28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Театр - обитель счастья

11 марта 2022

Искусство есть органическая система, она создается сама собой и требует от нас только одной помощи: чтобы ей не мешали. Искусство существует в море не-искусства, как оазис в пустыне. Оно далеко не всегда требует жертв, как утверждает молва, ему постоянно необходимы нетрадиционные концепции и отсутствие шаблона. Именно эту идею многие годы использовала на страницах своих книг одна из ведущих театроведов Татарстана, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств РТ, профессор театрального факультета Казанского государственного университета культуры и искусств и Казанского театрального училища Ильтани Илялова. Ее жизнь - яркий пример служения ТЕАТРУ, раскрытие его больших и маленьких тайн, умение показать не только парадную, но и теневую сторону, увидеть и подметить опытным профессиональным взглядом критика детали, которые незаметны для простого зрителя. Ведь сцена, как писал Питер Брук, это место, где можно увидеть невидимое.

Театр начинается с …имени

Родители Ильтани Исхаковны были актерами. Мама, знаменитая актриса лирического плана узбекского театра имени Хамзы в Ташкенте, играла в пьесе А.Глебова «Жагмуг» роль героической предводительницы восстания рабов в Древнем Вавилоне по имени Ильтани. Это имя так нравилось родителям, что они мечтали дать его своему ребенку, если родится девочка. Та не замедлила появиться на свет в 1932 году и ей суждено было стать Ильтани. Именно от матери она унаследовала красивый голос и благородную внешность. Выросшая в актерской семье, Ильтани с детства обожала запах кулис, спектакли с участием мастеров узбекского и татарского театров, актерские байки и розыгрыши, веселые капустники и юбилеи, любила слушать серьезные разговоры о театре, постоянно ездила с родителями на гастроли. Она рано повзрослела, вовсе не играя в куклы, как ее сверстницы. Задумчивая девочка читала романтические произведения, мечтала о приключениях, любила жизнь и добрых людей, боялась ЗЛА и СМЕРТИ. Позднее она прочтет и досконально изучит с карандашом в руке всего Станиславского, его знаменитую систему, множество пьес и книг, станет выдающимся специалистом по зарубежному театру (курс «История мирового театра» она долгое время преподавала студентам). А пока…

Выбор цели

А пока, окончив в 1950 году школу, девушка делает осознанный выбор в пользу театра и поступает в Ташкентский театральный институт на театроведческий факультет. Именно в эти годы в стране шла волна борьбы с так называемыми «безродными космополитами», среди которых оказались, к сожалению, многие выдающиеся мастера отечественной культуры. Из Москвы в Ташкент были сосланы знаменитые профессора ГИТИСа Эфрос, Гоян, Бояджиев и многие другие. Студентка Илялова с огромным удовольствием слушала их интереснейшие лекции, имела счастье близко с ними общаться, постигала магию театра изнутри, с упоением очень много читала, осваивая будущую профессию. Театроведческий факультет дал ей необычайно много: здесь учили истории театра, музыке, изо, литературе. Окончив институт с отличием, она некоторое время работала в Министерстве культуры Узбекистана, параллельно читая лекции по истории зарубежного театра в своем альма-матер. В 1958 году она едет в Москву и, успешно сдав экзамены, поступает в аспирантуру ГИТИСа на кафедру зарубежного театра. Стала писать диссертацию на тему «Драматургия Виктора Гюго и ее сценическое воплощение на советской сцене». Однако кончина ее руководителя - профессора С.С.Мокульского - вынудила молодого ученого коренным образом поменять тему. Защитив в конце концов кандидатскую диссертацию в 1963 году по зарубежной драматургии на сцене узбекского театра имени Хамзы, Ильтани Исхаковна была оставлена в Москве и приглашена работать в Управление театров Министерства культуры СССР на должность старшего рецензента по национальной драматургии.

Фото: www.tatar-inform.ru

 Казань. Как много в этом звуке…

Однако столкнувшись в те годы с проблемой прописки в Москве, критик была в глубоком раздумье. Ехать в Ташкент не хотелось. Помог случай. Когда-то знаменитый актер Халил Абжалилов познакомил Илялову с казанским профессором К.Ф.Фасеевым, которого она и встретила на улице в Москве. Поделившись своими печалями, она через три дня получила вызов в Казань на работу в ИЯЛИ (в сектор фольклора). Позже тогдашний министр культуры Татарстана Булат Гизатуллин пригласил ее к себе на работу начальником отдела искусств. На этом посту она работала увлеченно, с большим интересом изучала жизнь казанских театров, познакомилась с творческой интеллигенцией республики. Профессионализм, полученный в Ташкенте и в Москве, помноженный на тонкое знание русской реалистической актерской школы, помог И.И.Иляловой стать ведущим театральным теоретиком и критиком в Татарстане. Ее мнение высоко ценят как корифеи, так и молодые актеры и режиссеры. Авторитет критика сегодня серьезно подтвержден 20 книгами и многочисленными статьями о театрах. В ее трудах отражена общая театральная ситуация в России и Татарстане, правда о постановках камаловского театра, она не раз сетовала на отсутствие классики на его сцене, аморфность характеров, уход корифеев и слабую передачу эстафеты молодым.

«Жизнь моя, побудь со мной…»

Илялова - сторонница российской психологической театральной школы, поэтому среди ее кумиров такие выдающиеся мастера прошлого и настоящего, как М.Ульянов, Г.Товстоногов, О.Даль, А.Фрейндлих, О.Ефремов, Х.Абжалилов, В.Минкина, Ф.Ильская, Ш.Биктемиров, М.Салимжанов, Р.Шарафеев, Н.Ихсанова и другие. Замечу, что ее интересы и вкусы критика весьма обширны и многообразны. Она обожает Шекспира, Ростана, Бомарше, Чехова, с удовольствием перечитывает А.Островского, раннего В.Аксенова, Бальзака, слушает Моцарта, Бетховена, Малера, Чайковского и Прокофьева, татарские и башкирские народные песни, посещает и ныне по возможности гастроли московских театров в Казани и премьеры в театре имени Г.Камала, любит мелодии Греции, Испании, Молдавии. Ее привлекает романтический героизм во всех произведениях. Будучи «западницей» по убеждениям, она глубоко впитала в себя тонкости и аромат Востока, так хорошо знакомые ей с детства по Ташкенту. Искусство Ильтани Илялова не отделяет от жизни, видя всю гамму страстей и характеров на сцене и в жизни. Еще Александр Блок в «Письме о театре» подметил, что «театр есть та область искусства, о которой прежде других можно сказать: здесь искусство соприкасается с жизнью, здесь они встречаются лицом к лицу; здесь происходит вечный смотр искусству и смотр жизни; рампа есть линия огня». Сегодня, в дни серьезного юбилея, Ильтани Исхаковна совершенно не чувствует возраста (ей это ни к чему), преподавала в КГУКИ и театральном училище, передавала огромный опыт молодым театроведам, она по-прежнему в курсе всех театральных и литературных новостей, много читает, смотрит, анализирует. Обожает Европу, которую практически всю объездила, побывав в общей сложности в 40 странах. В людях всегда ценила доброту, честность и порядочность, ненавидит ложь и предательство. К ее жизни и работе вполне уместно применить знаменитые слова А.П.Чехова о том, что «сила народа - в его интеллигенции». Илялова верит в себя, не унывает, не поддается пессимизму, всегда идет вперед, покоряя еще неизведанные вершины, любит жизнь во всех ее проявлениях. Театру, как и любви, все возрасты покорны. В театр нужно ходить как можно чаще, убеждена профессор Ильтани Илялова, потому что он - подлинная обитель счастья. Мне к этим словам добавить нечего…

Марат Шакирзянов

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость