43 (998) в продаже с 26 ноября 16+

Легенда о любви

3 сентября 2021

Нинель Даутовна Юлтыева… Это имя стало легендой, символом любви и гордости отечественного балета.

Родившись в семье известного башкирского писателя – классика Даута Юлтыя, девочка с детства была очарована театром, красотой, неповторимым узором театрального рисунка.

В кошмарные 30-е годы в глазах юной Нинель стояли страх и слезы, потому что были арестованы мать и отец. Копилась обида на то, что невиновные, добрые и честные люди сидели в тюрьме ни за что. Порядочность перестала цениться, процветали подхалимство, угодничество и доносительство.

Однако в этой гнетущей и жуткой обстановке формировались упорство, сильный характер, выдержка будущей балерины, которые очень пригодились ей на всю жизнь. Из смертельного поединка с голодом и нищетой, унижением и страхом она вышла победительницей, сберегла свою душу и ждала возвращения родителей.

Потом был Ленинград, знаменитое на весь мир хореографическое училище (ныне Академия балета имени А.Я.Вагановой), где Юлтыева училась у А.В.Ширяева и М.Ф. Романовой-Улановой. У девочки обнаружились хорошие артистические данные, легкий прыжок, она умело делала экзерсисы, день и ночь не отходила от станка. Попав в училище вторым набором в 1935 году, маленькая Нинель постепенно станцевала многие детские роли в балетных спектаклях Мариинского театра. Это было время взлета таланта К.Сергеева и Г.Улановой. Юная ученица застала в училище и легендарную Агриппину Ваганову, набиралась у нее опыта и мастерства.

Ее педагог – Александр Ширяев – был основателем характерного народного танца, внуком Цезаря Пуни, учеником и помощником самого Мариуса Петипа. Учиться у него, продолжателя академических традиций российской хореографической школы, было счастьем.

Вернувшись во время войны в Уфу, работала в Башкирском государственном театре оперы и балета. В 1946 году Юлтыева переезжает в Казань, где жила и работала более полувека.

В Казани творческая жизнь молодой танцовщицы исполнена постоянным постижением балетного репертуара. Она танцует Зюгру в одноименном балете Н.Жиганова, Марию в «Бахчисарайском фонтане» Б.Асафьева, Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» П.Чайковского, Сююмбике в «Шурале» Ф.Яруллина.

В 1953 году балетмейстер К.Боярский ставит балет А.Крейна «Лауренсия», пригласив на главную роль Нинель Юлтыеву. Профессионализм, классическая школа, великолепный артистизм помогли актрисе создать образ строптивой и мятежной героини. Критика тех лет отмечала безупречную музыкальность и высокую техничность танцовщицы. В дальнейшем Юлтыева станцевала все главные партии в театре. Ей повезло с партнерами. Это были звезды тех лет: Адгам Нарыков, Ревдар Садыков, Салих Хайруллин и другие.

В 1957 году после декады татарского искусства в Москве балерина была удостоена высокого звания Народной артистки России. Вскоре Нинель Юлтыева с другими артистами едет за рубеж, много танцует, получает положительные отзывы иностранной прессы.

Главным в искусстве Юлтыевой, писали критики, была музыкальная трактовка образа и темы. Ее танцы всегда были содержательны и человечны, в них отсутствовали пессимизм и обреченность. Классический танец всегда требует от исполнителя безупречной техники.

Но одной техники еще мало, чтобы заставить зрителя поверить в то, что происходит на сцене. Хореография располагается как бы посредине между музыкой и поэзией, с которой ее роднит двойная ритмопластическая природа, в поэзии проявляющаяся опосредствованно. Хореография конкретней и однозначней музыки, и точно так же поэзия еще конкретней и еще однозначней, чем хореография. Готовность хореографии к союзу с музыкой, даже потребность в нем, как и потребность в сюжете, вырастает из ее собственной природы. Тут необходимо особое дарование, «огонь души», искренность чувств. Этим природа богато одарила Юлтыеву.

В сущности своей балетное искусство сиюминутно и недолговечно, оно построено на возвышенной Любви и чарующей Романтике. Время существенно здесь не просто как независимая параллель пространству, но опять-таки как форма освоения пространства. Юлтыева всегда ищет равновесие, гармонию между своим внутренним миром и усвоенными ею формами классики, она не рвет и не ломает их, но находит возможность сделать их выражением своих мыслей и чувств. Она всегда умела передать в балетных образах неотразимую, почти обнаженную логику чувств.

Став при жизни легендой, создав на сцене много нежных образов, в которых было незримое присутствие высших сил, демонстрируя величественную женственность и безупречную элегантность, Нинель Даутовна Юлтыева как яркий представитель ленинградской школы в послевоенный период возобновляла и ставила сама уже как балетмейстер балеты «Шехерезада», «Шопениана», «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан» и другие, работала главным балетмейстером и художественным руководителем Каирской балетной труппы в 1974-1977 годах, позднее преподавала и ставила спектакли в Венесуэле, а в 1988-1989 гг. была художественным руководителем Каирского высшего балетного института. Профессор КГУКИ и с 1998 года – бессменный художественный руководитель Казанского хореографического училища.

В этой жизни все символично, условно и порой просто парадоксально. Трагедия переплелась с романтизмом, волшебство с вдохновением. И то, что балерина любила Тукая, Пушкина и Чайковского, говорит само за себя. В 2006 году Н.Д.Юлтыева выпустила замечательную книгу воспоминаний «Адажио моей памяти», в которой продемонстрировала крепкий внутренний стержень, формирующий ярко выраженную волю к жизни, актерскую индивидуальность.

Шедевры классического балета существуют как живые организмы, благодаря тому, что через них прошли самобытные индивидуальности талантливых артистов, которые продемонстрировали тонкий, бережный, высокоинтеллектуальный подход к авторским идеям и традициям, сохранив и не разрушив созданное, но вдохнув в него новую жизнь. Народная артистка Татарстана, Башкортостана и России, лауреат приза «Душа танца», профессор Санкт-Петербургской Петровской академии науки и искусства и Казанского государственного Университета культуры и искусств Нинель Даутовна Юлтыева, которой исполнилось бы в 2021 году 95 лет, всегда была счастлива : в работе, в любви, в сотне благодарных и преданных учеников, в немеркнущей славе.

Марат Шакирзянов

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

29 ноября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?