41 (800) в продаже с 20 октября 16+

Объединяя компетенции

22 сентября 2017

Крупнейший в Российской Федерации, Машиностроительный кластер Республики Татарстан, объединяя более трёхсот предприятий, способствует - через развитие кооперации - созданию инновационных продуктов, способных конкурировать с ведущими мировыми образцами.

Несомненные успехи новой индустриализации в Татарстане, основанные на отходе от преимущественно сырьевой модели экономики к её многоотраслевой диверсификации, поставили сообщество промышленников перед закономерной проблемой дальнейшего роста. Отечественный рынок, увы, не отличается пока избыточной емкостью. И встает во весь рост задача продвижения произведенной в республике продукции, во-первых, в другие регионы России, а во-вторых, - за пределы Российской Федерации. Но поскольку глобальный рынок - это мир плотно спрессованных конкурентных интересов, где царствует принцип: «Никто никого нигде не ждет!» - то настало время создания и активизации специальных структур, профессионально продвигающих консолидированные интересы определённых групп производителей. А это кластерный подход, который находит всё более востребованное применение в практике экономической жизни. Одним из таких институциональных образований стал созданный в 2015 году Машиностроительный кластер Республики Татарстан. Его возглавляет Председатель Правления Сергей Васильевич Майоров.

- Наш кластер, - поясняет Сергей Васильевич, - представляет собой структурное подразделение Камского инновационного территориально-производственного кластера «ИННОКАМ» и Центра кластерного развития. Тут, как видим, выстраивается уже достаточно продуманная и представительная система работы в рыночной реальности. Это требование времени, отражение потребностей нашей промышленности, достигшей известного уровня. А о дальнейшем развитии этого потенциала без создания кластеров ничего и мечтать. Как известно, кластер - это совместный проект государства, бизнеса и науки, действующий в определённой отрасли на ограниченной территории.

Так, наши Кластеры Машиностроительный кластер Республики Татарстан объединяют более трёхсот предприятий, на которых трудятся более 110-и тысяч человек. А общая выручка участников кластера составляет более 600 миллиардов рублей в год. Каковы же задачи, которые мы ставим перед собой? Существует, прежде всего, стратегическая задача. Это создание путем развития кооперации таких инновационных продуктов, которые бы могли составить конкуренцию с ведущими мировыми образцами и таким образом расширить наше присутствие на рынке. Это общая формула, конечно, могла бы остаться просто маниловским мечтанием, если бы не распадалась на ряд задач, вполне конкретных, дающих участникам кластера путеводную нить и дорожную карту действий. И тут главная задача состоит в продвижении продукции членов кластера за пределы Республики Татарстан и Российской Федерации. Не менее важная задача - привлечение в республику инвестиций с использованием территорий льготного налогообложения. А это Территория опережающего социально-экономического развития «Город Набережные Челны», открытые экономические зоны «Алабуга», «Иннополис». Мы также решаем задачу стимулирования предприятий к открытию новых производственных площадок за пределами Татарстана и России. Кластером также осуществляется сопровождение инновационных проектов его участников для привлечения государственных субсидий и льготного финансирования. И что не менее важно, чем все перечисленные задачи и направления деятельности: мы активно занимаемся развитием образовательных программ и промышленного туризма. По всем этим направлениям сделаны уже заметные шаги и достигнуты определенные результаты. И всё это подтверждает актуальность нашей работы.

