43 (998) в продаже с 26 ноября 16+

За креативной индустрией – будущее

16 сентября 2021

В эти дни (15-17 сентября) в Казани проходит XXIV Всемирная глобальная конференции TCI Global Conference. 500 специалистов из 25 стран мира собрались для обсуждения успешного опыта построения стратегий инновационного развития для сильных кластеров.

В рамках конференции в Центре современной культуры «Смена» прошла дискуссионная лаборатория и нетворкинг по развитию креативных кластеров.

В настоящее время границы креативного сектора достаточно размыты и до сих пор ведется обсуждение, какие направления, входят в эту сферу экономики. Однозначно можно говорить о присутствии в нем полиграфии, моды, архитектуры, народных ремесел, интерактивных развлекательных программ, рекламы, программного обеспечения.

Важной составляющей для развития креативных кластеров является создание пространств. Министр культуры Республики Татарстан Ирада Аюпова, поделилась опытом, который наработан в этом отношении в республике.

Идея – самое ценное

Мы сейчас много говорим о креативной экономике, не вполне осознавая, что же это такое. Важно понимать, что в ее основе лежит идея, и основная стоимость товара или услуги здесь формируется исходя из стоимости идеи, человеческого капитала.

В Российской Федерации законодательство в сфере креативных индустрии пока походит процедуру формирования. И одна из ключевых проблем заключается в определении - что такое креативная индустрия. Например, полиграфическая промышленность, относящаяся к издательской деятельности, одновременно является одним из направлений креативных индустрий. Когда же мы говорим о моде и легкой промышленности, то возникает вопрос – можно ли легкую промышленность категорично отнести к креативной индустрии или нет.

По статистике, у нас порядка 8,6 процентов организаций заявляют о себе, как участники рынка креативных индустрий. Но реальную цифру просчитать сложно, поскольку у разных институтов разная оценочная система. В целом, если говорить о развитых странах, то одним из важных показателей является доля креативного рынка в общем объеме валового продукта, и она должна превышать 10-12 процентов. Креативность в будущем станет одним из основных факторов конкурентоспособности экономики любого государства.

Традиционные уклады рождают новые проекты

Если говорить о Татарстане, то мы позитивно расцениваем факторы развитии креативных индустрий в республике. Прежде всего, это инфраструктура, поскольку креативная индустрия хорошо развивается там, где есть соответствующая, хорошая инфраструктура. В Казани много небольших креативных площадок, которые являются генераторами различных событий в сфере креативного сектора.

Мы провели обследование на территории Казани, составили карту развития креативных кластеров и планируем проделать эту работу по всем крупным городам республики, чтобы выяснить какие были традиционные уклады в истории один-два века назад.

Такие традиционные уклады дают возможность для внедрения новых проектов. И примером тому является Старо-татарская слобода в Казани. Эта территория предлагает нам идеи для генерации достаточного количества проектов и предпосылки для создания определенного кластера, продвигая креативные индустрии в сфере нашей локальной идентичности.

Можно назвать еще несколько таких кластеров в нашем городе.  Это национальная библиотека, наши национальные театры, лофт-студия Фабрика Алафузова, галерея современного искусства, арт-пространство «Werk», центр современного искусства «Смена», Казанский Кремль, креативное пространство «Спартак». Мы наблюдаем, что в настоящий момент большим спросом для освоения креативных площадок пользуются территории бывших заводов.

Чем может помочь государство?

Во-первых, государство может дать преференции и льготы в использовании тех или иных пространств. Особенно на начальном этапе, в период стар-апов на рынке креативных индустрий. Если создать необходимые условия, то тот или иной интересный проект сможет успешно выйти на монетизацию своей идеи.

Во-вторых, оказание поддержки в проведении масштабных мероприятий. В этом году у нас прошел этно-fashion фестиваль «Стиль жизни - Культурный код», где дали возможность нашим мастерам народно-художественных промыслов представить свою продукцию на едином большом событии. По результатам, поступил запрос на осмысление и обучение. Ведь с одной стороны креативная индустрия нуждается в активном продвижении. Если не будет спроса на креатив, и люди не готовы будут платить за идеи и, подчас, дорогие решения, безусловно, креативный бизнес не выживет. Конечно, нужна грантовая поддержка, но направлена она должна быть либо на стимулирование продвижения, либо на создание инфраструктуры, позволяющей капитализировать идеи. Но это не должна быть постоянная подпитка и расходование гранта на заработную плату, которые изначально поставят креативный сектор в неконкурентные условия. К сожалению, на сегодняшний день это основная проблема при выделении грантов на креативную сферу, потому что ее представители, в основном, просят деньги на заработную плату. Нам предстоит пройти путь по изменению своего мышления и воспринимать креативный сектор экономики, как бизнес-сообщество.

Что же касается обучения, то существует федеральный проект «Придумано в России». Он нацелен на инициацию экономического прорыва и, в том числе, изменение позиционирования культуры в обществе и образования в сфере культуры. Со следующего года второе высшее образование в сфере культуры и искусства возможно станет получать на бесплатной основе. Но у нас все еще нет образовательных программ, по которым бы мы готовили представителей креативного бизнеса. Школа креативных индустрий - специфичное направление и пока рассматривается, как дополнительное образование. Если же говорить о профессиональной компетенции, то проектом как раз предусмотрена модернизация образовательных стандартов. В связи с тем, что обучение представителей искусства, культуры и бизнеса ведется раздельно, возникает вопрос, что важнее для креативного бизнеса – самопродюсирование или хороший продюсер. В международной практике уже есть примеры продвижения небольших локальных идей. Но я еще раз подчеркну, что по образовательным стандартам в настоящий момент нам трудно вычленить, относится ли то или иное направление к рынку креативных индустрий.

Своим опытом во время дискуссионной лаборатории поделились и другие участники. Кирилл Глобов, главный аналитик «Дирекции по развитию природных территорий и экотуризма» рассказал о создании туристско-рекреационных кластеров в Татарстане, Асия Тимирясова, ректор Казанского инновационного университета, поделилась опытом подготовки специалистов для сферы туризма и общественной среды, Вадим Янгиров, вице-президент «Федерации легкой атлетики Республики Татарстан» познакомил с идеями развития спортивного кластера в республике.

Неля Хайретдинова

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

29 ноября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?