2 (1047) в продаже с 27 января 16+

В цирке все не от Бога, а от трудолюбия

30 июня 2022

Во время выступления казанской цирковой школы в Монте-Карло, принцесса Княжества Монако пришла в восторг. Фотографии, на которых она стоит с сияющими глазами рядом с нашими артистами, до сих пор бережно хранятся в казанском цирке. С тех пор прошло несколько лет, но выпускники детской цирковой школы неизменно подтверждают свой высокий уровень. Еще во время обучения их замечают продюсеры разных цирковых коллективов мира и расхватывают как горячие пирожки. Несколько артистов из Казани работают в знаменитом цирке «Дю солей», другие на прославленных манежах разных стран и России. Об одной из учениц школы журналисты канала «Дискавери» сняли целый фильм, для чего четырежды приезжали в Казань.

В этом году казанской цирковой школе исполняется 25 лет. И это значительная дата, юбилей, который позволяет подводить итоги работы четверти века. Накануне мы встретились с художественным руководителем школы Ильдаром Владимировичем Игумновым, который все эти годы отдал воспитанию своих учеников и многим из них подарил счастливую судьбу. 

- Ильдар Владимирович, ваша школа единственная в России. Как она создавалась?

- Все знают, что такое студия. Их много по всей стране. В каждом Доме культуры, в том числе и в Казани, есть танцевальные, вокальные и цирковые студии и кружки. Их основная задача занять детей, развить в них определенные способности. Но в них не готовят профессиональных артистов. Так случилось, что в Татарстане еще в 50- х годах прошлого века приняли решение о создании собственного национального циркового коллектива. В то время в Советском Союзе было престижно в каждой республике иметь свою цирковую труппу. То есть все программы создавались с учетом национальных особенностей – музыка, сюжеты, костюмы. Так и у нас загорелись этой замечательной идеей. Пригласили режиссеров, хореографов, продюсеров, спортсменов. К чести инициаторов, татарский цирк получился не хуже, чем в республиках. Но через несколько лет коллектив распался, что было вполне естественно, ведь люди взрослеют, женятся, уходят по каким-то объективным причинам. И их надо кем-то заменять.  В Министерстве культуры республике задумались, как можно решить эту проблему.  В России было и до сих пор существует единственное на всю страну Государственное училище циркового и эстрадного искусства, та самая база откуда идет пополнение цирковых коллективов. Что-то подобное для подготовки профессиональных артистов задумали создать и в Казани. Так в 1996 году и родилась наша школа, куда меня пригласили художественным руководителем. Поскольку у меня было хореографическое образование, то для меня не составило труда сразу быстро адаптировался и войти в курс дела. По сути, цирковое и хореографическое искусство очень близки. Единственная разница в том, что в хореографии главное - движение, а в цирке – трюк. Когда синтезируешь это вместе, получается цирковой номер. При постановке номера важно разбираться в музыке, уметь анализировать музыкальное произведение. Ведь профессиональный цирковой номер отличается от самодеятельности тем, что он ставится на музыку, а не под музыку, когда ее невозможно заменить фрагментарно. 

- Как проходил первый набор будущих учеников?

- Мы дали объявление, на которое откликнулось 500 детей. Вся площадка перед цирком было заполнена бабушками, дедушками, мамами, папами, которые привели к нам своих детей. Отобрали мы 100 человек из 500. Я разработал методику, программу обучения, продумал какие предметы включить, начиная от хореографии и актерского мастерства, заканчивая физической подготовкой, акробатикой и тд. Спустя семь лет, только 13 человек из 100 закончили школу. И так происходит на протяжении всех 25 лет - примерно 15% учеников успешно заканчивают школу и становятся профессиональными артистами.

- Чем это объясняется? Почему такой большой отсев?

- Потому что это очень сложный жанр искусства.  Иногда меня спрашивают -  вы что выгоняете детей? В ответ я предлагаю пойти на эксперимент. Приведите к нам ребенка на недельку позаниматься. В первый же день он не выдержит, потому что здесь требуется большая физическая нагрузка. Но не только. Не менее значимая составляющая – жесткая дисциплина. Если у тебя в голове ветер, и ты не можешь сосредоточиться, сконцентрироваться на поставленной задаче, то все может закончиться не просто травмой. Если танцор в группе сделает неверное движение - зритель этого не заметит. Актер ошибется репликой – подумают так и надо. Ошибка артиста цирка может стоить ему жизни. Когда ребенок приходит поступать в нашу школу, я внимательно смотрю ему в глаза. Многолетний опыт уже позволяет определить, насколько он ответственен или же беспечен. 

-  Если ответственен, но не хватает физических данных… Их можно развить?

 - Не всегда. Прежде всего не каждый человек рождается с природной гибкостью. В цирке нужна идеальная растяжка. Мышцы у всех людей разные. У кого-то хоть с утра до вечера каждый день растягивай, они не растянуться. Если мышцы поддаются, то мы их растянем постепенно, раз за разом. Во время отбора видно, что Бог дает такую растяжку единицам. Но и с ними надо работать. Начинаешь ребенка растягивать, он кричит – больно. Не каждый может это выдержать, вытерпеть. Вот кто плачет, кричит, и все равно приходит на следующее занятие, значит, он не отступится, и с ним мы будем работать. 

- Наверное, дети, которым приходится уйти испытывают обиду…

- Скорее не дети, которые могут продолжить заниматься где-то в студии, а их родители. Что только не приходится от них выслушивать! Некоторые мне пишут: «Вы сделали моего ребенка сиротой», одна мама попрекнула меня тем, что старалась шила новый костюм на выступление дочке, а я ее исключил из школы.  Другая пригрозила пожаловаться министру культуры.

- Какой самый любимый предмет у ребят?

- У нас не выбирают любимые предметы. В цирковом искусстве больше 40 жанров и задача преподавателя разглядеть в ребенке способности к одному из них. Именно благодаря правильной ориентации, дети раскрывают все свои возможности. Если талант ребенка, который поет, играет на музыкальном инструменте, пишет стихи, можно определить еще в детстве, то в цирке все иначе. Вы бы видели, что и как они делают, что умеют! Не зря на всех международных конкурсах отмечают артистов нашей цирковой школы. Например, артистов циркового училища мы там ни разу не видели. Это о многом говорит. И все через слезы, пот, труд. Как в спорте. Если ты все детство отдал тренировкам, то уже стремишься стать чемпионом Европы или Олимпийских игр. Так и наши дети. Они обучаются, чтобы стать настоящими профессионалами цирка. Я им всегда говорю своим. Есть два варианта. Любить себя в цирке или цирк в себе. Те, кто любят себя в цирке, любуется собой, в конечном итоге не останутся на манеже.  Те же, кто любит цирк в себе, он в буквальном смысле пашет чтобы стать артистом. 

- Каким вы видите будущее казанской цирковой школы?

- Для меня лично это очень больной вопрос. Ведь с тех пор, как распался национальный цирк Татарстана, у нас так и не появилась своя труппа. Своих первых учеников я растил с надеждой, что они будут звездами нашего казанского цирка. Обещал им – потерпите немного, скоро вы официально станете коллективом нашего цирка. В 2014 году Президент Татарстана и Министерство культуры дали добро на создание при цирке собственной труппы. Были собраны все документы, обсуждены и согласованы все материально-технические вопросы. Но ничего не произошло. Получается, я не смог оправдать надежды наших выпускников. Сейчас у нас новый директор цирка Эльмира Хамидовна Булатова. И теперь я на нее возлагаю свои надежды, как когда-то мои ученики на меня. Хочется верить, что Казань не просто будет растить свои таланты для чужих берегов, но оставит их под своим крылом.

Карина Бедрина

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
7 февраля
3 февраля
2 февраля