31 (790) в продаже с 11 августа 16+

Адель Вафин: «Здравоохранение Татарстана – это одна большая команда!»

16 июня 2017

В преддверии Дня Медика в интервью «Известиям Татарстана» министр здравоохранения Татарстана рассказал о дружелюбных поликлиниках, служебной этике и итогах развития системы здравоохранения республики за последние годы.

- Здравствуйте, Адель Юнусович! Сейчас в Татарстане реализуется программа по модернизации поликлиник. Расскажите об этом направлении работы.

- Программа по модернизации поликлиник за 2017-2018 годы, предполагает масштабную работу. Этот процесс в Татарстане не останавливался: мы ремонтировали центральные районные больницы, вводили новые объекты. В настоящее время завершается благоустройство городской больницы №5 в Казани, которой в этом году исполняется 80 лет. Есть такое выражение «больница больниц» - в данном случае оно очень хорошо подходит, потому что вся современная хирургия родом из этой больницы. Онкология вышла из подвала пятой больницы, ведь фактически все наши специалисты - это ученики профессора Юрия Александровича Ратнера. Все студенты проходили практику в этой больнице, и я в том числе. Помню, во время моей практики привезли серийного убийцу на аппендэктомию. Его охраняли автоматчики, медсестры боялись к нему подойти, сделать уколы, отправили меня, справились, все необходимое сделали, он мне даже «Спасибо, браток» сказал после операции. Сейчас больница вошла в состав медуниверситета, и тем самым мы подчеркнули курс на вложения в образовательный процесс, ведь именно там учат студентов. При модернизации были поставлены акценты на наши крупные больницы: ДРКБ, РКБ, 7-я городскую клиническую больницу, Камский детский медицинский центр, больницы Нижнекамска, Альметьевска. Потому что на базе ведущих клиник развиваются технологии, наука, идет образовательный процесс, повышение квалификации специалистов, там располагаются кафедры медицинской академии и университета, поэтому вкладываясь в эти клиники, мы вкладываем в наше будущее. В этом году планируется отремонтировать 75 объектов в поликлинических учреждениях Казани, Набережных Челнах, Альметьевске и Нижнекамске на сумму 3,922 млрд рублей.

- Что к настоящему времени сделано в районах республики?

- За прошедший год ремонт проводился в 29 ЦРБ: где-то детское отделение, где-то родильное, стационарный корпус. И так получилось, что меньше внимания удалось уделить столичным и челнинским поликлиникам. А Казань отличается еще и тем, что за 6 лет естественного прироста населения появилось много деток, активно застраиваются новые микрорайоны, город растет, а количество поликлиник не увеличивается, условия лучше не становятся. Поликлинику, которую построили 30 лет назад, рассчитывали на 20 тыс. прикрепленного населения, сейчас это уже более 60 тыс., а новый микрорайон – 80 тыс. человек – как такой поток пропустить через старую поликлинику? Ряд решений уже принят, так, в этом году планируем сдать диагностически-консультативный центр на базе поликлиники №21 – это объект незавершенного строительства, бывший реабилитационный центр. Там сейчас ведутся строительно-монтажные работы. Это будет первый центр нового формата. Такой же детский центр мы открыли при поликлинике в Азино. И этим проектом ответили на вопрос доверия населения к первичному звену: поликлиника вошла в состав ДРКБ, мы достаточно быстро укомплектовали ее узкими специалистами и участковыми педиатрами. И реализовали принцип управления болезнью: там и детский фтизиатр, психиатр и другие специалисты узкого профиля ведут прием, то есть не нужно ездить по разным адресам, все необходимые консультации можно получить в одной клинике. Тот же принцип сейчас реализуем в поликлинике №21. Микрорайон увеличивается, прикрепленного населения становится в 3,5 раза больше, и мы в соответствии с потребностями строим новый консультативно-диагностический центр.

- Расскажите об инновационном формате - «дружелюбных поликлиниках».

- Наша задача сейчас сделать более удобной логистику, внедрить стандарты дружелюбной поликлиники, что позволит разгрузить коридоры. Недавно мы посещали поликлинику №18 в Казани, я обратил внимание, что около кабинета врача сидел один человек, очереди не было. Казалось бы, простое решение - приходить к участковому только по предварительной записи, без записи - к дежурному врачу, а ведь это позволяет решить проблему очередей в поликлиниках, дает возможность врачу полноценно работать с каждым пациентом. Мы пересмотрели функционал медицинских сестер, вывели их на медицинские посты: выписка направлений, оформление санаторно-курортной карты, запись на повторный прием и другие функции, которые теперь закреплены за медсестрой, освободили время врачу для работы с больным: теперь он может уделить не двенадцать, а пятнадцать минут по стандарту каждому пациенту. А за счет того, что мы отменили работу по участку, передали ее бригадам неотложной помощи, врач принимает больше больных – это очень важно.

- Как сработали на практике «10 правил» 2016 года, обьявленного годом профилактики онкозаболеваний?

- Разъяснительная работа среди населения очень важна. Только за 2016 год в Татарстане при диспансеризации выявлено на ранней стадии 56,5% первичных случаев злокачественных новообразований. В Татарстане разработана и апробирована трёхуровневая модель скринингового обследования населения в рамках программы диспансеризации. За четыре года работы удалось повысить выявляемость злокачественных новообразований молочной железы в 2,7 раза, шейки матки в 12 раз, толстой кишки в 6,7 раза, предстательной железы в 4,7 раза. Доля ранних форм в этой группе пациентов составляет более 74%, тогда как по обращаемости 56%. Это уже достаточно высокие показатели, но, безусловно, нам еще предстоит большая работа. Однако, очевидно, что усилий только системы здравоохранения недостаточно. Требуется наладить взаимодействие между ведомствами, СМИ, бизнесом и общественными организациями.

- Как известно, министерство уделяет большое внимание пациентоориентированности, проводятся форумы по формированию корпоративной культуры. Почему это важно?

У нас не должно быть проблем с коммуникацией: где бы врач ни работал, в поликлинике, лабораторном центре, стационаре – у него всегда должна быть возможность отправить пациента на дообследование и получить второе мнение. Все ресурсы должны работать на спасение жизни татарстанцев. Нами были сформулированы основные ценности отрасли. Потребности пациента превыше всего – это должно объединять всех медицинских работников. В отрасли сегодня только в государственной системе здравоохранения работает 72 тысячи человек, а всего - более 80 тысяч медицинских работников. Неважно, куда пришел пациент, в частную или государственную клинику, если нужно высокотехнологичное вмешательство, оно должно быть проведено. Эффективные коммуникации порой позволяют спасти жизнь, когда, казалось бы, шансов нет.

Еще один наш принцип: здравоохранение Татарстана – это одна большая команда, и в нее входят все, от младшего персонала до министра. Качественная медицинская помощь - результат действий команды. Есть случаи, когда заболевание лечит один доктор, но гораздо чаще нужен мультидисциплинарный подход, вовлеченность специалистов других направлений – вот здесь должен работать принцип управления болезнью. Его используют наши зарубежные коллеги, и, когда мы сегодня говорим о модернизации первичного звена с целью вернуть ему доверие пациентов, то, как раз имеем в виду, что должны управлять болезнью. Это непростая задача, но я верю в интеллектуальный потенциал отрасли здравоохранения, и те стратегические сессии, которые мы уже провели в Казани, заложили хорошую основу для работы в этом направлении. Я не склонен полагать, что в медицинской сфере сейчас много фактов грубости, невнимательного отношения и так далее. В основном люди идут в медицину по призванию, а то, что они в трудные времена остались в отрасли, говорит о преданности профессии. Но это не умаляет ответственности за отдельные факты грубости или невнимательности врачей. Это не просто халатность, а именно непрофессионализм. Служебная этика должна исключать подобные факты.

- Какими достижениями в здравоохранении республики вы гордитесь? Что Вы бы могли назвать главным достижением в здравоохранении республики на сегодняшний день?

- На протяжении последних шести лет в Республике Татарстан наблюдается естественный прирост населения. Сегодня в регионе значение основных показателей смертности ниже среднероссийского уровня. Коэффициент младенческой смертности за 2016 год снизился на 11,7%, и составил 5,3 случая на 1 000 родившихся живыми (2015г. – 6,0; на 46 детей первого года жизни умерло меньше). За последнее десятилетие ожидаемая продолжительность жизни населения республики увеличилась более чем на 4 года (2006 г. – 69,0 лет), только за последние 4 годы она выросла на 1,5 года, и составила по итогам 2016 года 73,64 года. По итогам 2016 года по сравнению с 2015 годом отмечается снижение по всем основным показателям смертности. В целях формирования новой, ориентированной на потребности населения, модели здравоохранения за последние годы в республиканском здравоохранении сделаны 9 системных, стратегически значимых шагов: создание 3-х уровневой модели здравоохранения, модернизация учреждений здравоохранения и улучшение их материально-технической базы, развитие первичного здравоохранения, создание новых форм работы амбулаторно-поликлинических учреждений здравоохранения и развитие профилактической медицины, модернизация стационарной медицинской помощи, развитие реабилитационной медицины, развитие высокотехнологичной медицинской помощи. информатизация здравоохранения, совершенствование кадровой политики, внедрение современных принципов менеджмента качества медицинской деятельности. Более 6 лет мы проводим модернизацию учреждений здравоохранения. За это время на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт было направлено свыше 23,1 млрд.рублей. Особое внимание в РТ уделяется качеству оказания медицинской помощи. И по этому показателю есть очевидные успехи. Так, удовлетворенность населения по данным независимых источников растет - в 2016 году в разрезе муниципальных образований и городских округов согласно данным Комитета РТ по социально-экономическому мониторингу удовлетворенность медицинским обслуживанием по Республике Татарстан составила 75,1% от числа опрошенных (в 2015 году – 74,2%, в 2014 году – 67,6%, 2013 году - 60,6%).

Иван Михалик
Фото: minzdrav.tatarstan.ru

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
17 августа
16 августа

Опрос
При каком из правителей, руководивших Россией за последние сто лет, вы хотели бы жить? ?