46 (805) в продаже с 24 ноября 16+

Татарский конь уже рождается иноходцем, но суждено ли ему стать национальным брендом?

13 октября 2017

30 сентября близ села Новый Кырлай Арского района Татарстана прошли конноспортивные соревнования на «Международный кубок стран СНГ». В забеге на короткую дистанцию в 2400 м соревновались лошади татарской породы. Порода татарская, но все призовые места завоевали наездники из Башкортостана.

К сожалению, у нас в республике в почете арабские и английские лошади. Их лелеют, ими восхищаются, разводят и пропагандируют. Хотя они и не являются нашей национальной гордостью. В Аравийском полуострове до 7 века тоже не было коней. Арабы пользовались для своих нужд верблюдами. После исламских походов арабам в трофеи достались разные кони. Островитяне стали заниматься скрещиванием, чтобы вывести породу, которая могла бы жить на жарких арабских землях. В течение сотен лет им это удалось. В крови арабской лошади есть ферменты, которые при температуре свыше 30-35 градусов жары разжижают кровь и кони начинают скакать с большой скоростью, но пробегают они не более семи км. В Татарстане температура резко континентальная и такой жары нет. Поэтому у нас арабские кони не показывают хороших результатов на резвость. К тому же содержать арабских коней очень дорого. Им нужны теплые конефермы, питаются они финиками, фруктами, бананами и т.д. Тоже самое можно сказать и про английских коней. В 1750-м году путем скрещивания скандинавской лошади с арабской получили английскую лошадь. И обслуживание данной лошади тоже очень не дешевое. Сегодня английских, арабских коней разводят в большом количестве на конефермах в Англии, Америке, Испании, во многих арабских странах и т.д. Кони очень дорогие, от 300 тысяч и выше. Но после трех лет скачек даже не знают, куда их потом девать.  

В августе 2007 года лама Тывы Монгуш Лопсан Дожиевич пригласил меня в гости на народный праздник Республики Тыва «Надым». Как положено по тюркской традиции на празднике проводились скачки коней. Меня эти скачки заинтересовали, ведь тувинцы, хакасы еще до революции назывались минусинскими татарами, а их кони ничем не отличаются от наших. В основном это степные татарские кони. Вернувшись в Казань, я встретился с некоторыми депутатами, которые держат арабских, английских коней. Попробовал убедить начать возрождать своих татарских коней. Но не получилось.

В феврале 2009 года я привез из Башкирии двух шестимесячных жеребят и с тех пор они у меня. Они выросли и дали потомство – двух жеребят. Через два года ко мне приехал в гости Фарид Набиуллин из Бугульминского района. Увидев коней, он загорелся и сказал, что в их районе с древних времен в основном занимались разведением этой породы. И он решил возрождать татарских коней. Не откладывая дела в долгий ящик, он тоже поехал в Башкирию купил там более 50 жеребят татарской породы.

В августе 2011 года в средствах массовой информации прошло сообщение о разрабатываемой в Татарстане программы по развитию коневодства и конного спорта на 2013-2015 гг., на которое должны потратиться 2,5 млрд. рублей. К нашему великому удивлению, в этой программе уделяется внимание английским, арабским, русским и т.д. коням, а татарским - нет. Вот тогда и возникло решение о создании Ассоциации “Татар аргамаклар”. Для возрождения татарских коней в Татарстане их необходимо закупать в Туве, на Алтае, Казахстане и т.д. Здесь они вернут свое историческое название – “татарские кони”. Как в республиках Алтае, Туве, Казахстане, Киргизии, будем проводить в Татарстане конные бега (Байга) на 20, 40, 100 км. Татарские кони должны участвовать на празднике Сабантуй и стать национальным брендом.

Чтобы привлечь правительство к возрождению татарских коней, я предложил в подарок своего коня «Углан» президенту Татарстана Рустаму Минниханову с одним условием, если он сядет на него верхом на него на празднике Сабантуй. Рустам Нургалеевич пока думает.

Я надеюсь, что возрождение татарских коней начнет бурно развиваться. Мы надеемся увидеть на наших праздниках не только бега «байга» татарских коней на длинные дистанции, но джигитовку татарских парней на своих скакунах, национальные игры на конях, которыми богаты татарские традиции.  Ведь все эти мероприятия давно проводят в Башкортостане. Поэтому у них и результаты хорошие.

Живу я в Высокогорском районе в деревне Камаево. Продолжаю держать татарских коней. Конь в любом дворе, подворье, усадьбе приносит счастье и их в глубокую старину неслучайно предки называли небесными конями и роняли горькие слезы, когда кони гибли на поле брани. Забывать об этом не стоит.

Археологические экспедиции, проводившиеся во Внутренней Монголии, утверждают, что более II тыс. лет до н. эры на этой территории жили кочевые племена, резко отличавшиеся от культуры Китая. Китайские источники всех кочевников, живших на севере границы Китая, называли хиен-ну, та-та, та-да, датаны, что означает «татары». Местожительство этих древних татар точно определено в «Цзиньшу». Татарская земля на юге соединялась с уделами Янь и Чжао (современные провинции Хэбэй и Шаньси), на севере достигали Шамо, на востоке примыкали к северным, то есть границы распространения древних татар совпадали с современными границами Внутренней Монголии (КНР). Важным достижением татар было освоение степных просторов современной Монголии. Территория Южной Маньчжурии, современной Внутренней Монголии, территория современной Монголии и Южная Сибирь была татарской территорией. Русский ученый В.П.Васильев, долгое время проработавший в Китае, считал, что первые татары появились в Южной Маньчжурии, а затем началось расселение в районе Ордоса – горы Иншань (Внутренняя Монголия) в направлении Татарской степи и Северо-Западной Монголии. Оттуда далее до Джунгарских ворот, Северного Казахстана, Алтая, Южной Сибири, Южного Урала, Нижней и Средней Волги и далее на запад до причерноморских степей, Передней Азии и Скандинавии. Махмуд Кашгари, обширный район между Северным Китаем и Восточным Туркестаном, называл «Татарской степью». В течение многих тысячелетий татары (тюрки) - кочевники из маленького этноса превратились в суперэтнос и расселились по всей терри­тории Великой степи.

Главным занятием древних татар было кочевое скотоводство. Наряду со скотоводством большую роль играла охота. Облавная охота требовала специальной выучки загонщиков и охотников. Это было очень полезным потому, что охота воспитывала воинскую доблесть, учила тактике и стратегии боя.

“Они появлялись на свет божий в седле лошади, умирали и погибали, сидя в седле. Их родиной была спина лошади”. Татарское слово «ир-ат» переводится дословно на русский как «мужчина-конь». Видимо было немыслимо представить татарских мужчин в старину без коня. Такое схожее слово есть только в греческом мифе – кентавр. Постоянно на коне в лютый мороз и в знойную жару - такой обычный повседневный образ жизни превращал кочевника в выносливого воина на войне. Привыкшие к суровым условиям жизни, они способны были выносить всяческие неудобства и лишения и с мужеством переносили все тяготы походной и военной жизни.

2-3 тысячи лет назад, когда между татарами и китайцами шли кровопролитные войны, китайские ученые подробно описали татарских коней. За 2-3 тысячи лет они почти не изменились и распространились по всей Евразии. Как люди во всем мире разные, так и кони бывают разными. Чем же отличаются татарские кони от других коней? Во-первых, своей внешностью. Татарские кони заметно разнились от других пород того времени, прежде всего, необычной мастью. Кобылицы обладали светло-булатной (серебряной) мастью, белой гривой и белым хвостом. Жеребцы обладают темно-буланой мастью, точнее светло-гнедой с золотистыми отливами на туловище. Эти лошади, прежде всего, отличаются высокой плодовитостью. Груди у них широкие, шея толстая, голова большая, а туловище массивное. Несмотря на это, ноги у них короткие и тонкие. Рост у них 135-145 см. По европейским стандартам кони должны быть высотой 160-175 см. Поэтому татарских коней принято называть низкорослыми.

Они очень легко выносят и холод и жару (40-45 градусов), им не нужны теплые конефермы. Татарские кони по природе юргалар (иноходцы), быстроходные и способны на протяжении 7-8 часов находиться в непрерывном движении, поэтому на длинных дистанциях им нет равных соперников. В день могут пробегать до 150-200 км и так на продолжении 10 дней. И еще одна очень важная отличительная их черта - они уже рождаются иноходцами.

Зимой жеребцы разгребают из под снега траву. Когда овцы и кобылы, стоящие в стороне, видят, что жеребец откопал корм, они подбегают и начинают есть. Жеребец переходит на другое место и начинает вновь искать корм. Жеребцы охраняют стадо от волков. Они бесстрашны, бывают случаи, что вступают в схватку даже с медведем.

В те далекие времена конница решала исход любой битвы, поэтому для любой армии нужны были подготовленные для войны кони. Они отличались боевыми качествами, помогая всаднику, кусали и топтали противника. Не напрасно Чингиз-хан в своих походах использовал этих коней. Таких коней требовалось, как правило, до сотен тысяч. Табуны татарских скакунов выпасались издревле на берегах Енисея, предгорий Монгольского Алтая, в лесостепной зоне Маньчжурии, в районе Хинганских гор, в Ордосе – современной территории Внутренней Монголии (КНР) Северном Китае вдоль китайской стены.

Татарское войско формировалось из отрядов конницы. Основным оружием легковооруженного татарского всадника были лук, копье, сабля и щит. Главными особенностями военной стратегии у татар была внезапность проникновения кавалерийских эскадронов в глубокий тыл противника и удар в тыл защитникам границы, а затем, если надо, уйти по возможности без потерь. Основная тактика татар состояла в изматывании противника и неожиданных налетах. Татары стремились атаковать противника кавалерийской лавой, когда тот уже дрогнул, нарушил построение и начинал отступать. Одно из главных достоинств татарского воина – меткость при стрельбе из лука. Наилучшим мастерством конного лучника считалось не только стрелять на ходу, но и повернувшись назад. Это было обычной тактикой татар - заманивать врага в засаду. Враг, предполагая, что татары убегают, пытался догнать их. Татары при отступлении, будто при бегстве, разворачивались на седле и успевали метко поражать стрелами противника, нанося им урон ещё до засады.  Воин должен был уметь не только метко стрелять, но и искусно избегать стрел, то привставая на стременах, то притворно падая навзничь. Причем конь также должен был увертываться от стрел, делая прыжки и прочее. Боевого коня обучали врезаться в строй врага и топтать пеших воинов. Не будь таких коней под седлами кочевников Атиллы и Чингисхана вряд ли мы знали что-либо о потрясателях Вселенной.

Белые татары онгуты (китайцы называли татар черными и белыми, но не по цвету кожи, а по их просвещенности, кто и как принимал китайскую культуру), владели несметными табунами и бескрайними пастбищами на территории современного Северного Китая. Жили онгуты на границах с Китайской империей Цзинь. А по сведениям Рашид-ад-дина это “был народ особый, несли охрану границ Цзинь, вдоль Великой китайской стены”. Они всегда были верны тунгусо-маньчжурской династии, а точнее чжурчженским государям. И Чингисхан перед походом решил подружиться с вождем белых татар Ала-Кушем с целью заполучения этих коней. Предложение взять в жены одну из чингизидок, Ала-Куш не отверг. В результате чего он стал Гурганом (зятем Чингисхана) и вошел в ближайшее его окружение. В списках, вошедших в ближайшее окружение, он значился как Алахуш-Дигитхури гурган. Ала-Куш, став зятем Чингисхана, подарил ему десятки тысяч татарских коней. Батый хан в 1236 году сидя на татарских (онгутских) лошадях возглавил Западный поход. Вернувшись из Европы, Батый-хан начал расселять по всему улусу свое войско, мобилизованное специально для похода. 20 тысяч воинов со своими семьями чжурчжени (маньчжуры) и большая часть татар онгутов расселили в Поволжье, Прикамье, Приуралье. Другая часть татар онгутов была переселена в современные оренбургские, северно-казахстанские степи и в Крым. В последствии онгуты и мангыты составили основную часть Ногайской орды. Татары-онгуты и чжурчжени привезли на берега Волги с далекой  Великой китайской стены свою родную татарскую музыку пентатонику. Татары-онгуты были союзниками чжурчженей (маньчжу­ров). Именно они составляли большую часть татаро-монгольского войска в за­падном походе. Они переняли у своих союзников маньчжуров их символы. И мань­чжурский дракон на знаменах татар оказался в степях Европы, а затем стал гербом Казани. Вместе с татарами-онгутами в Поволжье и в Западном современном Казахстане поселились в большом количестве и татарские кони.

До революции татарских коней называли еще и ногайскими. И ещё об одном источнике, где говорится следующее: “В Россию лошади приводятся из Татарии Ногайской. Они роста среднего весьма удобны для работы. Овса принимают мало. Ногайцы ежегодно присылают на продажу в Москву до 40000 коней…” Таким образом, можно считать установленным, что в течение сотен лет на конское поголовье России большую роль сыграло коневодство татар, ногайцев и других кочевников. ( Книга о лошади, том III. Госиздат сельхозлитература. Москва. 1959 г.). Обычно русские бояре выезжали на поле боя на высоких русских конях. Кони были не выносливые, скакать могли несколько км. Но на высоком коне боярин показывал свое верховенство.

В 30-е годы под предлогом необходимости для колхозов сильных лошадей, татарских коней пустили под нож. В Советский период во все республики, в том числе и в Татарстан, стали завозить разных тяжеловозов, высоких лошадей, в том числе и гибридных. Вот они и представляли в тот период колхозных лошадей, которые сохранились по сегодняшний день.

В период Великой Отечественной войны из Татарстана большое поголовье лошадей забрали на войну. А после войны, мотивируя, что кони в современное время не нужны, перестали заниматься разведением лошадей. К 60-м годам XX века в Татарстане полностью исчезли татарские кони, а заодно исчезло и само это название. Несмотря на все ухищрения, эти лошади сохранились незначительно в Башкирии, на Алтае, в Хакасии, Казахстане, Киргизии, в Туве, которая вошла в состав Советского Союза в 1944 году. А в 60-х годах века местным коням стали давать коды. Так, в Башкирии татарские кони стали башкирскими, в Алтае – алтайскими, в Киргизии – киргизскими и т.д.

Рафаэль Безертинов


Об авторе

Рафаэль Базертинов - автор книг «Татары, тюрки – потрясатели Вселенной» (История Великих Империй), «Тэнгрианство – религия тюрков и монголов», «Тюркско-татарские имена», учебного пособия «Древнетюркское мировоззрение тэнгрианство», «Вектор татарского направления», «Китай и кочевой мир», «Геополитика и правители татаро-монгольских Империй». 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
24 ноября
23 ноября

Опрос
За кого бы вы проголосовали на выборах президента России в 2018 году ?