28 (1030) в продаже с 5 августа 16+
Съезд учителей татарского языка и литературы
7 июля 2022

Раз в четыре года Министерство образования РТ проводит съезд учителей татарского языка и литературы. То есть это мероприятие дает установку учителям на ближайшую четырехлетку. На пленарное заседание прибыли руководители республики, что очень показательно - роль педагогов сегодня воспринимается как  роль профессионалов, воспитателей, проводников детей в большой мир, особенно в той геополитической ситуации, в которой мы все сейчас находимся. Участникам съезда важно было услышать приглашенных в этом году Ильдара Ирековича Гильмутдинова, Марата Готовича Ахметова, Василя Габтелгаязовича Шайхразиева, увидеть их дополнения к резолюции съезда как руководителей крупнейших организаций и комиссий.

Национальный конгресс татар и тюркских народов не смог пройти мимо такого важного события, так как. деятельность московской общественной организации всегда, еще со времен Штаба татар Москвы, тесно была связана с поиском новых форм и методов приобщения татар московского региона, особенно молодежи, к изучению родного языка. Акчурин Расим Сулейманович, который возглавляет координационный совет клуба ДЛ-16, всегда интересовался: «Что сделали по школе?» А сделано многое. Снимаются видео на темы любви к языку, истории, традициям, организуются  разнообразные мероприятия. Национальный конгресс татар планирует активизировать свою деятельность в школах. Правда, в Москве есть лишь одна школа с татарским этно-компонентом. Единственным выходом в таких обстоятельствах видится только организация частных детских садов и школ. Со временем вырастет и потребность в квалифицированных преподавателях татарского языка.

Необходима связка: детский сад – школа - родители. Выстроенный контакт между педагогами воспитательно-образовательных учреждений и родителями мог бы благоприятно повлиять на выбор родителей в сторону изучения родного языка с самого нежного возраста, когда легче всего воспринимается и запоминается информация. Татарские учителя могли бы приходить в детсады. Все это требует, конечно, и определенной воспитательной работы с молодыми родителями. Тогда переход из детского сада в школу с этническим компонентом был бы более естественным и простым. То, что у татар называется «рух», не появляется на пустом месте, это передается через отношение к своей национальности, языку и культуре старшего поколения, окружения, через тонкие материи родовой памяти, внимание к семейной истории, сотворчество по сохранению предметов и фотографий. Детям можно многое передать в игровой форме, тогда к школьному возрасту у них не будет жесткого сопротивления против чего-то, связанного с национальным образованием (при поддержке этого процесса родителями).

Для школьников, особенно подростков, важно группироваться вокруг лидера, таких лидеров необходимо выявлять, вкладывать время и силы в их развитие, предполагая, что именно они вырастут в общественных и государственных деятелей, за которыми пойдут уже взрослые люди. Острая проблема нехватки кадров может свести на нет все сегодняшние усилия по реализации принятых правительством РТ, руководством ВКТ и Милли Шура законов и стратегий. Будущие лидеры учатся сейчас в школе, но не потеряем ли мы их, позволив полностью ассимилироваться в русскоязычном социуме, если они не получат поддержки и участия в больших национальных проектах уже сегодня?

Съезд учителей проходит накануне серьезной даты – 30-летия ВКТ. В ВКТ деятельность, направленная на привлечение к своим проектам молодежи, налажена хорошо. Организация и замечательные сотрудники ВКТ за эти годы сделали много важной работы, и все-таки что-то упущено именно в сфере преподавания татарского языка от яслей до ВУЗов. Те, кому сейчас 20-30-40 лет, не говорят на родном языке. При этом за те же годы, например, в среднеазиатских и кавказских республиках такого не произошло, представители этих народов, не стесняясь, общаются между собой на родном языке.

Руководство Национального конгресса татар и тюркских народов ежегодно посещает татарские детские сады и школы в Татарстане, Ульяновской области, других регионах. Недавно побывали в нижнекамской гимназии №2, казанской гимназии №2, провели презентацию книги «Уз жиремдэ уз телем». Школы уникальные, их секрет в продленных группах (дети занимаются в кружках по интересам, общаясь на татарском языке). Эти учреждения на данный момент и есть кладовая будущих национальных кадров, идеологов общественного движения.

Роль воспитателя и учителя в становлении личности ребенка неоценима, и здесь важен голос каждого мыслящего неравнодушного педагога. Не можем мы обойтись без идеологии воспитания, в процессе которой необходимо вырастить полноценно образованных людей, способных принимать решения, помогать нуждающимся, быть патриотами своей страны. Каждый учитель - это капитан большого корабля, наполненного знаниями, важными навыками, правильными привычками, которые он передает своим ученикам в первом большом плавании под названием «школа». Понимая первостепенность образования, Национальный конгресс татар и тюркских народов в течение года опрашивал татар разных регионов, собирая их мнения и предложения по вопросам сохранения татарского языка и национальной идентичности. По итогам был составлен список необходимых шагов, некоторые из которых будут уместны в качестве дополнения к принятой на съезде учителей резолюции.

Поддержка от государства частных детских садов и школ. Здесь много вариантов поддержки: сокращение налогов, компенсация аренды помещений, предоставление помещений при администрациях города, канцелярские товары, учебники. Список задач в образовательной системе, требующих решения, внушительный, их решение требует привлечения предпринимателей. Со времен Российской империи у всех народов были свои меценаты, благодаря которым рос уровень образования и культуры обычных людей.

Подготовка идеологов для работы в регионах. Это могут быть психологи, методисты, социологи, умеющие интересно выступать в образовательных учреждениях и проводить курсы и тренинги для преподавателей или родителей. Порой одна интересная лекция может переформатировать отношение человека к чему-либо, заставить размышлять, побудить к новым действиям. Стоит использовать навыки и наработки разных специалистов, чтобы порой опосредованно привлечь внимание к необходимости изучать родной язык.

Конкурсы творческих проектов, направленных на привлечение к изучению родного языка, как детей, так и взрослых. Детские сады и школы могут несколько раз в году проводить мероприятия, в которых необходимо показать себя, свою семью именно как представителей той или иной национальности, в данном случае татар. История своего рода или его представителей, семейные истории и реликвии, прикладное искусство, рассказы о предметах быта и т.д.

Создание обучающих факультативов в школах с этно-компонентом, где старшеклассники могут развивать лидерские качества и ораторское искусство. Школа может стать кладовой кадров, будущих управленцев, государственных деятелей, дипломатов. Можно «вплести» родной язык как сокровище, с помощью которого есть возможность освоить еще несколько похожих, добавить культурные особенности, провести школьные варианты-аналоги заседаний «большой восьмерки», ООН, ВОЗ, вывести мышление детей на уровень, где они поиграют во взрослых руководителей. Есть примеры, когда старшеклассникам давали право руководить школой в течение одного дня, можно добавить к этому условие: полностью перейти на один день на татарский язык. Наверняка подобные проекты существуют, их можно перевести в республиканскую, федеральную соревнование-игру.

Татарская общественная жизнь в средних и высших учебных заведениях, собственные сайты, журналы, клубы, радио, видео-каналы. Такая деятельность всегда интересна детям, и она практикуется на русском языке, можно найти мотивирующие способы развить их на родном языке, показав важность, например, приглашая на крупные каналы.

Привлечение молодежи, владеющей татарским языком, к большим государственным проектам в Татарстане и других регионах. Здесь польза очевидна. Этот пункт становится продолжением предыдущих, решением кадрового вопроса, который станет большой проблемой уже в самое ближайшее время.

Татарские лингвистические детские и подростковые лагеря по всей России, можно сделать такие лагеря тюрко-лингвистическими для привлечения большего внимания. Воссоздание передвижного татарского театра с репертуаром из лучших произведений татарской драматургии для детей и взрослых.

Есть еще три аспекта, без которых образование и воспитание будут не совсем полноценными. Это благотворительность, наставничество и духовность. Первое совершенно необходимо, чтобы с самого детства научить детей видеть людей, ситуации, где нужна помощь. Волонтерские проекты сейчас набирают обороты, и молодежь охотно в них участвует, получая опыт бескорыстной помощи и взаимодействия с самыми разными людьми. Нуждающихся вокруг достаточно, а в сегодняшних условиях будет еще больше. Способность отдавать даже самую скромную сумму на благотворительность, обращать внимание на проблемы окружающего мира развивают эмпатию, эмоциональный интеллект, формируют правильные приоритеты. Такие дети вырастут в ответственных взрослых, умеющих принимать решения, исходя из общего, а не только личного блага.

Наставничество не атавизм, а необходимость – поколения отдаляются друг от друга, важный личностный и профессиональный опыт не передается. Есть западные страны, которые отлично переняли систему наставничества из Советского Союза. Многое из того советского опыта хотелось бы вернуть и внедрить с учетом новых реалий – зачем отказываться от того, что хорошо работает? То же самое можно сказать и о связи образовательных учреждений с общественными организациями – все социальные институты работают на одну цель. Национальный конгресс татар и тюркских народов в работе с молодежью занимается всеми сферами жизни, формирующими здоровую, развитую личность: клубы по интересам, культурно-просветительские лекции и мероприятия, встречи с представителями духовенства, спортивные состязания, музыкальные вечера, интеллектуальные игры. Все это – способы привлечь к красоте родного языка и традиций, вызвать интерес и любовь к своим корням, желание что-то сделать, чтобы не потерять переданные предками культурные богатства. В связке с детсадами, школами, колледжами, ВУЗами все это работало бы в несколько раз лучше и эффективнее.

Духовность как понятие, как необходимость, наконец, входит в пространство обычной жизни. Только духовные, душевные качества, которые впитываются ребенком в семье и затем в детском саду и школе, дают ощущение Родины. Рождение в своей культуре со всеми национальными компонентами как язык, мамины колыбельные, традиционные черты быта и повседневной жизни, религиозные каноны, психологические особенности этноса, вовлеченность в свою культуру, близость к своим корням – вот рецепт патриота своей страны, своей Родины. Многонациональность – это безусловное преимущество, способность обучаться на родном и русском языках обогащает мышление, развивает творческий потенциал, открывает большие возможности. Без духовности будущего нет ни у человека, ни у народа, ни у страны.

Для успешного развития и движения вперед полезно обратиться к опыту прошлого, изучить его, переработать, внедрить с учетом нового времени и условий. Например, серьезный опыт работы в этом направлении есть у Энгеля Наваповича Фаттахова, есть его программа, стоящая изучения. Еще один бывший министр образования РТ Харисов Фарис Фахразович также глубоко изучал проблемы школьного образования, обращал внимание общества на состояние здоровья учащихся. Сегодня в команде Ильсура Метшина есть такие замечательные кадры с большим потенциалом, как Гузель Сагитова, многие видят в ней человека, способного структурировать и реализовывать проекты на государственном уровне. Если такие молодые и квалифицированные кадры объединятся с опытными профессионалами в области образования, специалистами и учителями, то многие проблемы можно будет постепенно решать и получать результаты. Следующий съезд учителей состоится через четыре года, возможно, предстоящие несколько лет станут важнейшими в определении будущего татар как народа.

Пресс служба «Национального конгресса татар и тюркских народов»

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость