28 (788) в продаже с 21 июля 16+

Идти своей дорогой

29 марта 2017

Его уважают за честность и открытость. К его словам прислушиваются. Его исследовательские работы вызывают неподдельный интерес многих специалистов. И тот факт, что его выдвинули в 2017 году на соискание Государственной премии им. Габдуллы Тукая, говорит о многом. Речь идет о Ниязе ХАЛИТОВЕ, докторе архитектуры, заслуженном деятеле науки РТ, который еще со студенческих лет активно изучал и собирал бесценный материал по архитектуре Казани. Фактически сам термин «татарская архитектура» был впервые сформулирован и обоснован Ниязом Хаджиевичем в его кандидатской диссертации в 1986 году. А на соискание премии представлены сразу восемь его монографий, все они связаны с татарскими мечетями.

Сфера научных интересов ученого - теория национального в архитектуре, история исламской, тюркской и татарской архитектуры, архитектура Казани. Еще, будучи второкурсником архитектурного отделения КИСИ (ныне КГАСУ), Нияз Хаджиевич активно изучал застройку Старотатарской слободы Казани, общался со старожилами, обходил дом за домом, двор за двором, параллельно читал книги и статьи по теории и истории архитектуры и просто по истории, по искусствоведению, культурологии, этнографии, изучал путеводители, занимался в архивных и музейных фондах. В результате обнаружил, что застройка Старотатарской слободы столицы республики таит в себе множество открытий по заложенным смыслам и архетипам. Уже тогда, как признает сам Нияз Хаджиевич, «сложился мой характер как исследователя: пахать целину, как ледокол, идти через препятствия, а не по кем-то уже проложенной колее, не интерпретировать чьи-то идеи, а генерировать свои. И еще - ставить перед собой принципиально большие задачи, не писать «о влиянье комаров на мычание коров», а решать проблемы на уровне мировоззрения, структуры, цивилизационных моделей, исторических и культурных связей и тенденций. Иного подхода, видимо, исследование татарской архитектуры и не приемлет, поскольку вся она по сути – огромное «белое пятно» как на уровне исследования и анализа отдельных памятников, так и на уровне исторических обобщений».

Главная цель Нияза Халитова - через исследовательские труды показать богатую историю татарской архитектуры так, чтобы на ее примере возродить чувство гордости за свою культуру и предков. Чтобы соотечественники увидели истинное место своей культуры среди мировых цивилизаций. Важным звеном столь серьезной задачи как раз и стало написание цикла авторских книг об архитектуре татарской мечети, расшифровка ее генетического архитектурного кода, позволяющего сохранить древнюю традицию через тысячелетия.

Речь идет о монографиях «Памятники архитектуры Казани XVIII - начала XIX вв.», «Архитектура мечетей Казани», «Мечеть и ее архитектура», «Мечеть Кул-Шариф в Казанской крепости. Гипотезы. Факты. Размышления», «Мечети средневековой Казани. Историко-архитектурное исследование», «Татарская мечеть от начала до наших дней», «Татарская мечеть и ее архитектура», «Галеевская мечеть. История возрождения. Альбом-монография». Каждая из этих работ – бесценный труд, представляющий интерес не только для узкого круга специалистов, но для широкого круга читателей. Некоторые из них известны далеко за пределами Татарстана, они хранятся, помимо прочего, в библиотеке Конгресса США, в Национальной библиотеке Ирана в Тегеране.

Впрочем, ничего удивительного. Ведь в монографиях опубликованы результаты более чем 40-летних научно-исследовательских изысканий в области архитектуры татарских мечетей, разработаны теоретические основы формирования и развития татарской исламской архитектуры, подробно исследованы ее стили, формы и особенности в различные исторические периоды. Дан подробный анализ татарской исламской архитектуры как одной из форм традиционной татарской культуры в Поволжье, и во всех местах, где проживают татары. Причем впервые в российской (собственно, и в мировой) науке представлены классификация, типология, композиционные, стилевые и образно-художественные характеристики татарских мечетей, даны обширные сведения о сохранившихся и уже исчезнувших памятниках, их исторические изображения и графические научные реконструкции.

