Заявочный лист гонки 2018 года включает 547 участников (142 мотоциклиста; 50 гонщиков на квадроциклах; 29 членов двухместных экипажей мотовездеходов, в т. ч. три заявки по три участника; 193 члена двухместных экипажей легковых автомобилей, в т. ч. девять заявок по три участника; 133 члена трёхместных экипажей грузовиков, в т. ч. две заявки по два участника).
В этом издании марафона Россию в классе грузовиков представляют четыре экипажа команды "КАМАЗ-мастер": Эдуард Николаев - Евгений Яковлев - Владимир Рыбаков (стартовый номер 500), Айрат Мардеев - Дмитрий Свистунов - Айдар Беляев (стартовый номер 507), Антон Шибалов - Дмитрий Никитин - Иван Романов (стартовый номер 515) и Дмитрий Сотников - Руслан Ахмадеев - Ильнур Мустафин (стартовый номер 502).
На пути к очередной победе в «Дакаре» (их в истории команды уже четырнадцать) гонщиков «КАМАЗ-мастера» ожидает серьёзная конкуренция. В числе соперников - команда De Rooy IVECO. Как известно, знаменитый Жерар де Рой, дважды побеждавший камазовцев в легендарной гонке – в 2012-м и 2016-м годах – этот «Дакар» пропускает, решив выступить в ралли «Африка Эко Рейс». На котором в этот раз, кстати, не будет представителей «КАМАЗ-мастера». Но его попытается заменить Федерико Вильягра, новый лидер голландской команды, на счету которого третье место в «Дакаре-2016» и четвёртое – в гонке 2017-го года. Эксперты считают пилота полноправным претендентом на «Золотого бедуина» – самый вожделенный трофей автогонщиков мира. Компанию Вильягре в команде Team PETRONAS De Rooy IVECO составят Артур Ардавичус из Казахстана и голландец Тон ван Генутген, также не последние люди в раллийных гонках.
Также конкуренцию и «КАМАЗу», и IVECO составят чехи Алеш Лопрайс на капотнике Tatra T815 и Мартин Коломы на Tatra Phoenix с кабиной от DAF. Кроме того, в списке участников – известный соперник камазовцев Мартин ван ден Бринк на Renault Sherpa, год назад выигравший один этап, и белорусские гонщики из команды «МАЗ-СПОРТавто» - Сергей Вязович, Александр Василевский и Алексей Вишневский, которые обещали всерьёз побороться за подиум в этом году.
Напомним, несмотря на соперничество на трассе, спортсменов разных стран связывает крепкая дружба. Так, этой осенью в гостях у камазовских гонщиков, в Набережных Челнах, побывала команда Mammoet Rally Sport, выступающая на грузовиках Renault, во главе с руководителем команды, пилотом Мартином ван ден Бринком.
Юбилейный «Дакар-2018»: как настроены конкуренты
Наступающий 2018 год примечателен тем, что ралли отметит свой сороковой юбилей, а команда «КАМАЗ-мастер» - 30 лет со дня основания. На юбилейной гонке конкуренцию российской команде составят сильнейшие спортсмены мира, которые уверенно претендуют на звание фаворитов турнира.
В числе конкурентов «КАМАЗ-мастера» в грузовом зачёте - экипажи IVECO, Renault, «МАЗ», Tatra и другие. Соперники известны - они тоже не становятся слабее. На попадание в тройку призёров претендует не только «КАМАЗ», на самом деле порядка 15-18 экипажам это по силам. При этом каждый год появляются хорошие новички, и всегда есть хорошие местные гонщики, знакомые с трассами.
«На предстоящем «Дакаре» мы настроены ввязаться в борьбу за подиум. Для этого у нас всё есть - команда и техника готовы к испытаниям», - считает, например, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Команда Минского автомобильного завода настроена на серьёзную борьбу за подиум в зачёте грузовиков. Белоруссия будет представлена на марафоне тремя экипажами: в первом Сергей Вязович поедет вместе со штурманом Павлом Гараниным и механиком Андреем Жигулиным, второй поведут пилот Александр Василевский, штурман Дмитрий Вихренко и механик Антон Запорощенко, а в третьем экипаже будут Алексей Вишневский, штурман Максим Новиков и механик Андрей Неверович.
Все три белорусских экипажа планируют выступить результативно. «Мы выбрали атакующую стратегию на "Дакар-2018". С самого старта все машины поедут в полную силу. Мы не планируем страховать друг друга. Будем стремиться занять высокие места, - делится планами на гонку Сергей Вязович. - Конечно, мы придём на помощь друг другу в случае необходимости. И если понадобится, будем пересматривать стратегию уже на месте, по результатам прошедшего дня».
