18 (876) в продаже с 17 мая 16+

Изобретатель по призванию

27 июня 2008

Есть такие люди, которые не верят, что велосипед уже изобретен, и значит, можно жить спокойно. Видно, есть у них в крови этакий неугомонный ген, что вечно гонит вперед, тормошит, заставляет искать нестандартные решения. И какие бы времена не стояли на дворе, как бы ни старались запереть человеческий интеллект и творческий потенциал в клетку догм и схем, пытливые умы всегда находили выход.

Мы хотим познакомить наших читателей с одним из представителей беспокойного изобретательского племени – Назипом Сунагатовым, главным специалистом ОАО «КамАЗ» по патентно-лицензионной и изобретательской работе.

 ИЗ КОНСТРУКТОРОВ – В ПАТЕНТОВЕДЫ

О личном Назип Сунагатов говорит мало – все больше о работе. Только и удалось узнать, что он любит играть на тальянке и копаться в саду – любовь к земле в человеке, выросшем в деревне, неизбывна. В ответ на признание заслуг Назип Мингалеевич застенчиво улыбается, на вопросы о том, как добился впечатляющих успехов, рассказывает, какие у него замечательные коллеги – без них ему ничего бы не удалось… Выходит, правду говорят, что истинный талант скромен и самокритичен.

А ведь Назип Сунагатов, председатель Совета Общества изобретателей и рационализаторов КамАЗа, председатель Набережночелнинского городского совета, – человек во многом уникальный. Судите сами. Он российский и единственный в республике Евразийский патентный поверенный, действительный член Академии наукоемких технологий РТ – академик; два его изобретения, представленные на Всемирную выставку в Брюсселе, получили золотую и серебряную медали.

Мог ли подумать полвека назад обычный мальчишка, выходец из небольшой татарской деревушки, что достигнет таких высот? Впрочем, почему нет? Чего-чего, а характера и умения добиваться своей цели Назипу Сунагатову всегда было не занимать. Вот лишь один показательный факт из биографии нашего героя. Окончив татарскую начальную школу, он пошел учиться в районную русскую, причем, заметьте, по-русски он в то время не говорил. Это обстоятельство не помешало Назипу Сунагатову уже через полтора года (!) освоить язык настолько, чтобы стать редактором общешкольной стенгазеты. Однако не журналистом или филологом видел он себя в будущем – юноша мечтал об авиации. Когда выяснилось, что для поступления в авиационное училище в Бугуруслане необходимо было отслужить в армии, он, не колеблясь, отправился служить. А отслужив, поступил в Казанский авиационный институт.

У КАИ (ныне КГТУ им. Туполева) давно сложилась репутация вуза, в котором царит особый дух – новаторский, прогрессивный. Назип Сунагатов, выпускник КАИ 1967 года, наверное, впитал тягу к открытиям, желание во всем идти своим путем в стенах альма-матер. Окончив вуз, он работал в Татарском производственно-техническом объединении «Радиоприбор» города Альметьевска начальником конструкторского технического отдела и одновременно заместителем главного конструктора завода. Новой вехой в жизни Назипа Сунагатова стал переезд в Набережные Челны: в 1975 году он приступил к работе главного конструктора на заводе двигателей КамАЗа. О том, как из конструкторов он перековался в патентоведы, Назип Мингалеевич говорит – «дело случая». И добавляет – «счастливого».

- В начале 1976 года, на одном из совещаний, технический директор КамАЗа А.М. Плахов сказал, что переводит меня работать на новое направление – начальником патентного изобретательского отдела КамАЗа. Собственно, отдел нужно было не просто возглавить, но еще и создать, ведь патентной службы в то время не было, - вспоминает былое Назип Мингалеевич.

С тех прошло уже тридцать два года – и все это время Назип Сунагатов является главным специалистом КамАЗа в данной отрасли. Он прошел серьезную школу в области создания, защиты и управления интеллектуальной собственностью, окончил Набережночелнинский институт патентоведения и Российский государственный институт интеллектуальной собственности. В 2000 году удостоился Почетной грамоты Президента РТ, в 2003 – Золотого нагрудного знака «Отличник изобретательства».

И кому, как не ему рассказывать о становлении и развитии патентного дела в нашей стране?..

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – ДОРОГОЙ ТОВАР

С началом перестройки и открытием внешних границ жизнь в нашей стране круто изменилась. В лексиконе россиян появились слова «ваучер», «брокер», «менеджер», «фондовая биржа», «рыночные отношения». Вошло в жизнь и такое понятие, как интеллектуальная собственность, которая в эпоху рыночной экономики является весьма дорогим товаром. Разумеется, все отношения там, где имеет место «товарно-денежная математика», должны быть четко отрегулированы. Но если на Западе оказание услуг патентных поверенных функционирует более ста лет, то для нашей страны это во многом было делом новым. Все изобретения у нас были общегосударственными и охранялись свидетельствами, тогда как за рубежом было развитое патентное право. Так что россиянам было чему поучиться у зарубежных коллег, и Назип Сунагатов, в числе других 13 патентных поверенных России, в 1994 - 1996 гг. стажировался в патентных ведомствах и в фирмах патентных поверенных Германии, Франции, США.

