19 (778) в продаже с 19 мая 16+

Сингапур, Алгарыш, WorldSkills: как образование Татарстана достигло высокого уровня

28 апреля 2017

В интервью «Известиям Татарстана» министр образования и науки Республики Татарстан Энгель Фаттахов рассказал о причинах лидерства Татарстана в сфере образования и повышению престижа рабочих профессий в республике

- Здравствуйте, Энгель Навапович! Как Вы оцениваете состояние республиканской системы образования на сегодняшний день? Соответствует ли запросам сегодняшнего дня нынешняя инфраструктура сферы образования в республике?

- Татарстан сегодня является лидером в системе образования среди всех регионов Российской Федерации практически по всем направлениям: это и развитие инфраструктуры образования, и усиление кадрового потенциала и внедрение новых технологий. Достаточно вспомнить ряд инфраструктурных проектов, которые были реализованы за последние 5 лет – создание новых мест в дошкольных образовательных организациях для наших детей, строительство новых школ и капитальный ремонт общеобразовательных учреждений, создание ресурсных центров в системе профессионального образования. Это те проекты, которые на виду и были реализованы в основном за счет средства республиканского бюджета, хотя мы участвуем во всех федеральных проектах и привлекаем ресурсы федерального бюджета. Но, скажем, капитальный ремонт школ и создание ресурсных центров - это исключительно республиканские деньги. Что касается технологий, то в последние годы в систему образования внедряются передовые новшества: вспомните Сингапурский проект, который реализуется в нашей системе общего образвания. Или WorldSkills, который внедряется в системе профессионального образования. Существует некая соревновательная среда, но построенная на выверенных правовых стандартах, и мы эту систему стандартов внедряем, что позволяет повысить качество образования.

Это наши оценки системы образования, но такие же оценки звучат со стороны федерального Министерства образования и науки и наших коллег из других регионов. И не случайно в последнее время к нам приезжают очень много делегаций для того, чтобы перенять и изучить наш опыт. Мы с удовольствием их принимаем, потому что сами получаем для себя что-то новое и используем это затем в своей практике. И, конечно, оценка населения - очень важная составляющая в общей оценке. Опросы показывают, что республиканской системе образования сегодня доверяют. Как показатель - конкурсы в наши вузы и техникумы растут. 7-8 лет назад конкурса в некоторых учреждениях профобразования не было, в то время как сегодня по некоторым специальностям конкурс достигает 6-7 человек на место. Это показатель востребованности тех или иных профессий, той или иной подготовки.

- Как бы ни были важны электронные ресурсы, ничто не сможет заменить школе хорошего педагога. Чем Министерство образования и науки РТ поддерживает, стимулирует молодых учителей, какими программами, грантами?

- У нас развита система грантовой поддержки наших педагогов на всех уровнях - в системе общего и профессионального образования. Действуют программы – «Наш новый учитель», «Лучший учитель», «Лучший мастер производственного обучения», «Новый мастер производственного обучения», «Педагог дополнительного образования», «Классный руководитель». Это все дополнительные выплаты к заработной плате для педагогов, что стимулирует их к более качественной работе и, естественно, привлекает молодые свежие кадры. В соответствии с указом Президента РФ, который мы неукоснительно выполняем, средняя заработная плата наших педработников соответствует среднему уровню зарплаты в целом по экономике.

Мы очень серьезно занимаемся повышением квалификации: помимо грантов и выплат необходимо постоянно поддерживать и повышать профессиональный уровень наших учителей и педагогов. Мы используем разные программы и механизмы для поддержки и укрепления профессионализма – например, программу «Алгарыш», благодаря которой педагоги и учителя школ могут развивать свои компетенции. С прошлого года работает система привлечения молодых педагогов, когда мы с абитуриентами, изъявившими желание работать после окончания в конкретной школе в системе общего образования, заключаем договор и выплачиваем им в течение всего времени обучения стипендию в размере 15 000 рублей ежемесячно. Это решение Президента нашей республики, который поддержал инициативу Минобразования РТ. Теперь каждый год выделяется 200 таких грантов.

- Какова ситуация с обеспеченностью дошкольников местами в детских садах?

- За последние несколько лет было создано более 45 000 новых мест в детских садах. И у нас есть задача обеспечить всех детей старше трех лет местами в детских садах - этот показатель выполняется по республике. Также создана система электронной очередности в дошкольные образовательные организации, чтобы все было прозрачно, и человек мог понимать на протяжении всего срока ожидания, на какой позиции он находится. Для детей старше трех лет места есть, но бывают ситуации, когда их не хватает в конкретном детском саду. Тогда родителям должны предложить место в другом детском саду, как это обычно делается. Что касается детей младше трех лет, очередность сохраняется, как правило, в крупных городах, но есть районы, где очередность полностью ликвидирована.

- Насколько эффективно в республике работает система подготовки и переподготовки педагогических кадров?

- В основном занимаются этим два наших вуза – КФУ, который имеет систему подготовки педкадров и институт в Елабуге в составе КФУ, который также готовит педагогические кадры. Плюс у нас есть педагогический университет в Челнах. Эти вузы удовлетворяют потребности в учителях количественно. Отмечу, что молодежь идет на многие специальности и стремится в педагогическую сферу – сохраняется приличный конкурс: средний балл КФУ на педагогические специальности был выше 70 баллов. По итогам приемной компании прошлого года он составил 72-74, это очень высокий показатель. Как правило, конкурс на гуманитарные специальности выше, но и на точные (физика, математика) сегодня есть конкурс.

Каждый действующий учитель с определенной периодичностью должен проходить курсы повышение квалификации. Этот процесс осуществляет ряд организаций, и прежде всего наш федеральный университет, челнинский педуниверситет, институт развития образования. Как республиканский орган исполнительной власти мы совершенствуем систему и находимся в постоянном диалоге с теми структурами, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации педкадров. Мы формулируем для них некое ТЗ, по которому они всегда изменяют что-то в образовательном процессе, инфраструктуре, методике, технологиях. Это развивающаяся система, которая не стоит на месте.

- Требования современной конкурентной экономики к выпускникам профессиональных учебных заведений высоки: специалист должен быть компетентным, инициативным, уметь решать непредвиденные проблемы и брать ответственность за свои решения. Насколько успешно справляются с этой задачей наши вузы и колледжи?

- Во-первых, содержание профессионального и высшего образования должно быть привязано к практике, к конкретному производству. Наши промышленные предприятия хотят получать из вуза работника, которого не требуется доучивать, и который мог бы выйти на конкретное рабочее место и сразу начать работать. Для осуществления этой задачи есть несколько механизмов. И прежде всего это адаптация содержания к конкретным запросам работодателей. Сегодня такая возможность есть, поскольку в рамках федеральных стандартов предусмотрена вариативная часть, содержание которой образовательная организация может формировать самостоятельно.

Второе направление работы это создание ресурсных центров в системе профобразования, когда образовательные учреждения переформатируются в соответствии с пожеланиями предприятия. То есть работодатель участвует в управлении организацией через наблюдательный совет, вводится в образовательный процесс через делегирование своих представителей для ведения конкретных занятий по конкретным направлениям, через прием студентов на практику или на работу, если мы ведем речь о дуальном образовании. В ресурсных центрах происходит обновление инфраструктуры. Невозможно учить современным технологиям на старом оборудовании. Поэтому в систему профобразования за последние 4 года вложены очень значительные ресурсы.

Кроме того, необходима система независимой оценки качества подготовки кадров. когда появляется возможность оценить компетенцию выпускника или студента по стандартам или форматам, независимым от самой образовательной организации. Оценка проводится не преподавателем, который ведет занятие, а внешней организацией. Это очень важная вещь.

Еще одним механизмом повышение качества профессионального образования является участие всей системы в движении WorldSkills. И речь здесь идет не только и не столько о соревновательной составляющей этого движения. По существу меняется идеология и формат организации всего учебного процесса, когда на выходе мы оцениваем не столько теоретические зания выпускника техникума, сколько его умение использовать эти знания на практике. Причем оценка эта дается в соотвествии с самыми высоким международнвыми стандартами. Не случайно республика сегодня является одним из лидеров этого движения в стране, а Казань будет принимать чемпионат мира по рабочим профессиям в 2019 году.

- Энгель Навапович, в последнее время стали говорить о необходимости возвращения системы распределения выпускников после вузов. Как Вы относитесь к этому?

- Нет таких законодательных норм, которые бы обязывали выпускника техникума или вуза отработать там, где ему укажут. Если вновь вводить такую норму, то делать это надо на федеральном уровне. Но есть механизмы целевой контрактной подготовки, когда либо абитуриент подписывает обязывающий его договор при поступлении в вуз, либо он в процессе обучения вступает в договорные отношения с работодателем. При этом работодатель берет на себя определенные обязательства, которые гарантируют выпускнику трудоустройство, а выпускник берет на себя обязательства отработать по окончании обучения определенное время. В этом случае нарушение договора повлечет за собой необходимость компенсации затрат, которые понес работодатель. Пока механизмов, которые заставляли бы его отработать, как раньше говорили по распределению, не существует.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

24 мая
23 мая

Опрос
Насколько успешным был для вас 2016 год ?