Команда «МАЗ-СПОРТавто» верит и в надёжность новых двигателей Caterpillar. Ими пришлось оснастить два грузовика - новый технический регламент "Дакара" требует сокращения рабочих объёмов моторов грузовиков до 13 литров. «Собственно, до последнего времени только мы и "КАМАЗ-мастер" гоняли на V-образных дизельных "восьмёрках" с объёмом 17,2 литра, тогда как наши конкуренты использовали более скромные рядные "шестёрки". Но мы должны следовать регламенту ралли», - объясняет причину перемен Сергей Вязович.
Кстати, прошлый "Дакар" оказался удачным для белорусской команды. Александр Василевский занял 6-е место в личном зачёте, причем всем трём экипажам удалось благополучно добраться до финиша. И это стало самым успешным выступлением за всю историю команды, а она у спортивной команды Минского автомобильного завода "МАЗ-СПОРТавто" началась с 1 декабря 2010 года: тогда руководством предприятия было принято решение о создании спортивной команды для участия в раллийных гонках...
Эдуард Николаев: «Будем стараться удержать наш титул чемпионов»
Действующий победитель «Дакара» в классе грузовиков, пилот команды «КАМАЗ-мастер» Эдуард Николаев обещает приложить максимум усилий, чтобы звание лидера и заветный трофей сложнейшей гонки остались у камазовской команды.
Заслуженный мастер спорта России Эдуард Николаев - сын шестикратного чемпиона страны по багги, члена команды «КАМАЗ-мастер» Валентина Николаева. Пилот с детских лет увлекался техникой и картингом. В команду «КАМАЗ-мастер» Эдуарда пригласил Семён Якубов (в то время руководитель команды), посетивший всероссийский чемпионат по картингу, где молодой человек стал победителем.
В начале 2000-х годов Эдуард начинает выезжать на соревнования, сначала в качестве механика, а затем и пилота. В 2006 году Николаев впервые проехал за рулем боевого грузовика на этапе Чемпионата России. В 2007 и 2009 годах в составе экипажей Ильгизара Мардеева и Владимира Чагина, соответственно, Эдуард завоевал серебро «Дакара» - свой вклад в обе победы он внёс в роли механика.
2010 год стал знаменательным для молодого спортсмена - первое место на ралли «Дакар» в составе экипажа Чагина и успех в качестве пилота боевого экипажа на ралли «Шёлковый путь». На финише гонки 26-летнему пилоту удалось обойти таких раллийных асов, как Владимир Чагин и Фирдаус Кабиров.
Новой ступенью в спортивной карьере Эдуарда можно назвать 2011 год. Впервые он выезжает на самую экстремальную гонку планеты - «Дакар» в качестве пилота. Молодой экипаж - дебютант сложнейшей в мире гонки, опередив именитых иностранных пилотов, занимает третье место. В 2013 году гонщик превосходит свои личные успехи и становится победителем «Дакара». Затем были «бронза» и «серебро» ралли «Дакар» - в 2014 и 2015 годах.
Борьба за победу в «Дакаре-2017» была на редкость ожесточённой. К десятому этапу гонки в верхней части турнирной таблицы сложилась ситуация, нехарактерная даже для автомобильного зачёта - традиционно более быстрого. Отрыв соперников в ТОП-3 после почти 7000 километров пути был всего лишь в нескольких минутах друг от друга. Судьба гонки решалась практически на последних её этапах. В результате сложной комбинационной борьбы на финише «Дакара» прошлого года экипаж Эдуарда Николаева (штурман Евгений Яковлев, механик Владимир Рыбаков) стал первым в зачёте грузовиков.
Сегодня Эдуард Николаев настраивается на новый старт и рассказывает, что его подготовка к новой гонке «Дакар» началась буквально на следующий день после яркой победы 2017 года. «Мы будем стараться удержать наш титул чемпионов», - обещает он.
В недавнем интервью сайту AUTOSPORT.com.ru, отвечая на вопрос журналиста, Эдуард рассуждал о том, из чего складывается победа и кто вносит вклад в успех. Пилот уверен, что победа зависит от техники и мастерства экипажа, в соотношении 50 на 50.
«В целом, если говорить о трёх членах экипажа, то тут все на острие… Как пилот может принести результат, так и штурман. Штурман может увести тебя, и ты потеряешь время, а пилот может допустить грубейшую ошибку и повредить автомобиль. Ну, и механик полностью несёт ответственность перед экипажем и командой за подготовку машины каждый день», - говорит Николаев, опираясь на личный опыт.
Организаторы юбилейного «Дакара-2018» пообещали семь дней сложных песков, где участникам с первого дня придется бороться с песчаными трассами. «В песках особо важна высокая концентрация. Даже если ты опытный гонщик и у тебя получается ехать на таком покрытии, то пески всё равно всегда опасны и коварны, поэтому никогда нельзя расслабляться. Это из опыта и на примерах. Конечно, будем внимательно вести себя, чтобы не потерять время и проехать стабильно, быстро. Думаю, развязки будут именно на этапах с песком и сложным бездорожьем», - предполагает пилот.
Говоря о технике, которая подготовлена командой для «Дакара-2018», Николаев отмечает: «Не считая машины Дмитрия Сотникова с 13-литровым мотором, мы поедем на практически прошлогодних моделях, но есть очень много модификаций. Самое главное - мы поменяли подвеску. Двигатель и подвеска - два очень важных фактора в машине. Мы пересели на амортизаторы с пружинами, наконец-то, довели их на «Шёлковом пути», и они показали себя очень хорошо. Надеемся, что на «Дакаре» они позволят держать более высокий темп на бездорожье».
Дмитрий Сотников: «Буду работать на победу «КАМАЗа»
Серебряный призёр «Дакара-2017» Дмитрий Сотников рассказал об особенностях автомобиля КАМАЗ, на котором поборется за победу на «Дакаре-2018».
Автомобиль Сотникова отличается от остальных трёх гоночных грузовиков, на которых выступят экипажи «КАМАЗ-мастер». Дмитрий будет единственным гонщиком команды, который поедет на грузовике с новым 13-литровым рядным двигателем, разработанным «КАМАЗ-мастером» под регламент 2019 года. Несмотря на то, что автомобиль хорошо зарекомендовал себя на ралли «Шёлковый путь» в июле этого года, к новой технике пилот относится с осторожностью.
«Конечно, главное отличие - двигатель меньшего объёма. 13-литровый рядный мотор, а не V-образный. Под этот силовой агрегат пришлось строить новую машину. Шасси в чем-то похоже на предыдущее, но немного поменялась развесовка, расположение кабины, двигатель несколько иначе установлен, изменилась компоновка охладителя наддувочного воздуха. Внешне чуть-чуть заметно, что машина другая», - рассказывает пилот.
«Машина отличается от остальных по характеру управления и нужно адаптироваться, - делится Дмитрий Сотников впечатлениями от вождения. - Не сказать, что новая машина мне нравится больше предыдущей. Просто она едет по-другому и может ехать очень быстро, а это самый главный показатель. В любом случае, это наше будущее, нам всем придётся перейти на этот мотор».
Вопрос о том, кому из пилотов доверить управление гоночного автомобиля с новым двигателем на «Дакаре-2018», обсуждался в команде открыто, но конечное решение было за руководителем «КАМАЗ-мастера» Владимиром Чагиным. «Один из решающих факторов заключался в том, что мой штурман Руслан Ахмадеев - инженер по подготовке двигателей, как раз непосредственно участвующий в разработке нового мотора и как никто другой знающий новую модификацию, - считает Сотников. - Я тоже учился по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Поэтому нам выпала эта роль - испытание, настройка, доводка, адаптация двигателя в новой машине».
Ещё победа на «Шёлковом пути-2017» объективно показала, что машина с новым 13-литровым двигателем конкурентоспособна. Именно на грузовике с таким мотором Дмитрий Сотников занял вершину пьедестала. Тогда команде важно было понять, стоит ли рассчитывать на этот автомобиль на «Дакаре-2018». Исход летней гонки дал право считать, что новинка может бороться. Между тем, после этой победы было проделано много работы. «Почти сразу после «Шёлкового пути» у нас были тесты, - рассказывает Сотников. - Мы меняли турбины, было много вариантов, решений, которые мы искали до последнего. Это немного другая машина по сравнению с «Шёлковым путём», в том числе стоит другой мотор - абсолютно новый, перенастроенный».
«Любой результат, который поможет команде выиграть «Дакар» я буду считать успешным. Я буду работать на победу «КАМАЗа» и делать все от меня зависящее, - сказал пилот в интервью AUTOSPORT.com.ru. - Наша задача - проехать гонку на новой машине. Очень важно, чтобы программа испытаний прошла без сбоев и нам бы повезло, и с хорошим результатом на финише. Я уверен, будет очень интересно, хотя пока непонятно, как поведёт себя новый мотор в условиях боливийского высокогорья. Но мы будем надеяться на лучшее и работать на результат».
Антон Шибалов: «Для нас важно ехать надёжно, не допуская ошибок»
Неоднократный победитель гонки Africa Eco Race, мастер спорта международного класса, пилот Антон Шибалов стартует за рулём одного из четырёх грузовиков команды «КАМАЗ-мастер» в ралли-рейде «Дакар-2018». Помимо борьбы за пьедестал у этого экипажа особая миссия – автомобиль Шибалова повезёт блок запасных частей для подстраховки всей команды.
Антона с детства тянуло к технике. Ему было 8 лет, когда поехав вместе с отцом в Санкт-Петербург, парень впервые попал на чемпионат России по картингу. С 12 лет Антон Шибалов - в автоспорте. Он – победитель кубка России, неоднократный чемпион Республики Татарстан, начиная с детских, заканчивая взрослыми классами.
В команду «КАМАЗ-мастер» Антон Шибалов пришёл в 2007 году. В 2011 году впервые принял участие в «Дакаре» в качестве ночного механика. В 2012 году состоялся его дебют в роли механика боевого экипажа на ралли-марафоне «Дакар», а в 2011 году - дебют в качестве пилота на ралли «Шёлковый путь». Уже через год его экипаж поднимается на пьедестал - занимает 3-е место в престижной гонке «Шёлковый путь-2012».
В 2013 году вместе с Дмитрием Сотниковым и Евгением Яковлевым Антон Шибалов принимает участие в ралли Africa Eco Race. Камазовские спортсмены занимают первое место в грузовом зачёте и второе - в абсолюте, пропустив вперёд лишь легендарного Жан-Луи Шлессера, потягаться с которым считают за честь лучшие гонщики планеты. В тот год ребята преодолевают 10 сложнейших этапов по Африке, более 3000 километров спецучастков. Молодой экипаж великолепно выполнил основную задачу – совершенствование спортивного мастерства. Кроме того, спортсмены продемонстрировали благородство и мужество, придя на помощь португальской гонщице Элизабет Жасинто, одному из главных конкурентов, ещё раз доказав, что в команде «КАМАЗ-мастер» учат побеждать на трассе, а не в закулисных играх.
В 2014 и 2016 годах пилот Антон Шибалов вместе с коллегами подтвердил, что на африканском континенте его экипаж вне конкуренции, дважды став первым.
На вопрос, как прошёл год приготовлений к Дакару-2018, Антон отвечает кратко: «Как всегда, очень интенсивно. Наша программа подготовки включает в себя и подготовку техники, и физическую подготовку, участие в различных соревнованиях. В конце ноября мы провели довольно продуктивную неделю в Марокко. Не скажу, что это было что-то экстраординарное, но после напряжённых недель работы в цехе, связанных с подготовкой техники, такие выезды в пустыню весьма полезны для того, чтобы восстановить некоторые навыки пилотирования».
Также пилот рассказал, что для него значит участие в гонке, которой «Дакар» отметит своё 40-летие: «Всегда интересно принимать участие в чём-то юбилейном. Есть предвкушение чего-то нового, яркого и запоминающегося. Судя по описанию маршрута, организаторы 40-го Дакара постарались сделать его именно таким. На мой взгляд, впереди две недели интереснейших приключений, новых ландшафтов и бескомпромиссной борьбы».
Помимо борьбы за пьедестал, у экипажа Антона Шибалова особая миссия – на первых этапах автомобиль повезёт блок запасных частей для подстраховки всей команды. «Наша машина будет несколько тяжелее других спортивных КАМАЗов, - рассказывает Антон. - Для нас важно ехать надёжно, не допуская ошибок. Я очень надеюсь, что нам не придётся стоять на трассе как из-за своих проблем, так и из-за проблем остальных экипажей команды». Впрочем, по ходу гонки не исключены изменения. «Будем смотреть на результаты - возможно, блок с запчастями будет установлен на какую-то другую машину, у которой шансов на победу будет меньше», - добавляет Дмитрий Сотников, партнёр Шибалова по команде.
Айрат Мардеев: «Важно показать достойные результаты»
Самый молодой из четвёрки пилотов, кто на предстоящем юбилейном ралли «Дакар-2018» поведёт автомобили команды «КАМАЗ-мастер» к победному финишу, - Айрат Мардеев. 31 декабря он отметил свой 31-й день рождения.
Ещё будучи школьником Айрат Мардеев целыми днями проводил в цехе спортивной команды «КАМАЗ-мастер». Любовь к технике у Айрата от отца – прославленного раллийного пилота Ильгизара Мардеева. Азы водительского мастерства Айрат усвоил с 11 лет, участвуя в соревнованиях по картингу. Он достиг хороших результатов в этой дисциплине, став призёром всероссийских соревнований.
С 2006 года Айрат работает в команде «КАМАЗ-мастер». В это время он занимался сборкой спортивных автомобилей КАМАЗ-4911, -4326, их испытанием и доводкой. В процессе испытаний часто возникали критические ситуации, как для людей, так и для автотехники. Айрат умело справлялся с трудностями. Как отмечают в команде, умение быстро учиться – хорошая черта этого пилота.
Первым крупным успехом Айрата Мардеева на международных соревнованиях стала победа в престижном ралли-марафоне «Шёлковый путь» в 2012 году. Серьёзность амбиций Мардеева-младшего подтвердила и победа его экипажа в Чемпионате России по итогам 2013 года, и второе место в ралли «Дакар-2013». Лидерство в самом экстремальном марафоне планеты стало логичным продолжением карьеры – в 2015 году Айрат Мардеев триумфально поднялся на подиум «Дакара» в Буэнос-Айресе. Пилот посвятил свою победу отцу - Ильгизару Мардееву, трагически погибшему в августе 2014 года. Эти и другие результаты дают право считать Айрата одним из сильнейших гонщиков в своей категории, несмотря на молодой (по меркам ралли) возраст.
Стартующий на днях «Дакар-2018» для Заслуженного мастера спорта России Айрата Мардеева будет уже восьмым по счёту. «Очень важно показать в этом году достойные результаты. Для этого у нас есть все – отличная машина, хорошо подготовленный, слаженный и опытный экипаж. Организаторы юбилейной гонки обещают, что трасса будет сложнее. В маршрут гонки вернули Перу, и нас ждёт больше песков. Думаю, будет очень непросто», - рассуждает пилот.
Айрат намерен на «Дакаре-2018» реабилитироваться за не слишком удачное выступление в прошлом году, когда его экипаж занял пятое место в зачёте грузовиков. «Конечно, я разочарован результатом. Если вы помните, мы застряли в очень сложном месте. Вызволить нас удалось с большим трудом, после того как на это было потрачено 2,5 часа. Хотя, если бы не этот злосчастный случай, мы могли бы побороться за самые верхние строчки таблицы результатов грузового зачёта», - считает он.
Мардеев-младший жаждет взять реванш. «Это очень важно лично для меня и всего нашего экипажа реабилитироваться за прошлый год и показать достойные результаты, - говорит Айрат. - Для этого у нас есть всё: отличная машина, хорошо подготовленный, слаженный и опытный экипаж. Важно, чтобы фортуна была на нашей стороне и обошлось без случайностей, как в прошлом году. Хотя я считаю, что по-настоящему классный пилот должен в какой-то мере предвидеть такие неприятности и даже упреждать их».
По словам Мардеева, которые приводит официальный сайт команды, тактика и стратегия во время гонки в команде подчинена общей цели – какой-то из экипажей должен оказаться на подиуме. Понимание того, на какой экипаж будут работать остальные, приходит примерно к середине гонки. Главное в этой первой половине ралли – правильно войти в режим соревнования, подойти готовым к основной схватке во второй её части. Важно сохранить технику, физический и психологический настрой экипажа. Это, скорее, борьба с самим собой и со стихией и в меньшей степени - с соперником. А, вот, после дня отдыха, действительно, начинается жёсткая конкуренция и борьба за секунды, подчинённая общекомандной стратегии и дисциплине.
Несмотря на то, что на предыдущем «Шёлковом пути» экипаж Айрата испытывал автоматическую трансмиссию, на «Дакаре-2018» принято решение вернуться к механической коробке перемены передач. «С «автоматом» мы ещё будем работать, но на самую экстремальную гонку планеты мы используем проверенные решения, - делится Айрат. - Важно, что все машины будут с пружинными амортизаторами. Над этим мы работаем давно и сейчас, наконец, будем использовать в боевом режиме. Это добавит нам уверенности и скорости на бездорожье».
День первый
Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Лимы (Перу):
- Торжественный старт ралли «Дакар-2018» состоялся 6 января в перуанской столице Лиме. Спортивный директор гонки Марк Кома перед стартом пообещал: "Возвращение в Перу дало нам возможность исследовать новые неизведанные территории. Участников ожидают самые разнообразные песчаные ландшафты страны, устанавливающие высочайшую планку мастерства для участников гонки с самого начала ралли. Боливийский участок, в меню которого потрясающие по красоте пейзажи, традиционно требователен к физической подготовке участников, и по полной испытает на выносливость искателей приключений. Но решающие этапы будут ждать участников в Аргентине, где «Дакар» с этапом Супер Фьямбала придёт к своей самой трудной части».
Чтобы проверить слова пятикратного победителя «Дакара» в путь длиной более 8000 километров отправились 337 экипажей из 54 стран. Конечно, внимание россиян приковано к выступлению команды «КАМАЗ-мастер». Кроме «Синей Армады» в легковом зачёте гонки представлены два российских экипажа Сергея и Ивана Шихотаровых, а в зачёте квадроциклистов за победу будет бороться ещё один россиянин - действующий чемпион категории Сергей Карякин.
Несмотря на дневную жару, проводить смельчаков в долгий и опасный путь собралась огромная толпа зрителей, заполонивших окрестности проспекта Сан Борха Норте. «Дакар» уже бывал в Лиме в 2012-м и в 2013-м годах, и видимо, принимая в расчёт трафик улиц перуанской столицы и памятуя о стартовых пробках 2013-го года, организаторы решили пожертвовать живописными видами тихоокеанского побережья и переместили торжественный подиум ближе к выезду из Лимы. Болельщики тепло приветствовали российские КАМАЗы. Появление мощных и ярких машин «Синей Армады» всегда вызывает бурю эмоций и восторг.
Возможность насладиться океанскими видами у экипажей была на 241-километровой дорожной связке до Писко, где состоялся первый спортивный спецучасток гонки. Перуанская часть знаменитого Панамериканского шоссе привела караван гонки к короткому 31-километровому скоростному спецучастку. Собравшиеся здесь болельщики не обманулись в своих ожиданиях. Жёсткие пески с неприятными для спортсменов кренами и уступами позволили показать класс пилотирования опытным песчаным асам, но в то же время стали проблемой для новичков. Настолько, что отдельные из них даже умудрились разбить вчистую свои машины. Проблема была ещё и в том, что из-за стоявшего в зените солнца и отсутствия теней огромные дюны зрительно слились в однообразную песчаную массу, и было сложно оценить глубину ям и остроту вершинок дюн. Ошибка с выбором скорости становилось причиной как минимум болезненных тычков, чреватых погнутой тягой. В худшем случае это могло завершиться падением с дюны. Спецучасток был довольно коротким и, естественно, что результаты на финише получились довольно плотными. В финишном створе образовалось даже что-то вроде пробки из спортивных грузовиков. Тем удивительнее, что экипаж аргентинца Федерико Вильягры потерял более 16 минут (предположительно из-за навигационной ошибки). Перед поездкой в Южную Америку Айрат Мардеев признавался, что в отсутствие Жерара де Роя считает аргентинца чуть ли не самым опасным и быстрым соперником, однако лидер "Ивеко" начал "Дакар" неудачно. Не менее опытный Артур Ардавичус, не взяв с ходу один из тягунов, был вынужден сдавать назад, и преодолел подъём только со второго раза. В итоге казахстанец уступил показавшему лучшее время чеху Алешу Лопрайсу (TATRA) почти пять минут. Экипажи «КАМАЗ-мастер» разумно предпочли быть осторожными – экипаж Эдуарда Николаева показал третий результат (+0м29сек), экипаж Антона Шибалова – пятый (+1мин18сек), экипаж Дмитрия Сотникова – седьмой (+1м48сек), экипаж Айрата Мардеева – восьмой (+2м11сек).
День второй. Эдуард Николаев побеждает, Айрат Мардеев терпит аварию
Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Писко (Перу):
- Первый день гонки неожиданно многим спутал карты. К примеру, звёздные пилоты PEUGEOT оказались на непривычных для себя местах, не попав даже в десятку лидеров. Себастьен Леб объяснил, что ехал без тормозов, и для того чтобы замедлиться, разматывал машину из стороны в сторону. Приём из классического ралли несильно помог девятикратному чемпиону WRC: в субботу он был только двадцать девятым. Сокомандник Леба Стефан Петрансель тоже установил антирекорд, заняв по итогам короткого 31-километрового участка лишь 15-е место. В грузовом же зачёте неудачником дня стал Федерико Вильягра. 16 минут, потерянных из-за навигационной ошибки, совсем ни к чему экипажу, считающемуся одним из фаворитов в своей категории.
Второй день «Дакара-2018» оказался не менее богатым на события и неожиданности. В меню был 267-километровый кольцевой этап в Писко, на 90% состоявший из внедорожной секции. Рельефные дюны с песком, особенно рыхлым в этот жаркий сезон, представляли собой серьёзную преграду на пути экипажей к финишу. После этапа на вопрос Владимира Чагина – на сколько по 10-балльной шкале можно оценить их сложность? - Эдуард Николаев ответил: “На семёрочку”.
Уже в 6 утра был дан старт в категории АВТО. За ними стартовали мотоциклисты и квадроциклисты. Поэтому к моменту старта грузовиков спортивный трек был уже прилично изъезжен вдоль и поперёк и стал сплошным ребусом для штурманов. Хладнокровие и быстрота реакции – два важных качества, необходимые сегодня. С этой точки зрения лучше всех проявил себя экипаж Эдуарда Николаева, записавший по итогам дня на свой счёт ещё одну победу на этапах «Дакара». Другие камазовские пилоты были, к сожалению, менее удачливы. В дюнах на 68-м километре трассы «лёг на бок» экипаж Айрата Мардеева. На выручку товарищам по команде пришёл экипаж Антона Шибалова. Проблемы с застреванием в песках имели сегодня Мартин ван ден Бринк (РЕНО) и Сергей Вязович (МАЗ). На машине ещё одного мазовца Александра Василевского вышла из строя турбина. Артур Ардавичус (ИВЕКО) имел проблемы с подкачкой колёс и также потерял время в песках, застряв в неудобном месте.
Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «После старта догнали стоявшего ван ден Бринка. Непонятно из-за чего он стоял – возможно разбортировался (на низком давлении шина соскакивает с обода колеса). Почти до 100-го километра были пески. Не сказать, что непреодолимые. Скорее на бдительность. Дюны кривые, косые: важно не допустить ошибку, вовремя давление отрегулировать, вовремя нужную передачу включить. Попали в большую воронку. Не заметили сразу - всё сливается в песках, так что трудно было не попасть в неё. Выехали из неё с третьего раза. Структура песка своеобразная. Низина жёсткая, а отвесы воронки - надутый пухляк. Здесь мы около двух минут потеряли. Потом нагнали Лопрайса. Как раз дюны начали чередоваться с жёсткими участками. В дюнах мы Лопрайса догоняли, а на жёстких дорогах он ехал быстро и подрезками-подрезками догонял нас. Перед финишем была небольшая заминка с взятием навигационной точки».
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №502: «Начали этап – увидели, что экипаж Антона Шибалова “сидит”. В этом месте был рыхлый склон – он, видимо, задом сдавал и упёрся. Подъехали, выдернули. Затем начались так называемые тычки – острые неприятные дюннеты. Раза два вставали. Потом попали в огромную воронку, в диаметре нескольких километров. Выехать было очень непросто. Спускали колёса вплоть до 1,5 атмосфер. Несколько безуспешных попыток сделали, чтобы выехать. Потом немного остудили мотор, это помогло набрать необходимую мощность, всё-таки выскочили. В конце не сразу взяли очередную контрольную точку, прошли-то всего несколько метров левее от трека – точка не взялась и пришлось возвращаться. Невидимая точка. Здесь все кружили – во многом дело везения. С машиной, в целом, всё нормально. Мотора, конечно, немного не хватает в дюнах. Особенно, когда температура поднимается, поэтому приходится под него подстраиваться».
Айрат Мардеев, пилот экипажа №507: «В начале этапа всё шло неплохо. Хотя много было застрявших экипажей и было непросто между ними ехать. Потом увидели машину Антона Шибалова, застрявшую в неудобном месте. К счастью, увидели его заранее, иначе можно было ему на крышу приземлиться. Достали трапы. Неудобное место, но вытянули. Потеряли около 20 минут. Потом доехали до этой злосчастной воронки, очень глубокой. Много джипов, грузовиков, мотоциклистов в ней застряли. Вертолёты кружили. Чего в ней только не было. По обычной траектории проехать её невозможно. Очень рыхлый песок. Джипы все распахали. Нашли неплохую траекторию, поднялись, но на вершине был застрявший джип, начали уходить от него правее и уже по косогору хотели перевалить дюну. Я прекрасно понимал, что делаю и контролировал машину. Но в надутом пухляке машина завалилась набок».
“Дакар-2018”, день третий: Вильягра атакует
Пресс-атташе команды «КАМАЗ-мастер» Эрик Хайруллин передаёт из Сан-Хуан-де-Маркона (Перу):
- Таинственное место - знаменитое плато Наска - известное нам ещё по передачам Юрия Сенкевича, лежало на пути участников ралли «Дакар-2018» к бивуаку в местечке Сан-Хуан-де-Маркона. Происхождение нескольких десятков загадочных огромных рисунков и линий, нарисованных прямо на земле, не дает покоя учёным. Экипажи ассистанс, уехавшие из Писко ещё утром, остановившись на обочине, с интересом разглядывали странную фигуру с поднятыми вверх ладонями, видимую со смотровой площадки на Панамериканском шоссе. Геоглиф с говорящим названием «Руки» невольным образом ассоциировался с золотыми руками механиков команды «КАМАЗ-мастер», сотворившими за ночь до старта чудо. Сильно пострадавшая во время вчерашнего опрокидывания в песках машина Айрата Мардеева после интенсивного ночного ремонта к утру стояла уже, как новая. Во время ночной поездки до заправки выяснилась ещё одна неприятность – редуктор заднего моста издавал нехарактерные звуки. Знатоки понимают, что значит поменять редуктор на грузовом автомобиле, а если делать это нужно в чистом поле и в условиях предстартового цейтнота, то становится понятным, почему ночные механики у настоящих фанатов автоспорта пользуются не меньшим уважением, чем звёздные пилоты.
Впрочем, и сами пилоты прекрасно понимают, насколько тяжёл труд команды ассистанс, и стараются не привозить на бивуак технических проблем. Но гонка есть гонка. И здесь сложно что-то загадывать наперёд. О сложности гонки говорит то, что на старт 296-километрового скоростного спецучастка «Писко – Сан-Хуан-де-Маркона» вышло 30 спортивных грузовиков из 42 стартовавших в Лиме. И сразу два грузовика – голландца Тони Генугтена и белоруса Сергея Вязовича – опрокинулись в дюнах. Такого количества аварий всего-то за первые два полноценных этапа гонки давно уже не было. По всей видимости, спортивный директор гонки мотоциклист Марк Кома впредь при прокладке маршрута должен учитывать специфику всех транспортных средств, участвующих в гонке, и исключать запредельные для грузовиков крены на спортивном треке.
Не повезло в ходе третьего этапа и Мартину ван ден Бринку. Быстрый голландец на Renault долго не мог найти навигационную точку, он даже попался едущим навстречу экипажу Айрата Мардеева, и в итоге эти плутания обошлись ему в лишние 46 минут на финише. Ещё один провал дня - у Алеша Лопрайса. Чех проиграл в середине этапа полтора часа - по сути, приговор для борьбы за победу. На сей раз Алеш даже не дождался своего дня рождения 10 января, на который у него традиционно приходятся неприятности… На момент написания релиза не было информации об экипаже чеха Мартина Коломы, так и не появившегося на финише.
К сожалению, проблем не избежал и наш экипаж Дмитрия Сотникова. Сначала он сделал попытку срезать в дюнах и застрял. Чуть позже его экипажу пришлось менять муфту охлаждения водяного радиатора. На устранение проблемы его экипаж и экипаж помогавшего ему Антона Шибалова потратили около часа. Айрат Мардеев был более удачливым, чем накануне, и показал третий результат на этапе после победителя этапа Федерико Вильягры (03:56:37) и финишировавшего со вторым результатом Эдуарда Николаева (уступил Вильягре 35 секунд).
Судьи вернули накануне вечером Федерико Вильягре 10 минут за первый этап, объяснив, что аргентинец потерял время из-за работавшего некорректно организаторского прибора GPS (данный прибор фиксирует взятие экипажем навигационных точек). В результате такого возмещения Виллагра по итогам трёх дней приблизился в таблице генеральной классификации к занимающему первое место Эдуарду Николаеву, и теперь соперников разделяет 8 минут 58 секунд. Начинается непростое психологическое противостояние между россиянином и аргентинцем. Вильягра старше Николаева и внешне кажется эмоционально более устойчивым. Груз ответственности для Эдуарда в ситуации, когда сокомандники проигрывают слишком много (Сотников – 10-й, Мардеев – 16-й, Шибалов – 17-й) очень большой, но будем надеяться, что он и его экипаж справятся.
Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Непредсказуемость и сложности там, где их не ждёшь – в этом и суть «Дакара». Все эти факторы кратно увеличились из-за того, что с первых же спецучастков участников ждали тяжёлые пески. Но это честный экзамен. Тем больше сейчас наше желание исправить на ближайших этапах ситуацию с результатами трёх наших экипажей. Другая важная задача: хорошо показавший себя экипаж Эдуарда Николаева должен зацепиться за результат, и продолжать ехать быстро и надёжно одновременно».
Антон Шибалов, пилот экипажа №515: «Вчера удачно получилось, что мы ехали за Айратом и быстро подоспели на помощь. Место очень коварное. Огромная песчаная ловушка, в которой, насколько мне известно, 17 участников осталось на ночь. Эвакуация машины Айрата была непростой, носились по этой жаре с трапами, и в какой-то момент я почувствовал себя плохо. Видимо, тепловой удар. Сегодня не везло экипажу Дмитрия Сотникова. Два раза мы их вытаскивали, и во второй раз пришлось менять привод вентилятора».
Эдуард Николаев, пилот экипажа №500: «Потеряли сначала пять минут - немного застопорились в песке, и потом около минуты на навигации. Сначала искали дорогу, я немного отвлекся и на высоком давлении въехал в пески, очень рыхлые, как мавританские. Давление было 3,5 атмосферы, а чтобы до единицы спустить нужно как раз 3 минуты. Спустили и выехали. Мешали стартовавшие раньше джипы и квадроциклы, но, в целом, интересный и рабочий этап».
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №502: «Мы заехали в дюны. Довольно непростые, крутые и частые. Мы видели, что идущая впереди TATRA не могла взять дюны. Попытались объехать это место. Попали в очень острую песочную яму, и машина просто кабиной уперлись в песок. Скорее всего это стало причиной выхода из строя привода вентилятора, видимо, следствие удара о песок. В целом, машина едет неплохо. Периодически бывают потери мощности, пытаемся отладить программу управления двигателем. Жаловаться не на что. Сегодняшняя ситуация была точно не из-за двигателя».
Дмитрий Свистунов, механик экипажа Айрата Мардеева №507: “Стартовали мы за HINO, сразу его обогнали. Было два спецучастка с зоной нейтрализации, и на первой части мы больше никого не видели. На финише второго СУ не появились ни Лопрайс (TATRA), ни Масик (LIAZ), стартовавшие впереди нас. Потом нам сказали, что у Лопрайса была проблема с мотором. Он даже заехал на бивуак (как раз находящийся в зоне нейтрализации). Потом видели Генугтена (IVECO), непонятно, почему он упал. Там не песок, вроде, твёрдая поверхность была. Потом догнали Диму Сотникова. Подстраховывали, местами пропускали его. Помогали с траекторией движения в дюнах. Потом экипаж Сотникова пропал. Метров за 300 до финиша видели, что упал на бок МАЗ Сергея Вязовича. Организаторы сделали точку на песчаной горе, и здесь он совершил ошибку - не увидел обрывчик среди песка. Но довольно быстро подъехал и поставил его на колёса экипаж Алексея Вишневского. После вчерашнего дня, вроде, всё налаживается. Айрат взял свой темп, быстрый и уверенный. Суеты не было”.