- Чтобы проверить новое техническое решение «на свежесть», патентный поверенный должен удерживать в голове массу сведений, описаний иностранных и отечественных изобретений, и, конечно, иметь большой патентный фонд, без которого нельзя определить и оценить новизну решения. Приехав в Штаты, - с улыбкой рассказывает Назип Мингалеевич, - я поинтересовался, какие помещения занимает Патентный фонд США, каков объем патентной документации. И когда нас привели в комнату площадью 15 квадратных метров и показали на пару шкафов, удивился я не-обычайно: вся информация была на электронных носителях – удобно и компактно. У нас же техническое оснащение было несравнимо с западным: не хватало компьютеров, не было информации на электронных носителях. Все сведения – на бумаге, так что Фонды патентного ведомства России, которые насчитывают весь массив мировых изобретений, занимают огромные площади. Сегодня, конечно, и мы работаем по западному образцу. Хотя, по привычке, да и из соображений надежности, всю информацию сохраняем параллельно и на бумажных, и на электронных носителях. Но в те годы нам такое казалось далекой перспективой, и сегодня даже трудно поверить, что мы так далеко пошли в своем деле…

Между тем информация, говорит Назип Сунагатов, в деле патентного поверенного вещь незаменимая. Основание на выдачу патента есть лишь в том случае, если никто ранее ничего подобного миру не предлагал: для этого, по правилам, проверяются аналогичные технические решения в течение последних пятидесяти лет. Ведь нередко бывает так: изобретатель кричит «Эврика!», считает, что осчастливил человечество исключительной технической новинкой, однако при проверке выясняется, что кто-то уже успел додуматься до этого раньше. Если же в том, что предлагает изобретатель, есть существенное отличие от имевшегося ранее, оформляется заявка в Роспатент. Причем процедура оформления требует, чтобы при описании заявочного материала фигурировали и ближайшие прототипы изобретения: устранить недостатки аналога можно только на основании сравнения, так что проведение патентного исследования – обязательная часть процедуры.

В сфере патентной деятельности немало и других тонких моментов, обо всем в небольшой газетной статье не расскажешь. Но вот то, как управляют интеллектуальной собственностью на отдельно взятом предприятии, заслуживает отдельного разговора. А потому – добро пожаловать в патентный изобретательский отдел КамАЗа.

ПОЛЕТ КАМАЗОВСКОЙ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ

Сегодня автогиганту, как и всем остальным заводам-производителям, приходится работать в соответствии с постоянно меняющимися и ужесточающимися требованиями заказчика – иначе не выжить. Необходимо в кратчайшие сроки создавать новые модели автомобилей и осваивать их выпуск, а такое возможно только при наличии высокопрофессиональной инженерной службы и гибкого производства. КамАЗу, у которого и то, и другое в наличии имеется, удается шагать в ногу со временем: на заводе создаются специальные автомобили для работников ЖКХ, строителей, нефтяников, газовиков, лесозаготовителей, пожарников, МО, МЧС – всего более 500 моделей и различных комплектаций автомобилей. А раз ведется разработка новой техники, значит, обязательно проводятся и патентные исследования, дабы защитить разработки патентами и исключить случаи нарушения чужих патентов.

- Мы проводим патентные исследования новых разработок, выявляем охраноспособные технические решения и принимаем все меры по своевременной защите их патентами, - говорит Назип Мингалеевич. - Ежегодно КамАЗ получает до шестидесяти охранных грамот. От разработки новой техники до освоения ее производства проходит совсем немного времени. Однако практически все создаваемые объекты промышленной собственности используются в производстве и дают реальный доход: до 90 процентов разработок идут в производство, не пылятся на полках шкафов, и это говорит о высоком уровне подготовки разработчиков.

Что и говорить, КамАЗ и в этой области – на лидерских позициях. Назип Сунагатов за всю свою более чем тридцатилетнюю деятельность не припоминает случая, чтобы по отраслевым соревнованиям, на республиканских смотрах предприятие занимало хотя бы второе место.

- Российские и иностранные фирмы, - подчеркивает он, - проявляют большой интерес к использованию объектов интеллектуальной собственности КамАЗа, растет количество фирм и организаций, желающих приобрести лицензию на право производства нашей продукции, а это дополнительный источник дохода. На сегодняшний день заключено и действует более тридцати лицензионных договоров с российскими и иностранными фирмами на право использования камазовских разработок. Среди них – лицензионные соглашения на право сборки автомобилей КамАЗ, на изготовление узлов, деталей, агрегатов. Ежегодный доход, получаемый предприятием от использования только в своем производстве изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений, достигает 120 млн. рублей.

Однако сказать, что все складывается так уж безоблачно, пока нельзя. Результаты технического творчества могли бы быть еще выше, уверен наш собеседник, если бы закон четко прописывал систему различных льгот и материального стимулирования для предприятий, использующих новые разработки, и для авторов технических решений.

- К сожалению, даже много лет обсуждавшийся законодательный акт - IV часть ГК РФ - не дает ответа на многие наболевшие вопросы, - с горечью констатирует Назип Сунагатов. - В России сегодня нет нормативных документов, регламентирующих размеры и порядок выплаты вознаграждений за полезные модели и рационализаторские предложения. Действует порядок выплаты вознаграждения за полезные модели на условиях договора между работодателем и автором изобретения. Но это, я считаю, плохой способ поощрения авторов. Договор может быть справедливым только тогда, когда обе стороны имеют примерно одинаковые права. Когда же речь идет о заключении договора между работником и начальником этого работника, то это уже не договор, а одностороннее решение руководителя предприятия. Такая же ситуация складывается и по выплате вознаграждения за рационализаторские предложения. А ведь рационализаторская деятельность – это самый массовый способ привлечения новаторов к решению технических проблем предприятия… Остается лишь надеяться, что в будущем, в процессе законотворчества, все спорные вопросы будут, наконец-то, решены. Изобретателей, рационализаторов необходимо должным образом поощрять – а уж за новаторскими техническими разработками дело не станет: в нашей стране инженерная мысль всегда была на высоте.

 РЕЗЕДА АХМЕТЗЯНОВА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
22 мая

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?