В самом деле, Машиностроительный кластер Республики Татарстан существует совсем вроде бы недавно, напомним: с 2015 года, - но интенсивность организации различных форм контактов представителей бизнес-сообщества, в том числе - зарубежных, поражает. Это и разнообразные выставки, и бизнес-миссии, организуемые в стране и за рубежом, и Дни поставщика, и реализация учебных программ, акций промышленного туризма и многое другое, что составляет текущую работу кластера. И вот самый общий и беглый итог проделанного. Кластером обеспечено участие предприятий-членов в 25-и региональных и международных выставках, организовано 35 бизнес-миссий на территории Российской Федерации и за рубежом, проведено 50 дней поставщика, А главное, - подписано 172 соглашения о сотрудничестве. За всей этой работой стоят живые контакты, обмены телефонами, официальные переговоры. И все такие встречи оформляются соответствующими протоколами, документами, за судьбой реализации которых кластер осуществляет мониторинг. Из последних событий такого рода представляла большой интерес состоявшаяся в августе в Москве бизнес-миссия, прошедшая при поддержке Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан. Согласно программе мероприятия были организованы плодотворные переговоры с закупочными подразделениями Группы компаний «АВТОТОР-Холдинг» и совместного предприятия «Форд Соллерс» с участием заместителя Премьер-министра Республики Татарстан - Полномочного представителя Республики Татарстан в Российской Федерации Равиля Калимулловича Ахметшина. В рамках встречи были конструктивно обсуждены вопросы, связанные с участием членов кластера в программе локализации. Принесла важные организационные плоды и встреча с представителями Корпорации «МСП», в ходе которой состоялся разговор по программе льготного лизинга, реализуемой региональными лизинговыми компаниями. Речь шла о помощи субъектам индивидуального и малого предпринимательства в приобретении оборудования. Надо сказать, эта программа была запущена в пилотном режиме в Республике Татарстан. При этом на условиях софинансирования от Корпорации «МСП» было привлечено полтора миллиарда рублей и еще полмиллиарда - от самой республики. Таким образом, два миллиарда рублей были направлены на поддержку субъектов малого бизнеса. Программу отличают привлекательные условия. По условиям лизинга суммы в размере от пяти до двухсот миллионов рублей отпускаются предпринимателям на срок до пяти лет с 6-процентным удорожанием на отечественное оборудование и с 8-процентным - на импортное. Так же плодотворно прошла совсем недавно бизнес-миссия с участием членов кластера в Калининграде. Многочисленные делегации машиностроителей, как из регионов России, так и из зарубежных стран становятся участниками таких деловых встреч и намечают шаги сотрудничества по конкретным проектам с татарстанскими коллегами. Так, соглашения о развитии сотрудничества уже связывают членов кластера с представителями машиностроительных компаний: Германии, Италии, Польши, Словакии, Беларуси, Казахстана, Болгарии, Китая, Гонконга, Канады. Замечательное событие происходило и в прошлом месяце. С 18 по 22 августа в турецком городе Измире представители машиностроительного кластера РТ, предприятия-члены кластера участвовали в 86-й Международной Промышленной ярмарке. А возглавлял официальную делегацию Президент Республики Татарстан Рустам Нургалиевич Минниханов. Объединенная экспозиция нашей республики, организованная при поддержке Агентства инновационного развития РТ и Министерства промышленности и торговли РТ, вызвала самый широкий интерес участников выставки.

- Не очень пока привычное для слуха понятие, - говорит Сергей Васильевич, - но очень перспективное и полезное направление работы кластера - промышленный туризм. Всем нам памятны со школьных лет профориентационные экскурсии на предприятия, где трудились родители. Наблюдать воочию, как рождается, к примеру, какое-то изделие в производстве, - это производит сильное впечатление и часто даже определяет судьбу человека. Сегодня на заводах Европы и Азии продвигают это направление. Через детей формируется будущее. Вот и нам нужно в машиностроении способствовать развитию промышленного туризма. Он, кстати сказать, многолик. Например, в Германии покупатель автомобиля может указать заинтересовавший его экземпляр прямо на конвейере и проследить все этапы сборки. Всё это, конечно, организовать непросто и от компании требует усилий. Тут и вопросы техники безопасности, и наличие залов, видеофильмов, сувениров, буклетов. Но шесть соглашений по промышленному туризму мы уже заключили, и работа пошла.

Уникальным явлением стал запущенный в январе этого года проект «Национальный портал субконтрактации innokam.pro.» Это реализация одного из пунктов «дорожной карты», утвержденной распоряжением Председателя Правительства РФ Дмитрия Анатольевича Медведева. На этом портале зарегистрированы предприятия отраслей машиностроения, нефтехимии, переработки полимеров и информационных технологий. Участники портала могут получать дополнительные заказы, дозагружать свободные мощности, подбирать проверенных поставщиков. Это своего рода клуб производителей, который с помощью кооперации способствует продвижению инновационных изделий. Сегодня на портале уже присутствуют предприятия Беларуси, Бельгии, Германии, Ирана, Люксембурга, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Южной Кореи и 47-и регионов России. Здесь ежедневно размещаются заказы на разработку и изготовление сложной технической продукции.

На портале к сегодняшнему дню зарегистрировано 440 промышленных предприятий, среди них АВТОТОР Холдинг, КАМАЗ, Нижнекамскнефтехим, Северсталь, Тактическое ракетное вооружение, Энергия, SAMSUNG, структурные подразделения Корпорации - Аксион, Вертолеты России, Газпрома, Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), РОСАТОМа, Российских железных дорог, ГК РОСТЕХа, Уралвагонзавода, ШВАБЕ.

Благодаря innokam.pro в июле 2017 года была разработана и поставлена первая партия сложнотехнической продукции. Подрядчиком проекта является Чистопольский завод «Бетар» - лидер по изготовлению счетчиков в России.

- Сердечно поздравляя всех машиностроителей с профессиональным праздником, - говорит Сергей Васильевич Майоров, - я желаю всем доброго здоровья, успехов в делах и хочу подчеркнуть, что, вовлекаясь в работу Машиностроительного кластера Республики Татарстан, вы становитесь пользователями самой эффективной модели реализации своего производственного потенциала в условиях современного рынка.

Аркадий Донцов

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
20 октября

Опрос
При каком из правителей, руководивших Россией за последние сто лет, вы хотели бы жить? ?