28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Надежные трубы – элемент эффективности экономики

12 сентября 2008

На заводе стеклопластиковых труб нам бывать уже приходилось. С тех пор прошло около двух лет, и, по словам директора предприятия Сергея Алексеевича Волкова, сегодня потенциальные клиенты уже не задают наивных вопросов вроде «Такие трубы, наверное, очень хрупкие – легко бьются? Как их потом искать в земле? Что будет, если по ним трактором проехать?». Число заказчиков постоянно растет, расширяется и география поставок, однако рынок далек от насыщения, и сказать, что российская экономика готова к широкому применению таких труб, к сожалению, пока нельзя.

- Стеклопластиковые трубы завоевывают все большую популярность: насколько я знаю, сейчас вы производите трубы не только для нужд «Татнефти»?

- Надежные трубы – один их элементов эффективности экономики, особенно в нашей континентальной стране. Пожалуй, нигде в мире нет такого количества коммуникаций и трубопроводов, как в России. Однако широкого применения стеклопластиковых труб у нас пока нет. Хотя, скажем, в Соединенных Штатах трубы из композитных материалов, не только из стеклопластика, используются повсеместно. Да и в странах бывшего СССР они внедряются уже более активно. Действительно, когда мы только создавали наше предприятие, весь организационный, экономический механизм был ориентирован на производство продукции исключительно для нужд ОАО «Татнефть». Но в последние несколько лет мы стали выходить на внешний рынок (наши партнеры – «Лукойл», «Роснефть», Министерство обороны и пр.), в том числе и зарубежный. Мы сотрудничаем с Казахстаном и Белоруссией. Причем, с ними, надо сказать, работать проще, чем с Россией.

- Почему?

- Проблема в том, что в нашей стране отсутствует нормативная документация, национальные стандарты по стеклопластиковым трубам. Как коммерческая организация, мы не можем выступать разработчиками стандартов, это должен сделать технический комитет. Мы разработали на основе международных стандартов ИСО и стандартов американского нефтяного института, проект стандартов и направили им. Видимо, сказалась разница методологических подходов: пока к единому мнению мы не пришли. В настоящее время мы отправили в технический комитет стандарты ИСО, и вот уже год, как там изучают этот материал… Конечно, в конечном итоге все наладится, но быстрого результата ждать не приходится.

- Как вы думаете, в чем причина довольно-таки слабых подвижек в области внедрения труб из композитных материалов? Ведь уже понятно, что они прочнее, надежнее, экологичнее…

- Причина, думаю, экономическая. То есть сама экономика не стимулирует потенциального потребителя. Допустим, тот же нефтяник решает для себя вопрос: применять ему металлическую трубу или стеклопластиковую. Он знает, что стеклопластик – более современный материал, надежный, а экономический эффект от применения будет заметен уже через несколько лет. Но при этом его задача – добыть как можно больше нефти сейчас, пока она стоит дорого. Получается, за счет того, что вовремя успел добыть и выгодно продать нефть, он получает отдачу больше, чем от установки современных труб. В разы больше! Вот если бы цена на нефть была стабильная, или рост ее четко прогнозировался, тогда было бы выгодно заниматься техническим совершенствованием. Поэтому я всегда говорю: использование композитных материалов выгодно государству, народному хозяйству, хотя бы в плане экологии и уменьшения безвозвратных потерь металла. А значит, государство должно стимулировать использование композитных материалов. Ведь если существуют теории, что нефть восстанавливается, то, что касается металла, совершенно ясно: он не восстановится никогда. Если мы  бездумно растратим созданное природой богатство, рассеем в виде коррозии по земной коре, то уже не сумеем восполнить.

- И каким же образом государство должно стимулировать производителя использовать стеклопластиковые трубы? Быть может, стоит обязать?

- Нет, в приказном порядке ничего делать не нужно. Хотя механизмы регулирования везде разные: скажем, в Финляндии законодательно запретили укладывать трубы из металла – только пластик. Но, думаю, надо создать такие условия, чтобы устанавливать неметаллические трубы стало выгодно. Скажем, ввести систему штрафов – за разрывы нефтепровода, например. Это заставит заботиться о надежности труб.

- Трудно переоценить, сколько пользы принесло бы использование стеклопластиковых труб в системе ЖКХ. А то ведь каждый раз по осени ржавые трубы выковыривают из земли, новые закапывают. И если порыв случается – люди подолгу сидят без воды…

- Совершенно верно. Пока коммунальщик думает: ну, подумаешь, у меня порывы на участке, ну, разливается питьевая вода – и что? Я же учел потери, увеличил тарифы – пусть население платит. Пока он никак не отвечает за бесхозяйственность, ничего не изменится. А вот если бы за каждый порыв, за инженерную безграмотность существовал персональный штраф, было бы совсем другое дело.

- И каковы же, по-вашему мнению, прогнозы: стоит ли в ближайшем будущем ждать повсеместного перехода на композитные материалы?

- Если оценивать общую тенденцию, прогнозы выглядят достаточно оптимистично. В плане использования стеклопластиковых труб от тех же США мы отстаем на несколько порядков. Но мир един, и логика технического прогресса такова, что рано или поздно мы тоже придем к такому же широкому использованию композитов. По мере технологической, психологической, экономической готовности потребителя воспринять такую продукцию, они будут внедряться. Да и цены на металл выравниваются с международными. Время, когда у нас был дешевый металл, и не было смысла заниматься пластиком, прошло. Вот посмотрите, внутри современных домов, коттеджей, дач – только пластик. Но в муниципальных сферах о широком внедрении композитных материалов говорить пока рано.

- В одном из интервью вы сказали, что стеклопластиковые трубы «более интеллектуальные, чем металлические». Поясните, пожалуйста, что это означает. Они сложнее в эксплуатации?

- Возможно, они даже проще в обращении, но к самой технологической культуре требования предъявляются более жесткие. Мы, как завод изготовитель, выставляем определенные требования: надо готовить траншею получше, монтаж делать поаккуратнее. Перетянешь трубу – разобрать ее проблематично. То есть труд должен быть более квалифицированным.

- Можно сказать, что ваш бизнес – производство будущего. Наверное, ощущается сильная конкуренция? Кто ваши основные конкуренты?

- Китай. Сейчас страны азиатского региона вообще самые бурно развивающиеся, и прогресс в области производства стеклопластика наблюдается именно там. Имея развитую сырьевую базу, дешевую рабочую силу и отсутствие принципов, китайцы просто вне конкуренции.

- Вы сказали, отсутствие принципов?

- Ну, скажем, мы не копируем американское оборудование, хотя и понимаем, как оно сделано, как работает, потому что боимся штрафных санкций. А китайцы ничего не боятся. Это всемирная фабрика, поставляющая продукцию по всему миру. И потом, нельзя сбрасывать со счетов восточный менталитет. Там живут по другим принципам: всю жизнь учатся, стремятся к совершенству, умеют кропотливо работать. Нам нужно научиться конкурировать с ними. В настоящее время мы расширяем номенклатуру, наша задача – прочно завоевывать рынок. Когда мы почувствуем, что потребитель готов потреблять в несколько раз больше, чем мы производим, тогда будем расширять производство.

- Значит, сейчас делается основная ставка на маркетинг? Но ваша продукция специфичная – призыв покупать ее на баннер не повесишь, ролик не запустишь. Каким образом планируете расширять рынок продаж?

- Это специфический маркетинг. Самое главное – создание имиджа предприятия, руководителя, продукции. Важно, чтоб нам доверяли, ведь продукция многим непривычная, так скажем. Специфика в том, что покупатель тоже идет на риск: ведь если ты ему поставишь брак, с него очень строго спросят. Также необходимо вести разъяснительную работу, объяснить людям, что стеклопластик и стекло – это не одно и то же. Сейчас уже понимание есть, появляется и культура обращения с такими трубами, но начинался наш бизнес именно с разъяснений. Мы участвуем в выставках, в том числе международных, плотно работаем с заказчиком. Надо попасть в реестр поставщиков – «с улицы» ведь к заказчику не придешь. А когда попал, значит, можешь участвовать в тендерах. Так, сейчас мы сертифицируемся по требованиям Газпрома.

- Да и продукция говорит сама за себя лучше всяких утверждений. Сейчас, когда стеклопластиковые трубы успешно работают, вам, наверное, стало легче заниматься сбытом?

- Да, ведь первый вопрос всегда – «А кто их использовал?». Если никто не использовал ранее, некоторые отказываются иметь с нами дело. А некоторые ставят на испытания. Но от тех, кто использовал, отзывы только положительные. Нас поддерживает и общественность, и официальные структуры, и иностранные партнеры, с которыми мы прекрасно общаемся на международных выставках. Должен сказать, они очень много помогали нам на начальном этапе в техническом плане: передали научные разработки, помогли с документацией.

- Интересно, чем объясняется их желание помогать потенциальным конкурентам?

- Когда рынок развит, работать на нем проще. Если в России нет рынка того же стеклопластика, то и иностранному производителю здесь делать нечего. Так что лучше помочь местным все организовать, подготовить потребителя, а потом прийти самим на подготовленную почву.

- Мы с вами много говорили о производимой продукции – хотелось бы услышать и о людях, которые работают на заводе.

- Сотрудников на заводе немного – примерно 80 - 90 человек. Не могу сказать, что перед нами остро стоит кадровый вопрос: зарплата у нас неплохая, всем, что предусмотрено по закону, наши работники обеспечены – больничные, отпуска, ночные и так далее. Так что текучки кадров нет – есть естественное движение: кто-то идет в армию, кто-то устает. Но уходят не потому, что у нас плохие условия работы. Я очень доволен молодежью, которая приходит к нам сейчас: ребята нацелены на серьезную работу, на рост, на обучение. Мы готовы обучать их сами, на базе нашего завода развито так называемое наставничество.

Как и положено, у нас проводятся корпоративные праздники, всевозможные мероприятия. Но я думаю, самое важное даже не это. Важно, чтобы каждый работник чувствовал себя бизнесменом. Скажем, у нас бригады – на коллективном подряде. Есть гарантированная базовая ставка, и есть то, что мы доплачиваем на бригаду. К людям не надо относиться, как к шестеренкам, им нужно доверять, чтоб они отвечали за свою работу – это четвертый уровень менеджмента. Это копать можно заставить рублем, а при более сложном труде параметров, влияющих на качество, очень много, и чтобы человек работал качественно, надо, чтоб ему было интересно работать.

 АЛЬБИНА НУРИСЛАМОВА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

30 июля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?