Последние полтора года весь мир живет под знаком пандемии. Почему пришла эта напасть, какова природа вируса, и, когда мы все, наконец, вздохнем с облегчением и снимем маски, – вопросы риторические. Сейчас главное – выйти с минимальными потерями из этой длительной войны с невидимым врагом. Но если для большинства из нас речь идет только о ношении масок и соблюдении социальной дистанции, то для медицинских работников пандемия стала настоящим испытанием. Как говорится, другие болезни никто не отменял, они никуда не исчезли, и медикам пришлось совмещать лечение пациентов с хроническими болезнями с огромным количеством тех, кого «поразил» ковид-19. Вот и поликлинике городской больницы № 16 предстояло с начала пандемии оперативно перестраиваться, разрабатывать оптимальную маршрутизацию пациентов, минимизирующую распространение коронавирусной инфекции, а также работать по четкому алгоритму действий, чтобы не допустить вспышек распространения инфекции внутри коллектива.
– Конечно, в самом начале пандемии работать было сложно, – рассказывает Рената Ринатовна Ахмадишина, заведующая первым терапевтическим отделением, – по той простой причине, что мало кто понимал тогда суть инфекции и как ее лечить. Представьте, больных много, люди боятся, даже при малейшей температуре все сразу бегут в поликлинику, а мы еще не знали, какие лекарства и методы лечения будут по-настоящему эффективны. Приходилось самим действовать порой интуитивно, опираясь на свой опыт и знания, параллельно изучать немало новой информации до того, как появились первые клинические рекомендации. То, что давало лучший результат, брали на вооружение. Так набирались опыта. А сейчас уже существует отлаженный механизм лечения, есть четкие рекомендации по поводу того, что нам делать с пациентами с легкой, средней, тяжелой степенью заболевания.
– Сами пациенты в начале пандемии были до крайней степени обеспокоены, вели себя тревожно, – вспоминает Наталья Петровна Ухова, заведующая вторым терапевтическим отделением, – при любой болезни больной и так смотрит на врача как на последнюю надежду и ждет от него спасения. А в данном случае, несмотря на то, что тогда врачи еще не были готовы к подобному бедствию, мы ни в коем случае не должны были показывать своей растерянности. Пациенты верят в нас, надеются, и мы должны оправдывать эти надежды, иначе как больной получит исцеление? Важны ведь не только лекарства и опыт доктора, но вера самого человека в успешный исход лечения. В первые месяцы наши врачи и медсестры практически без отдыха работали, чтобы успеть обслужить все вызовы и принять всех пациентов, забыв про личные дела, заботы, отдых. После такого опыта, который мы приобрели в 2020 году, многие врачи с ностальгией вспоминали «доковидные» времена, хотя, понятно, что тихой и размеренной жизнь у медицинского работника не бывает никогда.
– Сначала были серьезные проблемы с лекарственными препаратами, – говорит Альбина Амировна Уметбаева, заведующая третьим терапевтическим отделением, – пациентам назначали лекарства, в поисках которых людям приходилось обегать немало аптек. Противовирусные препараты взлетели тогда в цене в два-три раза, и даже при такой стоимости найти их было сложно. Поэтому, назначая больному тот или иной препарат, мы совсем не были уверены, что он сможет его найти и оперативно начнет лечение. И с госпитализацией было проблематично, коек не хватало. Через все это мы прошли, и очень надеюсь, что подобная ситуация не повторится. Вместе с тем вирус ведь до конца не изучен. Сейчас мы руководствуемся очередной версией Временных методических рекомендаций Минздрава России, на основании которой организован процесс обследования и лечения больных, а также ориентируемся на накопленный в период первой и второй волны опыт лечения пациентов. Но описать со всеми подробностями клиническую картину коронавирусной инфекции сложно, поскольку этот вирус еще предстоит изучать и изучать. Мы можем только перечислить наиболее часто встречающуюся симптоматику.
Действительно, течение болезни у всех протекает по-разному и с разными последствиями. Трудно предугадать, сколько дней будет человек болеть, как быстро вылечится, и как в будущем это на нем отразится. Данный вирус не поддается логике, можно даже сказать, его течение часто не зависит ни от возраста, ни от сопутствующих заболеваний. Кроме того, очень важно, чтобы после лечения пациенты прошли курс реабилитации.
В поликлинике 16-ой больницы одними из первых стали проходить реабилитацию люди, перенесшие новую коронавирусную инфекцию. Когда сюда с ознакомительным визитом в августе 2020 года приехала Главный внештатный специалист по реабилитации Управления Министерства здравоохранения по городу Казани Эльмира Хусаинова, медицинским работникам учреждения уже было что показать ей, ведь стационар дневного пребывания ГКБ № 16 (в частности, отделение физиотерапии) взял на себя непростую деятельность по реабилитации пациентов. Причем это касается всех, кто лечился в больнице. Реабилитация длится 10-14 дней и включает в себя дыхательную гимнастику, физиотерапию, лечебную физкультуру. Все процедуры очень важны, поскольку после перенесенной коронавирусной инфекции у пациентов организм ослабленный, присутствует одышка, астенический синдром, тревожность. Помимо нарушений со стороны органов дыхания, нередко наблюдается общая слабость, бессонница, эмоциональная неустойчивость. А в результате реабилитации повышается качество жизни и общая физическая выносливость. Пациенты очень признательны своим врачам и медсестрам, потому что они по-настоящему возвращаются к привычной жизни, наполненной радостью общения с близкими, любимой работой, хобби.
Неизвестно, когда закончится пандемия, на этот вопрос, пожалуй, сегодня не сможет ответить никто. Поэтому искренне хочется пожелать медицинским работникам как поликлиники 16-ой больницы Казани, так и всем остальным врачам и медсестрам Татарстана терпения, сил, всегда поддержки близких, благополучия во всем!
Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста