5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Мы татары: пока традиции храним, наш дух непобедим

29 июля 2022

«Вот уже почти 30 лет мы занимаемся этнокультурным развитием пробужденного этноса. Вроде есть и положительные перемены, явно заметен прогресс. Но каковы же показатели роста сознания и культурного развития в многонациональном регионе? Если же взять за основу индикаторы и маркеры приобщенности молодых к родному языку и национальной культуре как части российской цивилизации, явно доминирует агрессивная глобализация», – с горечью признает известный общественный деятель и журналист Римзиль ВАЛЕЕВ. А лидер Национального конгресса татар и тюркских народов Рустэм ЯМАЛЕЕВ убежден, что, несмотря ни на что, можно находить «ключ» к сердцам молодежи через уникальные методики, особые мероприятия, проекты, главное – набраться терпения. В национальных вопросах не бывает мгновенного результата, для успеха должна быть ежедневная, ежечасная, ежеминутная системная работа. О том, как Национальный конгресс татар видит дальнейшее развитие татарского народа, его представители расскажут на страницах газеты «Известия Татарстана».

Мы должны быть готовы к любым вопросам молодежи

Поскольку мы долгие годы вместе со своими единомышленниками – активистами, патриотами, лидерами национального движения в Москве и Московской области ведем большую деятельность по сохранению языка и традиций, культуры, истории татарского народа, то можем сказать следующее. Никого нельзя заставить что-то делать ради сохранения своей нации, если человек этого не хочет. Если пытаться людей принуждать, увещевать, все равно это будет бесполезно. Если молодой человек не впитал с молоком матери любовь к своему народу, если он не понимает, что такое родные корни, то простыми разговорами вы не сможете изменить его мнение. Здесь нужны более серьезные методы, методики, проекты. Необходимо заинтересовать молодых людей, чтобы у них глаза заблестели, чтобы у них кипела энергия для того, чтобы снять какой-то ролик о татарском празднике, например, или пригласить друзей на татарский концерт, или начать заниматься национальной борьбой на поясах. Многие проекты московского Штаба татар (а сегодня его эстафету взял Национальный конгресс татар и тюркских народов) рассчитаны именно на молодежь, поскольку важно развивать у молодых людей патриотизм, учить их любить и уважать традиции, ценить национальных героев. И мне приятно отметить, что с каждым годом ряды нашей организации растут, прибавляются новые участники. Это говорит о том, что многие чувствуют себя здесь полезными, нужными, востребованными. Мы вместе с молодежью поем национальные песни под аккомпанемент баяна и фортепиано, вспоминаем традиции бабушек и дедушек, устраиваем кинопросмотры документальных фильмов об исторической родине. Сами снимаем фильмы о выдающихся татарах, героях нации (у нас уже свыше 2000 фильмов на четырех каналах YouTube). И это только крохотная часть того, чем мы занимаемся. Ведь татарину, даже если он говорит по-русски, по-английски и живет среди представителей других национальностей, все равно будет не хватать своего родного духа, традиций, обычаев. Генетическую память нельзя обмануть.

У нас в Национальном конгрессе татар и тюркских народов – своя методика, затрагивающая иман, рух, идентичность. Наша методика подразумевает и образование на всех уровнях, и изучение языка, и работу с семьями, и подготовку преподавательских и управленческих кадров, культурные мероприятия. Мы бываем практически во всех татарских школах и в обычных школах, где есть татарские классы (в разных городах России), применяем наши наработки вместе с учителями, проводим встречи в детских садах, и мечтаем, чтобы к процессу национальной идентичности подключились все образовательные и общественные институты.

В таком большом мегаполисе, как Москва, своими силами пытаемся создавать оазис для сохранения татарского языка. Но важно, чтобы этот оазис был как можно более широким. А что значит быть истинным татарином? Мы пытаемся наглядно разъяснять это молодым людям через тренинги, интересные проекты. Проекты эти очень эффективны, поэтому хотелось бы распространить их на школы, детские сады с привлечением аксакалов, уважаемых личностей. Надо ориентировать детей на успех, но не для личного благосостояния, а для того, чтобы они имели возможность помогать своему народу.

Представители Национального конгресса татар ездят по школам, общаются с детьми в татарских классах. Это касается и Казани, и Нижнекамска, и Набережных Челнов, и множества других городов Татарстана и всей страны. А знаете, о чем мечтают татарские дети? Приведу реальные примеры. Ученик седьмого класса Ринат Кадерметов, который живет в Нижнекамске и играет в шахматы, мечтает стать чемпионом мира по выбранному виду спорта. Но не эгоистично подходит к этому вопросу, а привлекает своих сверстников, чтобы они тоже добивались успехов. И я верю, что он станет чемпионом, ведь у Рината, как у истинного татарина, есть такие национальные черты характера, как упорство и аналитический ум. А вот ученица восьмого класса Альбина Ибрагимова хочет стать театральной актрисой, причем мечтает о встрече с режиссером, который ставил бы интересные спектакли на татарскую тематику: с бытом, менталитетом, особенностями в одежде, в интерьере домов и так далее.

Другая целеустремленная школьница Алсу занимается фехтованием. В этом виде спорта немало татар были чемпионами. Ничего удивительного, ведь в фехтовании, как и в гимнастике, хоккее, волейболе требуются такие качества, которыми традиционно отличаются представители нашего народа: концентрация внимания, усердие, терпение, работоспособность. Данные виды спорта для татар фактически уже стали национальными идеями. Именно через победы спортсменов надо пропагандировать и воспитывать у молодежи гордость за свою нацию.

На встречах с молодежью я всегда пытаюсь вывести ребят на откровенный разговор. А меня начинают спрашивать: «зачем мне татарский язык? Ведь лучше знать английский, он везде пригодится». Этот вопрос довольно часто возникает, поэтому к ответу на него надо быть готовым всем представителям национально-культурных автономий. И еще один вопрос возникает у молодежи: «А почему мне знать историю татарского народа? Если что понадобится выяснить, я посмотрю в интернете». То есть многие молодые люди всерьез не понимают, что язык – это фундамент, основа нации. «Язык – это культурный код и в нем содержится исторический опыт предков. Язык предков – не просто красивое танцевальное платье и тюбетейка. В его зеркале отражается достоинство и культурный код народа и самобытной цивилизации этнического сообщества», – сказал известный журналист Римзиль Валеев. Я с ним полностью согласен. Если ребенка не воспитывать в любви к своей нации, своему языку, культуре, то вряд ли можно ждать от него сильного духовного начала, уважения к старшим. Что касается истории, то ее не надо искать в Википедии, она должна быть в сердце, душе. Ведь знание своей истории означает знание своего места в пространстве, мире, обществе.

Добрые мечты должны сбываться

Общаясь со школьниками, в очередной раз убеждаешься, насколько важна роль родителей в их устремлениях, желаниях, мировоззрении. Вот ученица Танзиля Мингазетдинова запомнила, как ее мама с подругами обсуждали работу «Ак калфак» – организацию, которая сегодня есть практически в каждом населенном пункте. И это практически идеальный образец того, как надо воспитывать детей, как надо жить в гармонии с собой, родственниками, окружающими, как надо беречь все наработанное предками на протяжении веков. Вообще, уникальная методика председателя «Ак калфак» Кадрии Раесовны Идрисовой достойна того, чтобы ее тиражировали везде, ведь благодаря ей татары опираются на свои корни, гордятся заслугами своих предков, сами стремятся достигать успехов. Очень хорошо то, что периодически проводятся Форумы «Ак калфак» для татарских женщин. И очень многие проекты «Ак калфак» посвящены традиционным методам воспитания (колыбельные, национальные детские игры и так далее). Организация выпускает фильмы о воспитании (начиная от рождения до 40 дней, до трех лет, от трех до семи и так далее). Такой уникальной методики, как у Кадрии Раесовны, нет ни у одной нации. И я убежден, что, например, во время Сабантуя, где бы он ни проводился, обязательно должна быть палатка «Ак калфак», где молодые мамы или будущие мамы могли бы получить ответы на многие вопросы.

А вот школьник Амир любит лошадей, верховую езду, он живет в городе, а на лошадях ездил, когда приезжал к бабушке в деревню в Актанышский район. Она готовила бесплатно вкуснейший чак-чак для всех знакомых и соседей, и научила внука молитвам. Но вот бабушки не стало и теперь он переживает, что раньше не приходило ему в голову научиться от нее татарскому языку. Давайте беречь наших бабушек, они кладезь мудрости и полезных традиций, важно перенимать у них все, что они знают, связанного с обычаями, традициями, национальным духом. А Актанышский район – потрясающий, здесь все говорят по-татарски, здесь точно нет угрозы исчезновения языка. Как распространить опыт Актаныша на всю республику? А что касается лошадей, то испокон веков они всегда были с нашим народом. Лошади – это боевой дух, скорость, соперничество, один из символов нашей нации. Поэтому важно открывать клубы для детей, где они могли бы историю узнавать, впитывать в себя любовь к этому направлению, учиться кататься на лошадях. Верховая езда – очень красивый и полезный вид спорта. И если главы районов этого не понимают, если они не пытаются на местах пропагандировать верховую езду или, например, борьбу куреш, то это очень странно, я считаю, для Татарстана. Куреш – национальное богатство, которое из глубины веков идет, и я убежден, что в каждом районе должны быть свои молодежные команды по этому виду спорта. Борьба на поясах приучает молодежь к выдержке, силе духа, умению побеждать, упорству, и, самое главное, к уважению своей нации. И Сабантуи, где бы они ни проходили, станут еще ярче и интереснее, если в них будут показывать мастерство борцы из разных регионов.

Другой школьник, с которым мы общались, – Марат Исмагилов мечтает стать ученым. Он недоумевает, почему татар узнают преимущественно по тюбетейкам и по чак-чаку, а не по множеству легендарных личностей. Марат в энциклопедии увидел, как много среди татар известных физиков, химиков, композиторов, художников, и гордится этим. Он мечтает стать лауреатом Нобелевской премии и отдать полученные средства на благотворительность в детские дома. Кстати, детских домов в Татарстане немало, что очень грустно, ведь их нет, например, в Чечне, Грузии, Армении. Это тоже повод задуматься.

Во время встречи со школьниками мы пообщались и с десятиклассником Виктором Зеленковым, у которого мама чувашка, папа – крещеный татарин. Дома они говорят на татарском языке, и во время общения с друзьями – крещеными татарами говорят по-татарски, причем не стесняются делать это громко, уверенно, с радостью. Поэтому они не понимают татар, которые стесняются говорить на своем родном языке.

Ученик девятого класса Айрат Давлетшин мечтает стать врачом и лечить людей от тяжелых заболеваний – онкологии, болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона. Он тоже недоумевает, почему так мало пишут о татарах-врачах, ведь среди них – профессионалы с уникальными методами работы. Например, в Тюмени высококлассный специалист-татарин проводит операции младенцам еще в утробе матери, чтобы искоренять наследственные заболевания, которые могут привести к инвалидности будущего малыша. Вот и Айрат хочет добиваться таких же успехов.

А его ровесник Айдар Гарифуллин мечтает учиться в строительном университете, стать профессионалом, и построить большой коттеджный поселок для татар под Москвой и под Санкт-Петербургом. Что значит татарский поселок? Это значит – он весь должен быть наполнен национальным духом, что будет проявляться и в дизайне, в архитектуре, и в оформлении комнат, в быту. А поселок – это ведь не только дома, но и вся инфраструктура, то есть детский сад, ясли, школа, магазин, салоны красоты и так далее. В каждом из этих учреждений будет татарская атмосфера, татарская речь, все специалисты будут говорить как на русском, так и на татарском языке. Представьте – нарядные бабушки на скамейках общаются, пока внуки играют на площадке, с мечети звучит азан, недалеко мальчишки пробуют свои силы в куреш. Этот поселок должен стать образцом того, как надо жить в гармонии с окружающими. О таком месте проживания мечтают многие, и если бы Айдар сумел реализовать свою мечту, он принес бы неоценимую помощь своей нации.

А школьница Римма Гумерова мечтает стать Президентом страны. И кто сказал, что это невозможно? Если есть аналитический ум, умение, стратегическое мышление, лидерские качества, склонность к языкам, – почему не идти к своей цели? В связи с этим вопрос к журналистам – где политические обозреватели – татары уровня Владимира Соловьева или Маргариты Симоньян на центральных каналах? Можно по-разному к ним относиться, но то, что они отличаются упорством, целеустремленностью, острым умом, в этом не поспоришь. Так что журналисты-татары, стремитесь к большему, добивайтесь таких же прорывных успехов, чтобы на центральных каналах поднимать важные темы, связанные с национальным самосознанием.

А вот студент нефтяного института из Уфы Ильдар говорит о том, что в Башкирии проживает миллион татар, однако, несмотря на это, в вузах нет татарских организаций, которые помогали бы объединять татар и башкир, сплачивать их. И это тоже отдельная тема для разговора, потому что именно в студенчестве, когда у ребят много энергии, сил, желания делать что-то полезное, надо направлять их в правильное русло. Уфу еще можно понять, но как понять то, что в Казани точно так же нет молодежных татарских организаций в вузах? Ведь в столице Татарстана все условия для этого созданы. Сколько там сосредоточено представителей татарской интеллигенции…Сколько в городе проводится национальных мероприятий.. Сколько структур создано для развития национального движения…При этом и в вузах, и в школах это движение практически не ведется.

Приятно хоть то, что есть среди нашей молодежи те, кто сами хотят участвовать в сохранении традиций. Например, школьник Булат мечтает исполнять на баяне татарские мелодии. Хотелось бы, чтобы те люди, у кого в чуланах, гаражах лежат старые невостребованные баяны, передавали их энтузиастам. В Актанышском районе один из таких энтузиастов стал проводить соревнования среди баянистов и собрал целый ансамбль из сорока человек. Они ездят по стране и привлекают новых поклонников в свои ряды.

Что касается сохранения татарского языка, всем надо брать пример с Павла Шмакова, руководителя школы «СОлНЦе» в Казани. Не татарин, он сделал все возможное для того, чтобы в его школе татарский язык изучали дети всех национальностей. Он сколько раз судился за это законное право! Проигрывал, но продолжал судиться, обращаясь в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). Школа СОлНЦе известна в Татарстане последовательной позицией в защите татарского языка. Здесь собраны прекрасные педагогические кадры, само учреждение всегда находится в топе лучших школ республики. Более того, здесь проводятся прекрасные концерты, когда дети разных национальностей исполняют татарские песни. В этой школе прививают детям любовь к родине, уважение к окружающим, доброе отношение к природе. К примеру, две девочки как-то сходили в лес, набрали желудей, принесли их в школу и всем раздали. В итоге все вместе (педагоги, дети) посадили дубовую аллею в парке и в лесу, и ухаживают за ними. Разве это не прекрасно? Это тоже элемент духовности.

А еще хочу привести в пример школу № 36 в Нижнекамске. И здесь учатся очень позитивные ребята, которые стремятся приносить пользу окружающим. Школа является организатором табеевского движения, то есть ученики придерживаются определенных моральных и нравственных принципов. Это касается и стремления добиваться успехов в учебе, спорте, творчестве, выбранной профессии. Рустэма Фаизовича Ямалеева, лидера Национального конгресса татар, торжественно приняли в ряды табеевцев, и в ближайшем будущем табеевское движение, не сомневаемся, будет развиваться активно и в других школах Татарстана, а также, по признанию Рустэма Ямалеева, и в вузах Москвы. А непосредственно в школе № 36 Нижнекамска при поддержке Национального конгресса татар открывается музей Фикрята Ахмеджановича Табеева.

Так что не все так плохо. