29 (839) в продаже с 17 августа 16+

Рамиль Гали: «Фотография останавливает время»

18 мая 2018

Известнейший фотокорреспондент Татарстана, большой мастер фотографии и удивительно яркий и жизнерадостный человек Рамиль Гали недавно отметил свой 60-летний юбилей. В преддверии выставки своих работ, посвященной сложным 90-м годам, он рассказал «Известиям Татарстана» о поисках Мавроди, слезах Горбачева и опыте работе в журналистском пуле Путина.

- Чем сейчас живет мир в плане фотоискусства и Казань в частности?

- Казань я могу сравнить с куском ледовитого океана, который медленно тает. Потому что основная масса местных фотографов - это базовая школа французского стрит-фотографа Картье-Брессона. Однако, мир давно перерос эти основы, и теперь фотоискусство – это не классическое изображение, а передача ощущений и эмоций. Такое современное понимание граничит с арт-фотографией. Благодаря этому даже любитель может снимать наравне с профессионалом. Одним словом, есть чему учиться, особенно казанским ребятам. К примеру, в Москве работает большой мастер Владимир Вяткин, который готовит профессиональных фотокорреспондентов при МГУ. Кризис локальных фотографов во многом стал итогом того, что в журналистике произошло сложное раздвоение – одни издания выбрали своим стилем изображения, другие – письменность, слово. В Татарстане ни одно СМИ не пошло по пути визуализации, как сделала это феноменальная ульяновская газета «Жизнь». Там тексты шли к фотографиям, хотя это и бульварная желтая пресса. Этот таблоид Арама Габрелянова обошел и «Московский комсомолец», и «Комсомольскую правду». И это понятно, ведь снимок, изображение, дает информацию мгновенно.

- Каких мастеров жанра, своих конкурентов, Вы можете назвать как достойных?

- В нашей среде не должно быть конкуренции, так как нет критериев оценки. Например, в «Комсомолке» был Анатолий Жданов, который имел огрехи по композиции, но всегда был на острие событий и получал эксклюзивные кадры. Знаете, некоторых именитых журналистов уже не правят. Также и в фотографии. Могу привести смешной пример – я работал в газете РЖД «Гудок», снимал в качестве штатного фотографа футбольной команды «Локомотив». Футболистам были нужны снимки для еврокубков и постеров. Я выстроил команду, как того требует международный этикет, и неожиданно поймал в нестандартный диагональный кадр тренера Юрия Палыча Семина. Следующим снимки сделал маститый иностранный фотограф. Потом «Советский Спорт» запросил у меня фото и выбрал именно тот диагональный снимок для обложки, но приписал авторство оригинального кадра иностранному фотографу. Вот так - править уважаемого мастера нельзя! Мне очень нравится, как работает московский уличный фотограф Дмитрий Зверев, который может часами ждать на одном месте. Молодой Миша Захаров – один из перспективных фотографов, который снимает больше чем нужно, меняет ракурсы и так далее.

- Как сделать самый удачный кадр?

- Для начала стоит сказать, что одна из самых сильных школ репортажной фотографии – это газета «Коммерсант», высшая лига. Большая конкуренция провоцирует качество фото, ведь в Москве событие одно, а изданий - около 100! Там все работают на эксклюзив. А в Казани, к сожалению, с этим слабо. Здесь, в Татмедиа, я рассказываю своим ученикам, объясняю, что нужно постоянно следить за собеседником, быть наблюдательным, а не сделать пару кадров и расслабиться, сходить покурить или погулять – как делают многие. Чтобы быть профессионалом высокого класса, фотографу необходимо постоянно быть «в мыле». Хороший фотограф продумывает пути приезда-отъезда, карту здания, снимает походку и одежду, машину и охрану - все мельчайшие детали, которые могут пригодиться в дальнейшем. Так я искал Мавроди, когда он освобождался из тюрьмы – изучал маршрут, анализировал возможные пути выхода и в итоге только мне удались лучшие снимки главного МММщика. Или, скажем, я снимаю Горбачева и у него случайно выкатывается слеза. Если Вы не готовы мгновенно реагировать, то такой кадр Вы никогда не снимете, не поймаете эмоцию. А вот первое задание в пуле Путина я провалил, потому что снимать удавалось только спины – дальше не пускают, некуда даже руку с фотокамерой просунуть! Потом после 4-х часов ожидания президентская пресс-служба пошла на встречу и стала давать мне лучшие места для сьемок.

- Расскажите любопытную историю из своей биографии.

В моей биографии было столько удивительных случаев, что я мог бы написать книжку «Второй татарский Довлатов по фотографическим историям»! Вот одна из них. В Москву приезжал китайский балетный цирк из Пекина – лучший в миллиардной стране. В колонном зале Кремля была репетиция, но из-за пробок я опоздал на нее на 2 часа. В поисках удачного кадра я случайно оказываюсь прямо на сцене и вижу, что все фотографы сидят на первом ряду – и все с зачехленным аппаратами. Оказывается, происходящее категорически запрещено было фотографировать. Но охрана подумала, что я китаец - и пустила на сцену, а китайцы подумали, что я - приближенный Президента РФ. Хорошо знать иностранные языки, а еще лучше на них разговаривать, как говорится. Зато снимки этого цирка получились отличные, и газета с моими фотографиями продавалась на ура!

- Можно ли сделать великолепную фотографию на телефон?

- Ценность не в носителе, а в информационной составляющей изображения. Знаете, можно ведь снимать и на спичечный коробок: пленку отрезают, кладут в темноте в спичечный коробок и делают иголкой дырку, которую открывают пальцем. Если туда попадает свет, то получается эффект камеры Обскура, и при проявлении Вы получите нужный снимок. Конечно, именно для классных снимков профессионального уровня необходимы объёмы пикселей, большие объективы, качественное оборудование, зарубежный свет. И цены в миллион рублей - это не просто так, ведь с помощью таких аппаратов Вы получите снимок, где будет проработана каждая пора или волосок, будут видны мельчайшие детали. Помните, в девяностые годы были фотокамеры «Полароид» с мгновенной печатью снимков? Их называли ковровыми, потому что на них лучше всего выходил ковер. Людям достаточно было и этого. С другой стороны, историческое фото как значимый факт может быть снято на любую камеру, поскольку главную ценность имеет именно первый кадр. Можно провести аналогию с фотографией приземления Гагарина.

Фотография – это когда мы останавливаем время. Любая фотография - это прошлое, срез времени, застывшее мгновение. Раньше его останавливал художник. Благодаря этому изображению мы начинаем понимать мир. Но это двумерный мир, в котором нет объёма. Вообще, фотографии как искусству уже более 100 лет, в нем есть свои знаковые имена и классические работы. Фотография – это следствие работы механического инструмента, когда-то новая технология, которая стала сейчас повседневной. И основа всегда остается, меняется только техника. Не устаю повторять, что огромную ценность представляет фотоархив, который в Татарстане пока не существует. Он должен быть событийным, датированным и с помощью компьютерных технологий оцифрованным. Эта хронология фотоизображений будет очень важна для следующих поколений, для наших потомков. Крестные ходы, уход коммунистов, борьба за суверенитет Татарстана, талоны на питание, уличные гопники – где это все на снимках? Вы не сможете показать детям эту новейшую историю, показать время, которое застыло навсегда на фотоснимке.

источник:

Комментарии
Гость 6:17, 26 мая 2018
Удивительные кадры!
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

 

 

20 августа
17 августа

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?