28 (1030) в продаже с 5 августа 16+

Цивилизация – это хорошо или плохо?

10 апреля 2022

Заглянуть в глаза людей, живущих вдалеке от цивилизации и попробовать разглядеть лицо божества за маской – такую возможность дает нам московский фотограф, художник в области современного цифрового искусства Ольга Мичи.

7 апреля в Галерее современного искусства ГМИИ РТ открылись две выставки экстремального тревел-фотографа: «Уязвимые» и «Лицо божества». На первый взгляд это два диаметрально противоположных проекта. «Уязвимые» посвящен проблемам глобализации, сохранению самобытности малых народов и племен Африки и Севера. Работы в проекте «Лицо божества» заставляют задуматься о своей внутренней сущности, о том, насколько правдиво мы транслируем окружающим свое внутреннее «я». На самом же деле эти два проекта объединяет общая цель – показать, по какому пути идет человечество.

Вот что об этом говорит историк фотографии и куратор выставки Алексей Логинов: " Уязвимые» и «Лицо божества» это две части большого глобального проекта, который называется «Выбор пути». «Уязвимые» - проект не этнографический, он художественный. Автор приглашает нас к размышлению над тем, как развивается цивилизация, что нас ждёт в будущем. Ольга Мичи ставит перед зрителями актуальные вопросы современности. Сохранятся ли в мире малые народы с их идентичностью или их поглотит цивилизация? Формат работ, их техническое исполнение позволяет нам разглядеть такие атрибуты цивилизованного мира, как, например, пластик, патроны, автомат Калашникова. Мы видим столкновение двух культур и идеологий, когда одно вытесняет другое. Второй проект «Лицо божества» - логичное продолжение первого проекта. Как вообще развивается цивилизация? Со времен, когда люди поклонялись деревянным идолам, мы видим новые лица- божества, которые сегодня чтит современная молодёжь. Я хочу обратить внимание на одну работу, которая называется «Зеркало».  Она здесь не случайно. Человек, видя свое отражение в зеркале, сам становится божеством. Но зеркало его искажает, что по замыслу автора означает, - мы видим себя в искаженном виде. Техническое исполнение проекта было основано не только с использованием компьютерной обработки, но ещё и искусственного интеллекта.  Мелкая детализация позволяет разглядеть приметы современного мира».

Работа над проектом «Уязвимые» началась еще до пандемии в 2018 году и велась два года. Было сделано около 50 тысяч снимков, из которых в проект было отобрано только 195 работ. Это было не путешествие ради красивых снимков. Ольга Мичи осознанно шла к своей цели, к поиску ответов на вопросы, которые волновали ее с того момента, когда она взяла в руки фотоаппарат.

«Этим проектом я хотела поднять важные вопросы, которые задаю себе и которые вы тоже могли бы поставить перед собой, - комментирует  Ольга Мичи. - Я не могу сказать однозначно - цивилизация - это хорошо или плохо. На эту тему я сняла два документальных фильма. В одном из них, который называется «В тени больших деревьев», ведется диалог между отцом и сыном маленького племени в Центральной Африканской Республике. Отец рассказывает о том, что молодёжь не хочет чтить предков, всё чаще уходит в город, начинает выпивать, курить, носить современную одежду, слушать западную музыку. Для отца и его народа это кажется большой трагедией. Этот народ чтит дух леса, и они считают, что, покидая свое племя, молодые люди, тем самым, способствуют разрушения духа, незаконной вырубке лесов, массовому истреблению животных. С одной стороны, я понимаю, что людям нужна хорошая медицина, образование, комфортные условия жизни. Они тоже хотят иметь право выбора, которое есть у нас. С другой - свобода выбора становится губительной для многих культур. Второй фильм «Оторванные» снимался на Чукотке, в регионе с большим количеством самоубийств, особенно среди дееспособных мужчин.  Мы хотели понять - почему так происходит. Наш фильм начинается со слов главного героя «Я хочу умереть». Проблема чукчей в том, что они, по сути, их оторванность привела к их потерянности в жизни. Они хотят находиться в единстве своей культуры, соблюдать свои традиции, сберечь свою веру. Но герой фильма говорит, что мы не чувствуем этого единства.

На всех моих работах – наши современники. Когда я их снимала, то главным условием было прийти в том, в чём они хотели бы презентовать себя западному зрителю. Мы видим, что старики всё ещё одеты в традиционную одежду, а молодёжь уже выглядит по-другому: они смотрят телевизор, перенимают наши привычки, культуру, наш образ жизни. Этим проектом я предлагаю рассматривать уязвимость не отдельного народа, а всей цивилизации, и самому зрителю ответить на вопрос цивилизация - это хорошо или плохо. Неслучайно мои работы сделаны в большом размере, мне было важно, чтобы каждый мог подойти и поближе рассмотреть лица людей, заглянуть им в глаза. Чёрный фон, на котором сняты мои герои, тоже решает определенные задачи.  Я не хотела, чтобы вы видели быт этих народов, размышляли над тем, какие они бедные и как плохо живут. Кто-то из них смотрит на вас смущённо, кто-то гордо, кто-то весело. Общение с народами разных племён было для меня интересным опытом. Могу сказать, что многие из них гораздо мудрее нашего среднестатистического обывателя».

В процессе съемок Ольга предлагала своим героям обменять, подарить или продать те артефакты, с которыми они приезжали. Часть из них можно будет увидеть на выставке.

Неля Хайретдинова

12+

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость