43 (998) в продаже с 26 ноября 16+

Радик Бариев: «Театр – творчество коллективное»

24 сентября 2021

У настоящего актера день и ночь идет своя работа над ролью. Она сложна и таинственна, мы все ее секреты не знаем и не можем знать. Сделать яркий спектакль – адская работа и одновременно мощный стимул к творчеству. Режиссер сверхчеловеческими усилиями подтягивает актеров к идеалу, убирает штампы, раздвигает горизонты познания глубин жизни, а актерские индивидуальности создают редкую магическую силу притяжения зала. Талантливому актеру, писал Анатолий Эфрос, ничего не надо объяснять логически, формулами. У него есть абсолютный слух и достаточно подсказать интонацию, он всегда услышит и уловит. Актер должен быть неутомимым в поиске красок для своего персонажа. В каждой краске заложен смысл. Когда умный актер на сцене, все становится прочным, он в самом ритме улавливает содержание. Истинно актерская натура – это исключительно живая натура. Это фермент, который все время способствует воспроизведению жизни. Величие актера – во внутренней борьбе, в преодолении конфликтов и противоречий. Истинный актер, сказал однажды Жерар Депардье, это безумец в законе, это игрок в карты. Надо переиграть партнера, который тоже мастак в своем деле. Хотя он и не видит твои карты, но невольно влияет на твои ходы.

Популярный актер театра имени Г.Камала, заслуженный артист Республики Татарстан Радик Бариев – человек тонкий с умными глазами, склонный к импровизации и глубоко ценящий искрометный народный юмор, подобно мистеру Пиквику у Ч.Диккенса, он является истинным «наблюдателем человеческой природы». Он всегда в курсе событий, внимательно следит за театральными и кинофестивалями, за бурной российской театральной жизнью, не пропускает премьер у коллег.

– Как вы оцениваете нынешнее время? Театр становится некоей политической трибуной. Или это не так?

– Театр, безусловно, реагирует на все, что происходит в стране. Марсель Салимжанов всегда говорил, что актер и режиссер – это люди без кожи, они должны реагировать даже на дуновение ветерка. Если мы берем пьесу в работу, то измеряем и просчитываем все через призму того, что происходит вокруг. Ситуация в стране и в республике серьезно влияет на творчество, на взаимоотношения в театре, даже на зрителя. Зритель видит малейшую фальшь и чутко на нее реагирует. Его никогда не обманешь. Сегодняшний кризис в стране имеет и положительную сторону – надо совместно искать выход из него. Поэтому, я думаю, парадигма нового переосмысления и прочтения классики позволяет активно двигаться вперед, преодолевать нытье, инертность, пессимизм. Излишнее политиканство театру тоже не нужно…

– Откуда в мире столько зла и насилия? При отсутствии милосердия мир сходит с ума??

– Мне кажется, что зло, насилие, коварство, нетерпимость были всегда, просто это не обострялось до такой степени средствами массовой информации и всемирной паутиной, как это происходит сейчас. Зло многолико, зло коварно, но оно в конце концов преодолевается, потому что люди всегда и везде верят в то, что рано или поздно это пройдет и мир вернется из апокалиптического состояния в гармоничное. Для меня такой эйфорией в 80-е годы была горбачевская перестройка, появилась надежда на лучшую жизнь, преодоление бед, на энергию добра, верилось, что мы станем абсолютно счастливыми. Мы увидели запрещенные фильмы, телевидение стало свободным и демократическим, в журналах стали печатать то, за что раньше люди десятилетиями сидели в тюрьме. Поистине все познается в сравнении. Милосердия, по-моему, тоже меньше не стало. Когда я в армии служил, мы шефствовали над детским домом. Я и сейчас, имея двух взрослых детей, активно реагирую на сирот, на помощь инвалидам, стараюсь помочь больным, калекам, подаю милостыню, мы даем бесплатные концерты для детских домов и приютов, общаемся, ждем их на наши спектакли. Мир не сошел с ума, просто вместо решения насущных социальных проблем наше государство тратит деньги не туда. Зачем содержать убыточные футбольные команды? Зачем в некоторых городах кладут самую дорогую шикарную плитку на мостовые, если нет денег на лечение больных детей в Германии, Израиле, США? Для чего этот «пир во время чумы?» Самый ценный капитал – люди, поэтому всегда надо вкладывать деньги в людей, в будущее детей. Власть должна быть скромнее при тотальной нищете народа. Вот тогда и будет реальное милосердие.

– Вас волнует проблема свободы и несвободы человека?

– Вопрос свободы волнует каждого человека. Если говорить о духовной свободе, то она зависит во многом от убеждений, общения, чтения великих книг, приобщения к классической музыке, понимания своей роли в этом мире. Человек сам творец своего счастья и свободы, поэтому я думаю, что этот вопрос каждый решает для себя индивидуально. Я как человек и гражданин своей страны нравственно чист и духовно свободен.

– Радик, а чем для вас является театр – способом что-то сообщить миру или зеркалом для познания и понимания мира?

– Театр – это моя жизнь, но в одиночку поменять мир или сообщить ему что-то свое я не смогу. Это коллективное творчество. Мы все время бежим, спешим, преодолеваем кучу препятствий, а театр на 2-3 часа останавливает время и заставляет взглянуть на себя и свою эпоху со стороны. Жизнь прессуется в мгновениях и уже самое главное в ней – не упустить свое и запрыгнуть в уходящий экспресс. Именно поэтому артисты со сцены пытаются сообщить людям самое главное, самое важное, пропуская и переосмысливая происходящее через себя, иногда даже на подсознательном уровне. Театр, как писал великий Габдулла Тукай, должен просвещать ум и наполнять светом наш мозг.

– Почему люди ходят в театр?

– Люди, которые регулярно ходят в театр, всегда духовно чище и богаче, глубже проникают и видят насущные проблемы бытия. Театр есть и познание мира. Чем дольше живешь и больше играешь, тем больше философских жизненных пластов для себя открываешь. Возьмите нашу премьеру – «Дон-Жуан». Это уже не человек, а мистический образ. В пьесе показан его последний день перед уходом в Вечность. В одном дне столько событий!! А сколько лицемерия в мире! Надень маску и кричи все, что вздумается. Вообще, я думаю, что есть десятки способов и понять, и познать мир. Вот здесь театр просто незаменим и опытный зритель ЭТО прекрасно понимает. Мне страшно, когда лицемерие становится всеобъемлющим.

– Есть 4 цикла творческого мышления: мышление путешественника, мышление покупателя, мышление охотника и мышление разработчика. На каком этапе находитесь вы?

– Мне ближе, наверно, мышление путешественника, потому что любой вояж – это познание нового, неизведанного. А я люблю открытия.

– Кто оказал самое большое влияние на ваше восприятие мира и профессиональное становление?

– На меня огромное влияние оказали три человека: Наиль Ибрагимов, Марсель Салимжанов и Фарид Бикчантаев. Я по жизни шел в одну сторону, они меня увели в другую и научили многим секретам актерского мастерства. Поясню. Наиль Ибрагимов, ныне знаменитый руководитель танцевального коллектива «Пантера», объяснил, что такое сцена, научил профессионально пантомиме, дал основы народной и классической хореографии. Он интересно и заразительно рассказывал о многом, чего я в силу возраста тогда не совсем понимал. В 1990 году в Казанском Институте культуры набирался первый экспериментальный театральный курс под руководством М.Х.Салимжанова и Ф.Р.Бикчантаева. Ибрагимов порекомендовал Фариду Бикчантаеву взять меня на курс, сказав, что из меня будет толк и хороший артист(смеется). Благодаря им я с 1995 года стал актером театра имени Г.Камала. Здесь уже для меня третьим «гуру» стал легендарный Марсель Хакимович Салимжанов. Он говорил простые вещи таким языком, словно рубил топором и сразу отсекал, подобно Родену, все ненужное, поверхностное, ложное, пафосное в человеке. Благодаря этому он буквально слепил прекрасных актеров, которые и сегодня работают в нашем театре. В театральном училище я постигал все лучшее из их творческой лаборатории. Иногда Салимжанов шутил, что «чем хуже пьеса, тем лучше должен быть актер». Я счастлив, что у меня были такие УЧИТЕЛЯ….

– Как вы работаете над ролью?

– Сначала пьесу надо внимательно прочесть, вникнуть в основную мысль драматурга, потом уже благодаря технологии режиссуры стараешься сделать образ понятным зрителю, живым, заразить творческой энергией. Образ начинает вести актера и иногда долго и мучительно думаешь, КАК это сыграть. Актер – профессия загадочная, люди думают, что главное – выучить текст. Это не всегда главное, текст учится быстро. Куда сложнее «сыграть», тут нужны школа, мастерство, наблюдательность, житейские наработки, экстаз души, философские изыскания. Так от роли к роли и приходит осознание профессии.

– Какую профессиональную цель всегда ставите перед собой?

– Хочу как можно дольше работать в этом прославленном театре и быть «на плаву».Энергии во мне много, я люблю и умею работать, поэтому всегда стараюсь быть в творческом развитии.

– Режиссер должен умереть в актере. Это так?

– Безусловно. Он за каждого переживает, он нас лепит, как кувшин из глины. Если кувшин будет кривым, кого будут ругать? Мастера.

– Легко ли работать на сцене с выдающимися мастерами?

– О, с ними играть просто удовольствие. Я всегда чувствую их энергетику.

 Есть любимые спектакли, режиссеры, артисты, фильмы?

– Ну для меня всегда есть те, кем я восхищаюсь. Нравятся постановки Э.Некрошюса, Л.Додина, в свое время потряс спектакль Фарида Бикчантаева «Бичура». У всех мастеров столько глубины, скорби, исповедальности, невероятной правды. Что касается кинематографа, то когда впервые увидел фильм С.Спилберга «Список Шиндлера», был ошарашен глубиной, метафоричностью, трагизмом холокоста, ужасами войны, ненавистью к фашизму. Я люблю масштабное искусство, новаторские ходы, тонкие диалоги, яркие характеры, любовь и бурные страсти. Иногда в жизни этого не хватает, восполняем на сцене.

– Вы любите сказки, комедии, мюзиклы?

– Мюзиклы не очень люблю, наверно, просто их мало видел и слышал. С сыном с удовольствием смотрю старые добрые фильмы-сказки, мультфильмы. В них столько фантазии!!!Многие элементы мультипликации вполне можно применить и в театре, есть пища для размышлений. Бездной юмора меня поразил мультфильм «Гадкий Я».

– Читая Шекспира, вы находите что-то новое для себя или давно все уяснили?

– Шекспир – это космос, до конца всю его глубину никогда не познать. Это самая высокая планка, которую может преодолеть актер. Какие у него герои и злодеи!! Шекспир вообще вне времени, он учит бороться со злом, любить и ненавидеть, помогает, подсказывает, предостерегает, сгущает краски и уделяет колоссальное внимание нюансам человеческих пороков. У него поистине «весь мир – театр». С первых строчек любой пьесы он так проникает в тебя, что потом очень сложно отойти от этой гармонии и красоты слова.

– Актер должен сниматься в рекламе?

– Ну это уже личное дело каждого. Я в молодости снимался в рекламе, неплохо зарабатывал. Кстати, это были качественные видеоролики и мне за них не стыдно.

– На что бы вы потратили миллион долларов?

– Навсегда избавил бы свою семью от нужды и материальных проблем, жил бы в достатке (о чем мечтаю по сей день). Ну и посмотрел бы мир, потому что обожаю путешествовать.

– Деньги для вас имеют важное значение?

– Очень важное! Когда у меня нет денег, начинается хандра, депрессия, головные боли, я плохо себя чувствую, заболеваю. Ощущение безденежья просто ужасное.

– Что бы вы никогда не сумели простить?

– Самое ужасное – это брошенные дети… Этого я не могу понять и оправдать.

– Если бы была возможность снять фильм, о чем бы он был?

– Вообще сегодня было бы чрезвычайно интересно снять большой полнометражный фильм о Казани 80-х годов, о молодежном бандитизме, проанализировать его причины. Они ведь до сих пор так и не лежат на поверхности. За кулисами драк и поножовщины стояли очень серьезные кукловоды с далеко идущими целями, потом началась криминальная революция 90-х годов. Но снимать сегодня про те времена сложно – другой сленг, другие архитектура, уровень жизни, возможности, уровень мышления. Даже наивности сегодня намного меньше. Господствует тотальный прагматизм. Но желание есть…..

– Что вы видите в зеркале, кроме собственного отражения?

– Я вижу многое, чаще несоответствие возраста и масштаб созданного на сцене. Ругаю себя, что старею.

– Если в пятницу, 13 числа, к вам в дверь позвонит черт, что будете делать или что скажете?

– Ой, вы что, я с ума сойду! Просто не открою и разговаривать не буду ни за что. Боюсь чертей и всякой нечисти, фильмы ужасов вообще не смотрю, от них потом выворачивает.

– Сколько времени вы проводите в социальных сетях?

– Немного. Инстаграм удалил. Сижу иногда только в Фейсбуке, чтобы почитать, о чем пишут умные люди.

– Будете пить очень горькое лекарство, если его настойчиво рекомендует врач?

– Конечно! Я трепетно отношусь к своему здоровью.

– У вас есть любимое животное?

– Нет.

– Парфюму какой фирмы отдаете предпочтение?

– Я не зацикливаюсь на чем-то одном, всегда меняю запахи. Люблю парфюм от Живанши, Балдесарини, Валентино, Диора и других.

– Свое свободное время вы проводите в веселой компании?

– Если время есть, то обожаю веселые компании. Если его нет, то провожу время в кругу семьи, читаю, гуляю, созерцаю, смотрю новые фильмы.

– Вам нравятся «экстравагантные» женщины?

– Они меня пугают. Мне нравятся красивые, яркие и ухоженные женщины. На сцене с такими очень приятно работать.

– Три вещи, без которых вы никогда не выходите из дома?

– Мобильный телефон, ключи от машины и текст роли в папке.            

– Вы счастливый человек?                                                        

– Я очень счастливый человек: семья, любимая работа и преданные друзья. Меня просто переполняет радость бытия от этого (смеется).

Марат Шакирзянов

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

29 ноября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?