41 (800) в продаже с 20 октября 16+

Чтобы помнили

15 сентября 2017

15 сентября исполняется 130 лет со дня рождения великого драматурга, актера, режиссера, писателя Карима Тинчурина. Его знаменитые сатирические пьесы актуальны и сегодня, они как будто написаны на все времена – яркие, искренние, с глубоким проникновением в характер персонажей. Об этом и не только наша беседа с главным режиссером театра имени Карима Тинчурина, воспитанником щукинской режиссерской школы, заслуженным артистом РФ, заслуженным деятелем искусств РТ Рашидом ЗАГИДУЛЛИНЫМ. К юбилею прославленного драматурга он ставит спектакль «Последняя пьеса», который обещает стать настоящей сенсацией в истории татарского театра.

- Рашид Муллагалиевич, личность Карима Тинчурина знаковая для вашего театра, ведь именно он фактически иницировал его создание. Это человек, который вложил всю душу, энергию, силы в «строительство» театрального дела, постоянно говорил о необходимости обслуживания деревень данным видом искусства. И в своих пьесах ставил глубокие,  серьезные проблемы. Память о драматурге жива, в первую очередь, благодаря его блестящим работам. Скажите, пожалуйста, до вашего прихода в театр, сколько спектаклей по пьесам Карима Тинчурина было здесь поставлено? И сколько постановок воплотилось в жизнь уже при вас?

-  Мой приход в этот театр  как раз был связан с произведением Тинчурина. Я защищал госэкзамен в Москве, когда мне поступило предложение поставить на татарской сцене спектакль. Причем тогдашний директор театра Роберт Абульмамбетов предложил любую пьесу на выбор. Заметив, что ни одной постановки по произведениям самого Карима Тинчурина в репертуаре театра нет, я решил  поработать с пьесой «Юсуф и Зулейха», поменяв, правда, название на «Не обманешь – не проживешь». И в 28 лет приступил к работе с прославленными корифеями этого театра: Наилем Шайхутдиновым, Ренатом Мифтаховым, Розой Хабибрахмановой, Фаимом Ситдиковым…

Выпустив спектакль, уехал доучиваться в Москву. Кстати, эта же постановка стала моей дипломной работой. Среди экзаменаторов были Владимир Этуш, Евгений Симонов, Владимир Андреев и другие мэтры. Еще до получения диплома меня вызвали в Министерство культуры республики с предложением возглавить коллектив в театре драмы и комедии им. К.Тинчурина. На тот момент я не чувствовал себя готовым к такой ответственности, да и забот было немало у театра, он ведь всю жизнь передвижной, только-только в начале 1990-х годов обзавелся своим зданием. Но после сомнений я все-таки решился на этот шаг, став самым молодым  главным режиссером в истории этого театра и Театрального училища имени Б. В. Щукина.

Что касается пьес Карима Тинчурина, то за всю многолетнюю историю передвижного театра до моего прихода, здесь было поставлено всего четыре работы великого драматурга. Почему так получилось? У администраторов  есть обычная отговорка, мол, классика не интересна, не актуальна,  зрителей не привлекает. Но когда я поставил пьесу «Юсуф и Зулейха», выяснилось, что народ очень любит и ждет классику. Значит, проблема  была в чем-то другом…

За мою 24-летнюю работу в театре поставлено уже семь спектаклей Карима Тинчурина, считая «Юсуфа и Зулейху». И, конечно, это не предел. Потому что лично у меня к этому драматургу самое трепетное отношение, он для меня как «настольная книга», нужная всегда.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих постановках?

- Про «Юсуфа и Зулейху» я уже сказал. После нее мы с Гульшат Зайнашевой «взялись» за пьесу  «Привередливый жених («Назлы кияу»). Гульшат-апа добавила в пьесу стихи, что очень обогатило спектакль. Фактически речь идет  о настоящем водевиле по всем законам жанра - с двухэтажными декорациями, яркими костюмами, интересными, и не выпадающими из литературной канвы самого Тинчурина текстами. Кстати, этот спектакль я «восстановил»  три года назад, но уже сместил акценты, сделав мюзикл. Он  также пользуется большим спросом у зрителей.

А потом – потом была самая знаменитая пьеса «Угасшие звезды». Поставил ее я в жанре романтической трагедии (минимум декораций, открытое пространство, акцент на световое решение и на вокал). Очень много музыки, народных песен, включая знаменитую «Каз канаты». У самого Тинчурина в пьесе есть сноска, где говорится о том, что при постановке режиссер имеет право использовать ряд народных песен. Мы  с большим удовольствием воспользовались этой возможностью, украсив спектакль любимой зрителями народной музыкой. Кстати, в 2011 году я поставил этот спектакль в Турции. Впервые в  истории  театрального Татарстана татарский режиссер  работал на сцене государственного театра Турции в Анкаре. Я предлагал комедию, ведь коммерческий интерес к данному жанру будет выше, но руководство  турецкого театра ясно дало понять, что драма глубже остается в сердце. И это действительно так. «Угасшие звезды» в Турции пользовались большой популярностью, спектакль показывали по всей стране. Я очень рад, что у меня был такой опыт, в Турции работалось прекрасно, и, самое главное, речь шла о татарской классике, о возможности показать зарубежному зрителю национальный колорит близкого по вере и языку народа…

Следующая постановка по  пьесе Тинчурина - «Доклад». Это потрясающая сатира, которая будет актуальна до тех пор, пока существуют «чинуши». Карим Тинчурин – это действительно великий автор, который отличался знанием традиций культуры, фольклора, потребностей национального театра и зрителя, глубоко проникал в характеры персонажей. Проблемы, которые он поднимал, чрезвычайно актуальны. Меня особенно поражает широчайшее жанровое разнообразие пьес, от высот классической трагедии и драмы  до   бытовой комедии…

Потом я поставил спектакль «Американец». Репетировали мы тогда в неприспособленных для этого помещениях, поскольку в театре шел капитальный ремонт, но в итоге спектакль получился достойным. Речь идет об очень жесткой сатире, совершенно понятной современному зрителю, ведь и сейчас немало желающих выдать дочь замуж за иностранца. Что и говорить,  люди не меняются, их взгляды на жизнь, взаимоотношения все те же, меняются только технологии, то есть материальная составляющая.

А к 125-летию Карима Тинчурина я поставил спектакль «Берегись, не взорвись». В нем играли тогда ведущие, а ныне ушедшие из жизни Халил Махмутов, Наиль Шайхутдинов, молодая талантливая актриса Айгуль Ахметова. К сожалению, из-за потери этих замечательных актеров мне пришлось в итоге «закрыть» спектакль.

А несколько лет назад в театре вновь был поставлен спектакль «Угасшие звезды». Но это уже не моя постановка, она «сделана» молодым режиссером Р.Гариповой в жанре трагедии, аутентичной той эпохе, когда происходило действие сюжета.

- Переходя  к теме предстоящей премьеры, расскажите, пожалуйста, почему  спектакль называется «Последняя пьеса», и в чем его  основная идея?

- К юбилею своего любимого драматурга мне не хотелось подходить стандартно,  просто выбрав одну из пьес для постановки. Я решил пойти другим путем,  изучил массу литературы, и обнаружил замечательные рассказы и повесть Тинчурина «Коралловые бусы». Она была выпущена в 1959 году небольшим тиражом. Название отображает цепь событий, логически взаимосвязанных, как будто нанизанных на бусы. Фактически это автобиографическая повесть, состоящая из девяти новелл. Каждая новелла самодостаточна, то есть имеет свой законченный сюжет, но все они связаны главным героем – Сулейманом Тимербаевым. Прототипом его является сам Карим Тинчурин, по крайней мере, об этом говорил Риза Ишмурат, отвечавший за редактирование книги. Повесть  - о жизни до революции,  о том, как будущий драматург мальчишкой ушел из дома, скитался по Казани в поисках работы, как он учился в медресе, какие жесткие условия его окружали и так далее.  Я открыл для себя  потрясающий талант Тинчурина-прозаика. Мы все знаем его  в качестве драматурга, а ведь даже одна только эта повесть говорит о том, какой потрясающий у него стиль изложения как писателя. Читая  его, я как будто передавался мыслями в ту эпоху, видел бедность и страдания, которые он испытывал, ощущал  то, чем жила эпоха. И начал  более отчетливо понимать, почему простые люди поддержали революционные события 1905-го и 1917 годов.

Глава девятая повести «Коралловые бусы» - как квинтэссенция революционных событий, предтеча гражданской войны. Многие персонажи новеллы имеют своих реальных  прототипов. Сам Сулейман Тимербаев, молодой талантливый писатель, сочувствующий большевикам, занят поисками выхода из творческого кризиса. Когда белочехи захватили Казань, начался белый террор. Главный герой вынужден скрываться в окрестностях города, прячась на заброшенных дачах, кладбище и в подвалах. Его арестовывали, пытали, а совершенно посторонние люди спасали. С возвращением большевиков в город начался красный террор. Снова последовали для Сулеймана аресты и допросы, но, к счастью, новая власть нуждалась в его таланте литератора. Он еще не до конца определился со своими политическими предпочтениями, а уже был затянут в водоворот революции. Как сказал один из политиков: «Если ты не занимаешься политикой, то политика займется тобой». И мне было очень важно показать в спектакле, как творческая личность выживает в эпоху великих потрясений.

Вот именно эту сложную, неоднозначную часть я выбрал для показа на сцене в юбилейный для драматурга год.

- Рашид Муллагалиевич, на ваш взгляд, чему может научить «Последняя пьеса», о чем она заставляет задуматься?

- Прежде всего, о том, что нельзя забывать свою историю, забывать  о самых трагических страницах в жизни своего государства, о войнах, репрессиях.  Тогда ведь тоже жили люди со своими заботами, планами, надеждами и мечтами. Это наши деды. Трудно понять, кто был прав – красные или белые, у каждого своя правда. Люди уничтожали друг друга в поисках истины. Очень много параллелей с сегодняшним днем. Мы должны знать и беречь свою историю, чтобы не допускать сделанных когда-то ошибок.

- Спасибо вам за интересное и содержательное интервью! Уверена, что премьера спектакля  пройдет при полном аншлаге! Дальнейших вам творческих успехов!

Резеда Галиева

источник:

Комментарии
Гость 15:41, 15 сентября 2017
Поздравляем!
Гость 22:12, 16 сентября 2017
замечательное интервью, спасибо журналисту.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
20 октября

Опрос
При каком из правителей, руководивших Россией за последние сто лет, вы хотели бы жить? ?