнее меча

22 февраля 2017

«Писатели – люди не глупые и не чудаки. Они с равным успехом могут выполнять множество других дел, которые принесли бы им славу и деньги. Они садятся за письменный стол лишь потому, что не могут спокойно созерцать моральное разложение общества. Необходимо помнить об этом всегда, беря в руки новую книгу». Эта фраза принадлежит Фирдусу ДЕВБАШУ, публицисту, философу, автору популярных, хотя и непривычных для массового читателя, книг. Он не боится говорить открыто и аргументированно то, что думает, об окружающей его действительности, истории своего народа, политике, религии. И к его мнению прислушиваются, потому что свою точку зрения он всегда умеет четко обосновать и отстоять.

- Фирдус Нурисламович, хотелось бы начать разговор с приятного для вас, да и для всей татарстанской интеллигенции события, а именно - вашего номинирования на премию Российского союза писателей «Писатель года-2016». Это почетная премия, учрежденная, как известно, для поиска талантливых авторов, способных внести достойный вклад в российскую литературу и привлечь к своему творчеству широкое читательское внимание. Хотя, уверена, что в читательском внимании у вас недостатка нет. А какие именно произведения вы отправили в Союз писателей России?

- Их всего три, но название каждого говорит само за себя – «Сила добра», «Тяжело ли жить честному человеку?» и «Чернь на Мерседесе». Они небольшие по объему, написаны простым языком, однако довольно содержательные по сути. Понимаете, в нашем обществе немало стереотипов, и я пытаюсь их развенчать, открыть глаза читателям на, казалось бы, очевидные вещи, но многим недоступные.

Например, большинство людей уверено, что добрый человек не может быть сильным, его каждый может обидеть или проигнорировать. Более того, нас учат давать «сдачу» в ответ на зло в увеличенном размере, что-то типа «око за око, зуб за зуб». Люди думают, что на стороне зла - деньги, власть, все блага мира. А я как раз пытаюсь показать в своем произведении, что сила человека в добре, потому что это путь созидания. И это мое твердое убеждение. Лев Толстой, величайший мыслитель своей эпохи, которого я очень уважаю, говорил - никогда не отвечайте злом на зло.

Второй стереотип в обществе касается того, что честному человеку тяжело жить. В результате этого мифа ложь царствует сегодня в разных проявлениях - муж обманывает супругу, сын отца, отец сына, сотрудник начальника и так далее. И все считают, что это правильно. Но, если хорошенько разобраться, становится понятно, что честному человеку жить намного легче, ведь у него есть главное - душевное спокойствие. Если он говорит только правду, ему не надо находиться в постоянном страхе, напряжении сил, переживаниях, ведущих, в конечном итоге, к нервным расстройствам и к болезням.  Если ты честный, то душевное спокойствие обеспечит тебе крепкое здоровье и ощущение гармонии с окружающим миром.

А суть рассказа «Чернь на Мерседесе» еще более проста. В русском языке слово чернь означает не только людей неблагородного происхождения, но и тех, кто живет исключительно для себя, то есть животными инстинктами, ни малейшей пользы не приносит обществу. И моя философия такова, что, даже если эти люди будут кататься на Мерседесе, то они все равно останутся чернью.

- Вы упомянули про Льва Толстого. Это ваш кумир?

- Говорят, не сотвори себе кумира. Но Толстого я очень уважаю и ценю как величайшего мыслителя, духовного наставника для своих читателей. Его творчество недооценено, многие знают его односторонне, только по «Войне и миру» и «Анне Карениной». А у него богатейшее духовное и философское наследие. Вот только некоторые афоризмы Льва Николаевича «Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя». «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла». «Величайшие истины - самые простые». «Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного». «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных?» Лев Николаевич призывал к полному внутреннему перерождению, - чтобы преображая себя, мы содействовали преображению мира.

- А какова главная идея вашего творчества?

 - Мы сами творим свою жизнь, она такова, какую мы заслуживаем. Но подавляющее большинство не верит в себя, в свои силы, полагаясь исключительно на власть, государство, на помощь извне. А ведь каждый человек – целый мир и его возможности неограниченны. Да и, откровенно говоря, нами правят такие же люди, вышедшие из такой же среды, как и мы. А значит, ничего не изменится. Только мы сами должны меняться, оценивать себя по достоинству и смотреть на мир позитивными глазами. Почему мы себя постоянно недооцениваем, к примеру, нередко игнорируем выборы депутатов, считая, что наш голос никому не нужен? Главная мысль моих художественных произведений – начни с себя. Причина всех бед и страданий – в нас самих. Не надо обвинять ни правительство, ни Америку, ни масонов. Строй свою жизнь позитивно, что-то делай полезное, действуй, думай, решай.

- Фирдус Нурисламович, в вашем творчестве немало произведений, посвященных истории и традициям татарского народа…

- Я считаю это своим долгом. В каждом из нас дремлет огромная сила, каждый может сделать многое для возрождения своей нации. Мы, татары, к сожалению, нередко копируем чужое. Давайте вместе поднимать свою духовность, основанную на наших национальных традициях! Давайте вместе учиться любить свое и уважать чужое! Мы живем в эпоху, когда почти все зависит от нас самих. О таких возможностях предки не могли даже мечтать. Только человек, который палец об палец не ударил для сохранения своего языка и культуры, может не видеть широких возможностей сегодняшнего времени. Национальное возрождение – лишь часть более общей задачи духовного, нравственного возрождения. Например, в своей книге «Татарские молитвы» я собрал прекрасные образцы татарской духовной культуры, забытой и затерянной. Это не религиозный сборник, нет, я вообще считаю, что религиозные институты, по сути своей, устарели. Религия и вера – далеко не одно и то же. Судите сами, верующий человек по определению должен быть нравственным, должен соблюдать общечеловеческие правила морали, не так ли? А что происходит в обществе сегодня? Мечети и церкви на каждом шагу, а преступлений так много, что становится страшно. В Советском Союзе храмы не строились, но люди были глубоко нравственными. Это говорит о чем? О том, что вера и религия не одно и то же.

А заинтересовался я подобными вопросами, конечно, не в один день. Я очень много изучал, читал, находил в архивах потрясающие сведения, связанные с историей своего народа…. Очень часто вспоминаю бабушку, от которой почерпнул многое, несмотря на то, что общался с ней в трех-шестилетнем возрасте. Она была очень мудрым человеком и объясняла доступным для ребенка языком важные истины. И она, кстати, читала молитвы на татарском языке. Я запомнил это на всю жизнь, поэтому и стал задумываться над тем, что культура моего народа - это не хиджаб и арабский язык, у нас должна быть своя, исконно наша культура и традиции. В сборнике «Татарские молитвы» как раз собраны молитвы в широком смысле слова, ведь любое обращение ко Всевышнему и есть молитва.

Я с глубоким уважением отношусь к исламу, но в его основе лежит арабская культура, приспособленная для условий Аравийской пустыни, вплоть до времени намаза. А нам необходимо обращаться к Богу на своем родном языке. Молитва не читается, она творится, идет от сердца, от души. Если вы просто вызубрили на арабском языке некие предложения и произносите их, не понимая при этом ни слова, разве может быть в этом толк? Если вам нравится арабский язык, выучите его сначала досконально, чтобы понимать все нюансы. Иначе в этом нет никакого смысла.

Я стараюсь донести до читателя то, что было заведено порядком вещей нашими предками, то, что идет из глубины веков. Это касается не только молитв, но и образа жизни, манеры одеваться, культуры питания. Все придумано задолго до нас. Просто надо доносить до современного читателя свою культуру и духовное наследие. Этим я и занимаюсь.

- Насколько мне известно, вы еще и переводите с турецкого языка произведения на татарский и русский языки. В связи с этим не могу не спросить вас про общество дружбы «Татарстан-Турция», которое вы возглавляете уже 25 лет. Кто входит в это общество, и как конкретно оно способствует укреплению дружеских связей двух сторон?

- Это республиканская общественная организация, в которую входят известные писатели, ученые, государственные и общественные деятели. Нас поддерживают органы власти, в том числе на местах, в разных муниципальных районах Татарстана. По нашей инициативе и при нашем непосредственном участии ряд городов республики имеют весьма тесные дружеские отношения с городами Турции. Например, показателен пример Анакаево - Тарсус. Уже двадцать лет между этими городами развиваются и с каждым годом все более крепнут дружеские связи, несмотря на то, что за эти годы главы менялись с обеих сторон. Еще примеры: Нурлат – Джейхан, Нижнекамск – Мерсин. Нам как общественной организации проще решать свои задачи по реализации каких-то проектов, когда местные власти с охотой идут с нами на контакт, и, кроме того, главы районов или городов с нашей и турецкой стороны выступают гарантами и для бизнеса. В свое время мы способствовали тому, чтобы привезти сюда группу турецких студентов на обучение в казанском вузе, потом турецкая сторона выделила квоту для татарстанских студентов. Немало творческих мероприятий проводится при нашем участии. Об этом можно говорить долго, но скажу главное – дружба между Татарстаном и Турцией крепкая и искренняя. А что касается моих переводов с турецкого языка, то я перевожу только те произведения, которые меня сильно затронули, которые заставляют задуматься о многом и что-то переосмыслить в своей жизни.

- Спасибо вам большое, Фирдус Нурисламович! Дальнейших вам творческих успехов!

Альбина Тилекжанова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
24 ноября
23 ноября

Опрос
За кого бы вы проголосовали на выборах президента России в 2018 году ?