Аналитическое агентство «Смыслография» и Коммуникационное агентство «АГТ» в пятый раз провели исследование представленности сказочных новогодних персонажей в российских федеральных и региональных СМИ.
По итогам 2020 года безусловное лидерство по-прежнему у Деда Мороза из Великого Устюга, который немного увеличил свое медиаприсутствие (214 тыс. упоминаний в 2020 году, 213 тыс. в 2019 году) и Снегурочки из Костромы (103 тыс. в 2020 году, 112 тыс. в 2019 году). Снижение на 10% медиаактивности Снегурочки связано с сокращением обычно обширной представительской программы в связи с антиковидными ограничениями. У Деда Мороза же оказалось достаточно много активных представителей в регионах, создавались новые официальные офисы его почты. Знаковым событием стало открытие в Сочи в парке «Дендрарий» Южной резиденции Главного «Зимнего деда».
В 2020 году подтвердил свои позиции популярный отечественный новогодний персонаж - Морозко, известный и любимый, прежде всего, по одноименной телевизионной сказке 1965 года (12 тыс. публикаций в 2020 году, 11 тыс. в 2019 году). И в российских медиа Морозко продолжает соперничать с «иностранным новогодним агентом» Санта-Клаусом, который сохранил свое присутствие в российском медиаполе на уровне 13 тыс. упоминаний.
В целом же тридцатка наиболее медийных российских новогодних сказочных персонажей 2020 года выглядит следующим образом:
|
Персонаж |
Количество сообщений в СМИ РФ в 2020 году |
1 |
ДЕД МОРОЗ |
213 886 |
2 |
СНЕГУРОЧКА (Кострома) |
102 653 |
3 |
МОРОЗКО (Нижегородская область) |
11 572 |
4 |
КЫШ БАБАЙ (Татарстан) |
1 895 |
5 |
МОРОЗ ИВАНОВИЧ (Новосибирская область) |
1 437 |
6 |
ТОЛ БАБАЙ (Удмуртия) |
1 206 |
7 |
ЧЫСХААН (Якутия) |
973 |
8 |
КАРЕЛЬСКИЙ МОРОЗЕЦ ПАККАЙНЕ |
674 |
9 |
КАР КЫЗЫ (Татарстан) |
576 |
10 |
ЯМАЛ ИРИ (ЯНАО) |
544 |
11 |
ТАЛВИ УККО (Карелия) |
520 |
12 |
БАЙКАЛЬСКИЙ ДЕД МОРОЗ (Иркутская область) |
476 |
13 |
МОРОЗ ВОЕВОДА (Ярославская область) |
348 |
14 |
ЙУШТО КУГЫЗА (Марий Эл) |
290 |
15 |
УРАЛ МОРОЗ (Свердловская область) |
239 |
16 |
САГААН УБУГУН (Белый старец из Бурятии) |
225 |
17 |
ЯКШАМО АТЯ (Мордовия) |
157 |
18 |
КУЗБАССКИЙ ДЕД МОРОЗ |
154 |
19 |
ДЕВИЦА МЕТЕЛИЦА (Вятские Поляны) |
144 |
20 |
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СНЕГОВИК |
125 |
21 |
ХЁЛ МУЧИ (Чувашия) |
94 |
22 |
ДЕД ТРЕСКУН (Новгородская область) |
93 |
23 |
ЛЫМЫ НЫЛ (Удмуртия) |
81 |
24 |
КАЗАЧИЙ ДЕД МОРОЗ (Гатчина) |
64 |
25 |
ЮР ПИКЕ (Чувашия) |
60 |
26 |
ЛАПЛАНДСКИЙ ДЕД МОРОЗ (Мурманская область) |
53 |
27 |
ЛУМУДЫР (Марий Эл) |
44 |
28 |
ЛУМИККИ (Карелия) |
44 |
29 |
АРТХУРОН (Осетия) |
32 |
30 |
СООК ИРЕЙ (Тыва) |
27 |
Изменения в таблице произошли незначительные. Кыш Бабай из Татарстана вернул себе 4 место, обогнав своего северного соседа Тол Бабая из поселка Шаркан Удмуртской Республики. Удмуртского чародея, потомка великанов, обогнал и новосибирский Мороз Иванович, которому в 2020 году сильно помогли постановки спектаклей по одноименной сказке В. Одевского сразу в нескольких театрах страны.
Чысхаан, якутский Властелин холода – менее всего путешествующий по стране новогодний персонаж, в 2020 году не смог, как раньше, передать в Якутске 1 декабря символ холода из рук в руки Деду Морозу из Великого Устюга – вологодский дедушка соблюдал рекомендации Роспотребнадзора. Зато Чысхаан зажег в этот день в рамках фестиваля «Зима начинается с Якутии» первые Новогодние елки, что стало заметным медиасобытием в российских СМИ. А видео с зажжением этой елки в Тикси при ветре до 34 метров в секунду стало событием и в социальных сетях: https://www.youtube.com/watch?v=N-i08gjq5Jo&feature=emb_logo
Как показывает исследование, в 2020 году по понятным причинам заметно снизилось число фестивалей зимних волшебников и их публичных дней рождения, собирающих до полутора десятка именитых гостей, что обычно привлекает внимание СМИ.
Но при этом, отмечают аналитики Смыслографии, в целом осталось почти неизменным общее число упоминаний новогодних персонажей в СМИ.
По мнению Владислава Шулаева, директора по продвижению территорий Коммуникационного агентства АГТ, через присутствие новогодних персонажей удается отслеживать развитие важного сегмента внутреннего туризма – новогоднего, который является постоянной точкой роста для локальных рынков. Прошедший год не принес новых имен в региональный пантеон российского Нового года, но зато подтвердил устойчивость этого сегмента локального туризма. Замечательно, что на него обратил внимание и Ростуризм, запустивший проект «Новогодняя столица России». Новогодней столицей-2022 выбран Нижний Новгород. У отмечающего свое 800-летие города есть еще достаточно времени, чтобы определиться, какого персонажа они будут «раскручивать» - Деда Мороза с берегов Сухоны или местного, приволжского волшебника.
Наталья Белякова, партнер Центра стратегического консалтинга, ст. н. сотрудник РАНХиГС: «Сам по себе факт, что ковидные ограничения, радикально перезагрузившие российский туристический ландшафт, не сильно повлияли на абсолютные цифры медиаприсутствия зимних волшебников, вселяют умеренный, но все же оптимизм. Это означает, что в сознании аудиторий они занимают довольно прочные позиции и их узнаваемость не зависит целиком от оффлайн-событийных активаций. Кроме того, стейкхолдеры брендов волшебников постарались по максимуму развить онлайн-присутствие своих героев - от стримов до квизов. Сказался и подъем внутреннего туризма - люди поехали по стране на машинах и с детьми, и новогодние резиденции, ранее только экспериментировавшие с всесезонным форматом, оказались как нельзя кстати».
Первая тройка иностранных новогодних персонажей осталась неизменной, но финский рождественский дед Йоулупукки, который не смог приезжать на российские мероприятия, почти в два раза снизил свою медиаэкспансию (856 публикаций в 2020 против 1 503 публикаций в 2019 году). На третьем месте – белорусский Дзед Мароз, также почти в два раза уступивший своему результату 2019 года (138 публикаций в 2020 году против с 256 публикаций в 2019 году).
Самый большой прорыв за год совершил киргизский Дед Мороз Аяз Ата, поднявшийся с 9 на 4 место. Подтверждением укрепления культурных связей России и Монголии стал выход в топ-10 монгольской Снегурочки – Зазан Охин.
ТОП-20 иностранных новогодних представителей в российских СМИ выглядит следующим образом:
|
Персонаж |
Количество сообщений в СМИ РФ в 2020 году |
1 |
САНТА-КЛАУС |
12 924 |
2 |
ЙОУЛУПУККИ |
856 |
3 |
БЕЛОРУССКИЙ ДЗЕД МАРОЗ |
138 |
4 |
АЯЗ АТА (Киргизия) |
98 |
5 |
КОРБОБО (Узбекистан) |
66 |
6 |
АЯЗ АТА (Казахстан) |
57 |
7 |
КАХАНД ПАП (Армения) |
48 |
8 |
ТОВЛИС ПАПА (Грузия) |
42 |
9 |
МОШ КРЭЧУН (Молдавия) |
42 |
10 |
ЗАЗАН ОХИН (Снегурочка, Монголия) |
33 |
11 |
АЯЗ БАБА (Туркменистан) |
32 |
12 |
ГАРПАМЫК (Снегурочка, Туркменистан) |
29 |
13 |
ШАХТА БАБА (Азербайджан) |
26 |
14 |
КОРГЫЗ (Снегурочка, Узбекистан) |
26 |
15 |
БОБОИ БАРФИ (Таджикистан) |
18 |
16 |
АКШАКАР (Снегурочка, Казахстан) |
17 |
17 |
БАРФАК (Снегурочка, Таджикистан) |
16 |
18 |
ДЗЮНАНУШИК (Снегурочка, Армения) |
15 |
19 |
СНЯГУРКА (Белоруссия) |
14 |
20 |
АЯЗ КЫЗ (Снегурочка, Киргизия) |
13 |