28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Владимир Васильев: «Романс – это исповедь души»

14 марта 2022

«Секрет русского классического романса – в искренности. Но, к сожалению, многие сегодня обременены своими заботами и не готовы воспринимать полутона исповеди души. А ведь это светлая грусть, светлая тоска», - очень верно заметил заслуженный артист РТ, художественный руководитель Филармонического музыкально-литературного лектория, солист Татарской государственной филармонии им. Г.Тукая и солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля Владимир ВАСИЛЬЕВ. Недавно в рамках абонемента «Владимир Васильев приглашает» прошел очень душевный концерт, который включал в себя русские народные песни и старинные романсы. Говоря откровенно, для ценителей высокого искусства важно слышать певца, который творит, заставляет замереть и затаить дыхание, и тогда хочется быть в этом состоянии как можно дольше. Именно такое ощущение оставляет Владимир Васильев, который своим талантом передает через музыку всю гамму чувств.

- Владимир Михайлович, в свое время вы издали книгу «Моя семья», в которой представили генеалогическое древо своих близких…

- Да, я убежден, что важно знать своих предков, историю рода. Не зря говорят, что человек без корней слаб, одинок и потерян. Именно знание прошлого дает силы, уверенность, потому что на генетическом уровне ощущаешь поддержку опыта предков. Символично, что связь поколений ассоциируется с деревом жизни: от того, какими крепкими будут ветки, ствол и корни, зависит и наша жизнь. Я отношусь к народу кряшен, мои родители родились в Заинском районе, в деревне Поповка, испокон веков там жили мои предки, четыре столетия точно. Это я точно знаю, поскольку изучал историю своей семьи и составил свое генеалогическое древо вплоть до Петра Первого (это практически пять тысяч человек). И сегодня я знаю даже своих семиюродных, восьмиюродных братьев и сестер.

- На ваш взгляд, насколько сложно современным певцам приблизиться к мастерству и успеху Федора Шаляпина? Что надо привносить в музыку для того, чтобы покорить слушателей?

- А давайте задумаемся, почему Шаляпин нравился и профессионалам, и любителям? Во-первых, он смог раскрыть полностью все оттенки, возможности своего уникального голоса. Он владел голосом в совершенстве, будучи профессионалом, и был «пропитан» глубокими искренними чувствами, то есть не просто безгранично ощущал красоту природы, все краски окружающего мира и эмоции, но и умел передавать это в музыке. Потрясающий талант, искренность и профессионализм – вот секрет его успеха. Каждый хороший артист еще и психолог, он чувствует зрителя, само произведение и умеет наладить тонкую, но прочную связь между произведением, музыкой и зрителем.

Вы спросили, как после такого эталонного звучания, как у Шаляпина, современный певец решается на исполнение классики. Во-первых, ни в коем случае не надо никого ни с кем сравнивать, у каждого певца своя дорога, важно просто через музыку искренне делиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями со зрителем. Наверняка они похожи на те чувства, которые и Федор Иванович переживал в свое время.

А любая музыка – это заложенная композитором и поэтом драматургия. Когда ты поешь, например, «Выйду на улицу, гляну на село», во время исполнения думаешь только о молодецкой удали, гуляниях, нежных чувствах к девице-красавице. Надо проникнуться драматургией в словах и в музыке, и расставить точные акценты. Эти акценты корректируют и концертмейстеры и художественные руководители во время репетиций, так что не все так просто. Для певца совсем недостаточно только таланта, поверьте. Постоянный ежедневный труд – обязательное условие для успеха. Я почти двадцать лет на сцене, и всегда каждое выступление - борьба с самим собой. Надо мобилизовываться полностью, быть на пике своей формы, как спортсмен во время Олимпиады, и показывать все, на что ты способен.

- На ваш взгляд, ломается ли драматургия, когда, например, «Очи черные» поет женщина?

- А вы знаете, что «Вдоль, по Питерской» - женский романс, а поет мужчина? Или, к примеру, романс «Только раз бывают в жизни встречи» исполняют и мужчины, и женщины, заменяя там только некоторые слоги. Но что касается «Очи черные», вы правы, это все-таки ярко выраженный мужской романс.

- Раньше вы чаще исполняли оперные партии…

- И сейчас тоже. Первый концерт из абонемента «Владимир Васильев приглашает» как раз был посвящен оперным постановкам. В моем репертуаре их достаточно много, и работа над каждой из них была заметным событием в моей судьбе. А 19 апреля я буду исполнять песни советских композиторов в рамках абонемента «Владимир Васильев приглашает».

- Очень приятно было видеть в сегодняшнем концерте вашего сына. Как вы думаете, в дальнейшем он останется верен призванию певца?

- Будем надеяться. Никогда нельзя предугадать заранее судьбу. У меня два сына – Александр и Николай. Саша окончил музыкальную школу по фортепиано, я с ним давно занимаюсь вокалом. Сыновья оба у меня усердные, они знают, что такое дисциплина, постоянная работа над собой. Надеюсь, все у них будет хорошо. Понимаете, певец – это не просто голос, не просто талант, но и постоянное самосовершенствование, ежедневная, ежечасная работа. Нужно постоянно «гореть» музыкой, важно самому не потерять интерес.

- Не секрет, что эстрадные концерты собирают полные залы зрителей, в отличие от концертов романсов. Как вы думаете, что надо делать, чтобы переломить эту тенденцию?

- Я бы не ставил так вопрос. Почему-то миф о том, что эстрада более востребована, постоянно тиражируется. Правда лишь в том, что классика – элитарное искусство, начиная с исполнения и заканчивая восприятием такой музыки. Но у нее всегда будет свой зритель, это уже доказано веками. Не надо судить о востребованности музыки по количеству человек в зале. А вы посмотрите, как они слушают романсы, эти люди, как они переживают, у кого-то слезы на глазах, каждый вспоминает что-то свое. А в конце выступления кто-то кричит «браво». Это дорогого стоит: именно такие искренние эмоции зрителей вдохновляют певца, дают ему сил, уверенности.

Что касается приобщения молодежи к классике, отмечу для тех, кто не знает, что филармонический музыкально-литературный лекторий, которым я руковожу, - старейший коллектив Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая. Сегодня в него входят такие известные музыканты, как Георгий Ибушев, Ригина Валиева, Гульнара Байназарова, Дмитрий Босов, Роман Чуйнов, Ильяс Камалов и другие. Главная задача лектория как раз в том, чтобы приобщать молодежь к миру высокого искусства, это большая просветительская работа: сольные концерты солистов, гастроли по школам и санаториям, новогодние спектакли.

- Спасибо вам, Владимир Михайлович, за интересную беседу! Новых вам ярких творческих побед!

Альбина Хазиева

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость