В Татарской государственной филармонии имени Габдуллы Тукая прошло официальное закрытие XI Международного фестиваля искусств «Филармониада». 12-е по счету мероприятие порадовало казанцев спектаклем знаменитого и очень любимого гостя - народного артиста России Александра Филиппенко, а также великолепными оперными певцами Вероникой Джиоевой и Василием Герелло.
В последний вечер фестиваля на сцене Татарской филармонии он показал свой моноспектакль «Окно, горящее в ночи». Постановка создана из произведений поэтов XX века – Б. Пастернака, С. Есенина, Ю. Левитанского, Б. Окуджавы, И. Бродского. Строка из стихотворения Юрия Левитанского, ставшая названием спектакля, превращается здесь из образа неспящего города в метафору самой поэзии. Зажигает поэтический свет для слушателей Александр Филиппенко. Благодаря его прочтению даже профессиональные литераторы узнают что-то новое в знакомых произведениях. Многим телезрителям Александр Филиппенко может быть знаком по ролям Коровьева и Азазелло в экранизациях «Мастера и Маргариты» разных лет, но он не только снимается в кино и сериалах, выступает на сценах ведущих театров, а также участвует в различных проектах, связанных с поэзией и литературой. Его голосом озвучены многие аудиокниги. Он постоянно выступает с моноспектаклями и эстрадными программами, посвященными творчеству Гоголя, Булгакова, Довлатова, Зощенко, Платонова и других писателей и поэтов. Казанский фестиваль «Филармониада» представляет собой 10-дневный концертный марафон, охватывающий все жанры сценического искусства: от классической музыки до джаза, от разговорного до танцевального действа, от фольклора до эстрады. Отметим, что в этом году гостями Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая стали Илзе Лиепа, Константин Райкин, Валерий Баринов, Александр Ф. Скляр, Даниил Крамер и другие замечательные артисты, работающие в разных жанрах искусства. Звучал джаз, классика, грузинские песни в исполнении ансамбля «Мдзлевари», на вечере танго выступили победители чемпионата мира по аргентинскому танго 2019 года Фернандо Родригес и Стефания Гомес.
- Вы знаете, одно удовольствие петь с оперными певцами, потому что наш оркестр как как масло для горла солистам, вокалистам. Оркестр «дышащий» и вместе с солистами он будто «дышит», и сегодняшние солисты отмечают, что он дает петь красиво оркестр, придает больше тепла, энергетики, больше влюбленности и отношения. Так что оркестр народных инструментов – очень тонкий коллектив и очень выигрышный для певцов, - отметил Филиппенко. - Концертов было очень много, мы старались приглашать самых разных исполнителей. И в том числе вокалистов, инструменталистов, были замечательные концерты, связанные с баянным искусством. Самое что лучшее в России мы стараемся приглашать на заключительные концерты нашей Филармониады. Например, был Владимир Зубицкий. Сегодня выступали замечательные артисты, известнейшие в мире люди. Это сопрано Вероника Джиоева и баритон из Петербурга Василий Герелло. Это люди, обладающие прекрасными голосами и как музыканта они очень яркие. Думаю, что публика, которая пришла на наши концерты, получила большое удовольствие!
Известный актер отметил, что всегда волнуется перед спектаклем, ведь без волнения на сцену выходить нельзя, а если его нет, то надо менять профессию:
- Но мне это уже поздно, мне это не грозит! И молодые люди помогают мне в этом, очень волнуюсь, когда они запаздывают чуть-чуть, хотя они все понимают, но иногда этим выбивают из колеи. Стараюсь не показывать это внешне. Следующий, 13-й фестиваль, аллаберса, мы доживем и сделаем его еще красивей!
Звезда российской оперной сцены, советский и российский оперный певец, солист Мариинского театра, Народный артист Российской Федерации, Заслуженный артист Украины Василий Герелло, ставший одним из гостей закрытия фестиваля, в своем интервью казанским СМИ отметил, что успех приходит только к тем вокалистам, кто много трудится и следит за своим голосом.
- Если без тренировки, вести неупорядоченный образ жизни, тогда очень быстро успех проходит. Надо каждый день становится у станка, заниматься как спортсмен на тренировке, так и тот же вокалист пианист или скрипач должен постоянно тренироваться. Несмотря на все регалии, звания, выходить и тренировать свои связки, как мы говорим «вокальные складки». Это те же мышцы, их надо тренировать. И мы знаем иного примеров, когда молодые ребята с шикарными потрясающими голосами в 20 лет начинают петь если он баритон «Риголетто» и через полгода его уже нет. Это тоже самое, что величайший спортсмен будет сразу брать гирю на 220 кг. Надо начинать с 50 кг хотя бы. Многие срывают голоса и навсегда, непоправимо. Люди бывают жадные к репертуару, а точнее к деньгам. «Жадность фраера сгубила» - и эту фразу не я придумал. Нельзя быть жадным, надо уважать профессию, которой ты занимаешься, а значит у тебя со временем будет заработок. Они хотят сразу деньги, а потом стать кем-то в профессии. Так не бывает. Это скоропортящийся товар. Как мясо, при изготовлении которого не выдерживают технологию. НО наиболее это похоже на спорт. У певца, если он занимается вокальным делом, техника должна быть на первом месте. Помимо того, что боженька дал нам голос, на 99% это конечно работоспособность и уважение к своей профессии, к тому, чем ты занимаешься. Если я пою, значит я не должен курить. Хотя мы помним пример потрясающего певца Магомаева. Но у каждого - свой организм. Мы знаем, что некоторые футболисты выпивают и курят, хотя это мешает, я считаю. Я был послом футбольного Чемпионата мира 2018 года, сейчас представляю Россию на европейском турнире 2020 года. Близко дружу с хоккеем и футболом, уважаю тех, кто занимается настоящим трудом. Будь то журналист, певец или шахтер. Это уважаемые люди труда. Вокал держит в форме не только голос, но и всю дыхательную систему, которая помогает мыслить и жить. Например, дыхательная йога – если ты правильно дышишь в вокале, то это дает силы всему организму. Этому надо учиться любому человеку, ведь без техники ты быстро «сходишь с дистанции». Иначе можно надорваться, ведь надо уметь распоряжаться этими двумя маленькими складочками, чтобы они выдерживали огромнейшую нагрузку на всю жизнь. Знаю многих певцов 80 лет, которые приезжали в Метрополитен Опера с премьерой и пели как пацаны, молоденькие ребята. Вот что значит школа! Они правильно распределили свою жизнь и репертуар. Начинают с лирического, бельканто, потом можно петь веризм - Масканьи, Тоску. Но если с веризма начинать, то голоса быстро «стираются» - мышцы, физику обмануть нельзя. Можно вспомнить пример Козловского и Лемешева. Или Маттиа Баттистини, итальянский оперный певец, баритон, приверженец школы так называемого «сладкого» пения, мастер бельканто, который до последнего продолжал петь, несмотря на упадок сил, и в итоге умер, - рассказал оперный певец Василий Герелло. - В Казани с Анатолием Шутиковым мне работалось потрясающе он музыкант и человек с большой буквы, в своей жизни я видел дирижеров и оркестры, но здесь все было легко – приезжаешь и знаешь, что это курорт. В каком бы ты состоянии не прибыл, всегда идет помощь со стороны дирижера. Это многое значит, особенно для нас - для вокалистов, огромное ему музыкантское и человеческое спасибо! Очень рад, что у меня много друзей в Татарстане, давно дружу с этой прекрасной «теплой» землей Спасибо всем мои ребятам, которые, наверное, когда-нибудь услышат это или прочитают, поэтому его раз говорю им: «Спасибо»!
Российская оперная певица, солистка Новосибирского академического театра оперы и балета, Заслуженная артистка РФ Вероника Джиоева выступала в Казани с разными оркестрами и очень рада успешной работе как со Сладковским, так и с Шутиковым:
- Я сопрано, все самое красивое для моего голоса уже написано, поэтому я выбираю из массы возможностей, что мне нравится. Что касается работы с оркестрами, то дирижер дает свои замечания, ты ориентируешься на зал и оркестр. Мы же как инструменты, певец сам должен это чувствовать и приспосабливаться. Никому сейчас не нужны певцы, которые просто умеют громко петь. Я много партий пела, и один дирижер требует больше «легато», а другой больше «пиано». Если ты не можешь работать как инструмент, то ты не востребован. Мы поем с разными коллективами разные программы, в репертуаре оркестра Шутикова меньше классики - больше популярная музыка. Второй раз в жизни пою с «народным»» оркестром и мне это безумно нравится. Даже хотела бы диск записать с народными песнями, и с эстрадными, кстати, тоже. Удивительно звучит с этим оркестром «Болеро», «Улетай на крыльях» Бородина. Арии с народным оркестром звучат совсем по-другому, нежели с симфоническим. Сегодня у нас премьера произведений и вещи, которые в прошлом году мы не исполняли. Поэтому это большая радость, веселье, и Шутиков – это очень добрый и ласковый мастер, любящий музыку, артистов. И оркестр просто замечательный, они меня обожают, да и зритель здесь потрясающий. Счастье, что мы сегодня подарим приятные моменты публике!