39 (1041) в продаже с 25 ноября 16+

Аркадий Шилклопер: «Российский джаз все-таки есть»

3 мая 2021

С 27 марта по 2 июня в главных музеях Казани реализуется новый музыкальный проект, основная миссия которого — просветительская — возрождение интереса к камерно-инструментальному исполнительству, а точнее к «квартетному» стилю как его особому поджанру, повышению востребованности и, как следствие, популярности у слушательской аудитории. В рамках проекта известный музыкант Аркадий Шилклопер пообщался с «Известиями Татарстана» о русском джазе.

Цикл из 9 концертов, различных по тематике струнного квартетного исполнительства, проходит при поддержке Министерства культуры Республики Татарстан. Концерты будут представлены в главном здании и Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, а также в основных подразделениях Национального музея Республики Татарстан — Музей Е. А. Боратынского, литературный музей Г. Тукая, Музей А. М. Горького и Ф. М. Шаляпина. Авторами проекта «Камерная музыка в музеях Татарстана. Возрождение. Новый век» являются музыковед, филолог, кандидат искусствоведения Ольга Скепнер и виолончелист, художественный руководитель квартета Сергей Пономарев. Струнный квартет расширяет свое жанровое пространство и при всем уважении к традициям не боится экспериментировать. Именно так в репертуаре квартета (а затем и в проекте), первоначально сосредоточенном на классической музыке, появился джазовый импровизационный концерт с участием легендарного музыканта, валторниста Аркадия Шилклопера (Германия), который состоялся 29 апреля в ГМИИ РТ. Шилклопер - композитор, аранжировщик, импровизатор. Принадлежит к числу музыкантов, сумевших изменить взгляд на инструменты, которые в России долгое время не считались солирующими. Известен как один из лучших валторнистов мира и исполнителей на альпийском роге в жанре джазовой и импровизационной музыки. С 2003 года Аркадий Шилклопер проживает в Германии. Гость проекта пообщался с прессой и ответил на вопрос о русском джазе:

- Есть продюсеры, которые считают, что русского джаза нет. Я бы сказал, что, конечно, он есть, но вопрос – какой? Есть несколько структур в этой джазовой российской истории. Одна – подражание. Очень хорошее, уже на уровне оригинала, чего раньше не было. Я помню ещё годы, когда все пытались играть тот самый американский джаз, но получалось все равно по-русски, русский свинг. Сейчас мы научились играть, многие музыканты России являются выпускниками мировых школ джаза. Сейчас такое время, не вот этот последний дурацкий период пандемии, а последние 10-15 лет, когда наши музыканты получили возможность играть с зарубежными музыкантами. Тем не менее, все равно джазовая эстетика – не наша. Поэтому что мы можем взять, так это использовать какие-то элементы джазового наследия. Если мы говорим о современной музыке, джаз-поп и джаз-рок, то в этих стилях много открытых элементов. Что хорошо получается у российских музыкантов, это свободная музыка с импровизацией - не в джазовой структуре и без свинга. Российский обыватель больше связан с академическим звуком, здесь только разница в формах выражения. Такие музыканты, как Трио Ганелина (Ганелин-Тарасов-Чекасин), дуэт Волков-Гайворонский, джазовый ансамбль «Архангельск» много выступают на Западе на фестивалях. Или наше московское трио «The Moscow Art Trio» (Шилклопер - Альперин – Старостин) - это конгломерат джазменов, собрание таких разных исполнителей, которое пользовалось успехом, потому что мы играли музыку, которая шла из наших традиций – это был русский, балканский, татарский, кубинский фольклор. Но мы строили таким образом это сочетание народного с джазовой эстетикой, что всех это удивляло. Это было ново и свежо. К сожалению, сейчас коллектива нет, но мы продолжаем сольную работу и этот путь. Российский джаз все-таки есть.

- Проект «Камерная музыка в музеях Татарстана, Возрождение. Новый век» «собран» из произведений зарубежных и отечественных композиторов разных эпох, разных стилей. Исполнители — потрясающие музыканты, фанаты своего дела, которые объединились в квартет “Quaternion”. Эти циклы концертов призваны возродить многие музыкальные шедевры, дать возможность услышать не только мастеров классико-романтического стиля, импрессионизма, но также лучших современных композиторов второй половины ХХ столетия и сегодняшнего времени, познакомиться с камерной музыкой татарских композиторов и, в итоге, увидеть сокровища известных музеев Казани через призму музыкального искусства, - говорит Ольга Скепнер.

Девять концертных программ представят Евгений Субботин (первая скрипка), Иван Субботкин (вторая скрипка), Григорий Чекмарев (альт), Сергей Пономарев (виолончель) — блистательные мастера, лауреаты международных конкурсов, имеющие большой опыт концертной деятельности в самых выдающихся оркестрах, например, Национальный Филармонический оркестр России (дирижер Владимир Спиваков), MusicAeterna (художественный руководитель Теодор Курентзис),  Российский национальный оркестр (художественный руководитель М. Плетнев), и на сегодняшний день объединившихся в составе струнного квартета “QUATERNION”. “QUATERNION” — особый «фирменный» почерк, неповторимый звук, непревзойденное искусство ансамбля.

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
28 ноября
25 ноября
24 ноября