Монография «Архитектура мечетей Казани» была опубликована еще в 1991 году по личному распоряжению Первого заместителя Председателя Совета Министров Татарской АССР М.Х.Хасанова как презентационный материал для делегатов Первого съезда Всемирного конгресса татарского народа в Казани. А издание «Мечеть и ее архитектура» появилось в период становления Духовного Управления мусульман Татарстана при содействии издательства «ИМАН» как учебное пособие для учащихся медресе, студентов профильных ВУЗов, а также для краеведов, экскурсоводов, преподавателей средних школ.

Особый интерес представляет монография «Мечеть Кул-Шариф в Казанской крепости. Гипотезы. Факты. Размышления». Книга издана на собственные средства автора и развивает гипотезу о восьмибашенной мечети Кул Шарифа в Казани 16 века как прообраза храма-памятника в честь завоевания Казани на Красной площади в Москве – храма Василия Блаженного. Подробно анализируется архитектура храма с точки здания отражения в ней мусульманского прототипа. Нияз Хаджиевич проанализировал собор со всех позиций: с точки зрения композиционной, художественного образа, декоративной, стилевой и семантической. И обнаружил, что в храме есть множество деталей, которые никак нельзя объяснить с позиции московских исследователей. К примеру, египетские элементы. Около 20 процентов декоративных деталей собора аналогичны тем, что можно увидеть в каирских памятниках архитектуры, не говоря уже о куполах – каждый из них имеет аналог либо на мавзолеях Каира, либо в оформлении минбаров мечетей. При детальном изучении других элементов ученый обнаружил, что каждый из них идет либо из османской, либо из сельджукской культур. То есть в соборе Василия Блаженного от архитектурных форм до росписей – многое взято из мусульманской культуры. При этом в предшествующей литературе выстроена основательная концепция, согласной которой вся архитектура собора - продукт исконно русской культурной традиции.

Что касается монографии «Мечети средневековой Казани. Историко-архитектурное исследование», то это первое специализированное исследование казанских мечетей 11-16 веков. Здесь рассматриваются процессы формирования оригинальной архитектуры казанских мечетей на примере Кабир джами, Нур Али, Хан джами, Тюмен джами, мечеть-медресе Кул Шарифа, мусалла (загородная мечеть для молений по годовым праздникам с большим стечением народа, представлявшая собою обширную площадь, обнесенную стеной). Также впервые в издании глубоко анализируется русская архитектура с точки зрения поисков в ней отголосков татарского стиля: золотоордынского и казанского, рассматриваются памятники Москвы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Балахны, Коломны, Старицы и других городов. Книга насыщена оригинальными иллюстрациями и графическими реконструкциями, в том числе в компьютерной графике, выполненными автором.

Ученый доказал, что здания татарских мечетей своеобразны в связи с тем, что для татарского народа характерна древняя и оригинальная по своей красоте и уникальности архитектурная традиция, сформированная как результат существования таких исламских цивилизаций, как Волжская Булгария, Золотая Орда и Казанское ханство.

Нияз Хаджиевич неоднократно бывал за рубежом, принимал участие во всевозможных конференциях и симпозиумах. В результате этих поездок он давно уже убедился, что на фоне больших цивилизаций татарская культура выглядит совсем не бледно, просто татарам не хватает понятия о значимости собственной культуры как одной из важных частей мировой культуры.

Нияз Халитов - лауреат Государственной премии РТ им. Баки Урманче, он награжден медалью «В память 1000-летия Казани», является автором многочисленных монографий, соавторских публикаций в коллективных монографиях, энциклопедиях и справочниках, а также автором порядка 400 научных и научно-популярных статей в различных изданиях, проектов и концептуальных разработок. Причем все эти произведения непосредственно связаны с татарской культурой и архитектурой. А на Государственную премию им. Габдуллы Тукая, как известно, как раз и выдвигают тех людей, которые вносят достойный вклад в сохранение родного языка, обычаев, традиций, культуры и религии. Безусловно, Нияз Халитов занимает особое место в этом ряду как пытливый ученый и патриот своего народа.

Альбина Теликжанова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
21 июля
20 июля
19 июля

Опрос
Насколько успешным был для вас 2016 год ?