16 (971) в продаже с 30 апреля 16+

Ольга Солодянникова: «Дефицит кадров можно компенсировать только просвещением в карьерном развитии и доступным ИТ-образованием»

1 марта 2021

Более пяти лет назад в Татарстане в Иннополисе открыли первый IT-город в России. С тех пор республика стала Меккой и модным местом для айтишников и стартаперов. Иннополис объединил молодых высококвалифицированных специалистов со всей России и даже из-за рубежа. В Университете Иннополис талантливые ребята разрабатывают полезные для человека изобретения на основе искусственного интеллекта и воплощают здесь же их в жизнь. Новый некоммерческий бесплатный образовательный проект «Искусственный интеллект: быстрый старт с нуля» позволяет ребятам бесплатно и онлайн познакомиться со всеми нововведениями в области инновационных технологий, а также начать карьеру в IT. В интервью «Известиям Татарстана» операционный руководитель проекта «Искусственный интеллект: быстрый старт с нуля», директор АНО ДО «Русская школа программирования» Ольга Солодянникова рассказала о самом проекте, об организации, придумавшей его, изменившихся из-за пандемии реалиях и перспективах ИТ-отрасли.

- Здравствуйте, Ольга! Ранее мы уже освещали в ряде материалов возможности современного образования и айти-тренды в нем, Ваш вклад в эту сферу и партнерство с Иннополисом. Расскажите подробнее, как была создана АНО ДО «Русская школа программирования»? В чем ваша миссия?

- Наша команда формировалась на опыте Центра развития ИТ-образования МФТИ и проекта Moscow Workshops, который занимается интенсивными программами для сильнейших студентов-айтишников, которые готовятся к мировым соревнованиям по программированию. Нашей миссией всегда было – открывать возможности талантливым ребятам становиться лидерами технологического прогресса. Конечно, супер-талантливая молодежь - это максимально узкая, очень мотивированная на учебу и очень облагодетельствованная аудитория. В какой-то момент захотелось показать путь к вершинам не только тем, кто с 5 класса знал, к чему стремиться, но и тем, кто хочет развиваться в ИТ, но не знает как или не имеет достаточно возможностей. Это совпало и с огромным спросом ребят из регионов, которые готовы были работать с утра до ночи, чтобы получать равные возможности со студентами из ведущих вузов Москвы и Питера в области программирования, например, Университета ИТМО, СПбГУ, Физтеха, Вышки. Так, вместе с осмыслением новой миссии родилась и новая некоммерческая организация, призванная давать равные возможности в дополнительном образовании тем, кто хочет развиваться в ИТ-сфере, из регионов и ближнего зарубежья. Преимущественно мы работаем с молодыми людьми, которые находятся на этапе неопределенности, но не только – есть и большая доля взрослых людей, которые также очень мотивированы на рост и на то, чтобы найти свое место в новом цифровом мире. В основе нашей концепции – сделать бесплатный доступ к тем же экспертам, что преподают топовым олимпиадникам. Часто это практикующие профессионалы из ИТ-компаний, международных ИТ-хабов.

- Кто представляет команду? Почему именно эти люди?

- Проектное ядро команды у нас совсем небольшое, но это опытные менеджеры с большим опытом организации образовательных мероприятий. Пандемия расселила нас по разным городам, но мы смогли даже в прошлом году реализовать все задуманное. Самое главное – мы объединяем сильных экспертов из индустрии и академического сообщества. В проекте «Искусственный интеллект: быстрый старт с нуля» мы плотно сотрудничали с ДВФУ и Университетом Иннополиса, одними из ключевых хабов, занимающихся изучением искусственного интеллекта. У нас преподает один из отцов-основателей подкастинга в России, developer advocate Яндекс Облака – Антон Черноусов, который живет и работает в Иркутске. Много полезных кейсов рассказывал студентам эксперт по анализу данных МегаФона Тимур Джумакаев. С нами из Калифорнии работает Александр Машарабов, выпускник Физтеха, сооснователь стартапа Ai Factory, который был куплен компанией Snap за 166 миллионов долларов. То есть это люди, которые на передовой международного рынка исследований и производств искусственного интеллекта, и нам очень ценно их участие в проектах. Мы привлекали к участию в программах и молодых экспертов: Дмитрий Пагин, ML-разработчик и сооснователь проекта «data traffic», Анастасия Зуева, сооснователь «Deep Learning School» при МФТИ и сотрудник команды исследователей во «ВКонтакте», Татьяна Гайнцева, исследователь из Huawei. Это ребята, которые еще очень молоды, но при этом уже имеют крутой опыт работы в крупнейших российских и мировых компаниях, занимающихся развитием искусственного интеллекта. Нам важно было найти энтузиастов, которые горят своей профессией и желанием делиться знаниями. Потому что о таком сложном предмете, как искусственный интеллект, важно рассказать так, чтобы захотелось еще и еще исследовать эту тему, а это не просто. Мы долго старались найти правильный подход, чтобы подать очень сложную информацию, напичканную техническими терминами, максимально простым и понятным языком, так, чтобы люди, никогда не встречавшиеся с этими понятиями, быстро разобрались и не перегорели. Это был такой вызов, с которым мы справились.

- Как Вы пришли к идее о старте проекта по ИИ?

- Мы начали делать соревнования в области искусственного интеллекта еще два года назад на интенсивах Moscow Workshops. В рамках мероприятий по спортивному программированию мы делали треки по искусственному интеллекту и видели, что ребятам интересно, но при этом у них мало знаний, мало навыков. Машинное обучение – это вот такая отрасль знания, в которую даже если ты программист, нужно сначала глубоко погрузиться. Поэтому мы видели с одной стороны интерес, с другой стороны – неготовность ребят решать задачи машинного обучения на том же уровне сложности, что и задачи по алгоритмическому программированию, которые они уже хорошо освоили. Мы провели опрос в нашем сообществе «Вконтакте» среди спортивных программистов, о том, как ребята вообще относятся к однодневным фестивалям по искусственному интеллекту. В комментариях и голосовании мы достаточно быстро выяснили, что лучше всего не однодневное мероприятие, а программа на несколько недель. Тогда мы поняли, что имеет смысл делать длинную и глубокую программу. Второй опрос был про интересующие направления внутри ИИ. Больше всего ребят интересовало машинное обучение и Data Science, и так мы определились с ключевыми треками. Итого решено было делать не краткосрочный интенсивный проект с чемпионатом, как всегда раньше делали в алгоритмическом программировании, а более длительную программу для более широкой аудитории. То есть дать возможность даже тем ребятам, которые совсем ничего не умеют программировать и ничего не знают в языках программирования, познакомиться с основными направлениями в области искусственного интеллекта, узнать, где он используется, изучить кейсы по разным отраслям. Наш проект поддержал МегаФон и Фонд президентских грантов, что дало нам возможности для быстрого старта.

- Чему смогут научиться участники в рамках проекта?

- В рамках проекта, нашего пилотного запуска двадцатого года, мы начали с популяризационной кампании. Мы сделали пять конференций в онлайн-формате, рассказывали о мифах об искусственном интеллекте, о том, какие задачи он может решать, а какие не может. Эксперты рассказывали про машинный перевод, нейронные сети, что такое «обучение с подкреплением», зачем банкам предиктивная аналитика и так далее. После таких ликбез-конференций, осенью, стартовала углубленная программа. Вместе с Университетом Иннополис мы записали курс на английском языке для платформы Stepik с профессором Нотингемского Университета Луизом Джоната Пирес Де Араужу. В настоящее время он работает доцентом в Лаборатории машинного обучения и представления данных в Иннополисе. Еще один курс проходил синхронно и был рассчитан на 72 часа, из которых половина времени отведена на практику. Его читал старший преподаватель Школы цифровой экономики ДВФУ и технический директор центра НТИ при ДВФУ Александр Кленин. В этом курсе ребята взвешенно глубоко разбирали все базовые понятия машинного обучения, решали задачи. Так как для второго курса нужно базовое владение Python, мы сразу же в личном кабинете дали ссылки на бесплатный базовый курс по этому языку программирования. Мы создали сообщество в Telegram, где можно было общаться с преподавателями, а это один из самых эффективных способов учиться. Даже сейчас, когда мы проводим различные турниры, ребята делятся там друг с другом подсказками по решениям и спрашивают советов у преподавателей и тех, кто вырвался вперед в турнирной таблице. В конце января мы закончили программу учебным чемпионатом по R&D-задачам на датасете МегаФона. Весь проект – это крутая возможность для ребят из регионов или даже из дальнего зарубежья и ближнего зарубежья. У нас участники представляли 20 стран и 147 городов России. Участвовали ребята из Томска, Новосибирска, Башкортостана, Владивостока, Челябинска, Чебоксар, Находки, Калининграда, Екатеринбурга и многих других городов. В конкурсном турнире первые места разделили студенты ДВФУ и РЭУ им. Г.В. Плеханова. В пилоте мы ставили целью познакомить широкую аудиторию с передовыми индустриальными исследованиями в области ИИ, о карьерных возможностях в индустрии. В следующих запусках проекта мы хотим добавить элементы профориентирования внутри технологической отрасли.

- Рынок онлайн-образования сейчас очень растет, все больше и больше компаний делают свои курсы, многие бесплатно. В чем Ваше отличие?

- У нас нет задачи конкурировать с кем-то, у нас задача наоборот – дать качественную оценку множеству популярных курсов и порекомендовать те, которые действительно зарекомендовали себя, показали, что вот тут результаты есть у учеников, есть отзывы положительные от участников и независимых преподавателей. Наша задача и отличие в том, чтобы из имеющихся образовательных программ построить образовательную траекторию каждого участника, дополнив ее теми темами и курсами, в которых у других авторов пока пробелы. Все ребята, которые сейчас приходят с запросом, какой курс лучше пройти, получают консультацию от наших координаторов и менторов. И мы советуем бесплатные ресурсы и инициируем появление новых. Например, у того же Университета Иннополиса до нашего проекта не было курса по искусственному интеллекту в открытом доступе, бесплатного. Мы снимаем барьеры и предубеждения людей про профессии в IT. Многие люди даже не знают, что туда можно попасть, или им кажется это чем-то запредельным. И нужно заходить в технологические профессии сейчас, потому что дальше их повсеместность будет только возрастать.

- Как Вы перестроили работу во время пандемии, как она устроена сейчас? 

- Раньше наши проекты были целиком завязаны на географическую и даже туристическую привлекательность. Мы собирали учебно-тренировочные сборы, лагеря для студентов-программистов. Например, на Байкале, у озера Иссык-Куль в Киргизии, в Риге, в Сингапуре, в белорусском Гродно, в том же Владивостоке. Это были недельные программы, и ребятам нравилось туда приезжать, потому что они путешествовали. Как только границы закрыли, мы поняли, что все нужно переводить в онлайн и наше ноу-хау «потерялось», но при этом мы поняли, что для нас – самое время полноценно осваивать новую сферу – новую нишу в IT-образовании – нишу искусственного интеллекта. Потому что запрос на него был все больший, в том числе от наших партнеров из индустрии. Мы уверены, что наибольшим спросом будут пользоваться образовательные проекты по машинному обучению, BigData, по Data Science, и это будут ключевые направления в 2021 году, как это и было в 20-м. С этим прогнозом согласен и наш партнер в проекте «Искусственный интеллект: быстрый старт с нуля» - компания МегаФон. Весь проект мы работали нон-стоп. Рано утром мы жили по времени Владивостока, а днем и вечером – по Москве. И такие усилия позволили нам покрыть огромную географию участников.

- Какие планы по развитию НКО, какую нишу она займет? 

- Мы начинаем осваивать волонтерскую деятельность, интеллектуальное волонтерство. Это во многом связано с тем, что у команды есть опыт в образовательных проектах – у всех членов команды суммарно больше 50 лет в образовательной среде, в разных нишах. Мы готовим полноценную программу для интеллектуальных волонтеров и даем возможность русскоговорящей молодежи с ведущей компетенцией в области IT реализовывать себя и помогать начинающим, особенно в удаленных городках ближнего зарубежья и регионах России. Мы готовим для волонтеров-наставников образовательную программу, которая поможет отработать навыки ведения уроков в малых группах, понять концепцию преподавания Computer Science и машинного обучения, узнать о методике отработки навыков решения задач. Кроме этого, по запросу волонтеров, мы разрабатываем образовательно-адаптационную программу. Она будет включать видеокурс по публичным выступлениям и проведению вебинаров для участников. Каждый волонтер сможет получить характеристику от непосредственного руководителя в проекте и добавить ее к портфолио для будущих работодателей. В этом году мы приступаем к работе с новой целевой аудиторией. Это, прежде всего, ребята с ограниченными возможностями здоровья, из многодетных семей, из неполных семей, из малоимущих семей и ребята, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Мы будем вовлекать этих подростков в тему искусственного интеллекта, чтобы они на равных с остальными могли получать дополнительное образование в этой сфере. Мы также общаемся с фондами, которые работают с людьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, и планируем обучать сотрудников фондов быть наставниками в сфере искусственного интеллекта, чтобы популяризировать сложные на первый взгляд профессии и открывать возможности для своих подопечных. В этом году мы начали процесс подписания договора с РООИ «Перспектива», которая занимается трудоустройством людей с инвалидностью.

- Ольга, огромное спасибо за очень интересное интервью! Если обобщить затронутые темы, то что приносят ребятам такие проекты, в чем их уникальность?

- Спасибо Вам за освещение темы. Вы знаете, сегодня мы с нашим опытом уверенно говорим про сферу ИТ, как про возможность получить передовую профессию. Но для этого необходимо иметь не только ноутбук и выход в интернет, но и огромное желание. Если же говорить в целом про ИТ-отрасль, то я убеждена, дефицит кадров можно компенсировать только просвещением в карьерном развитии и доступным ИТ-образованием.

Иван Михалик

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

30 апреля
29 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?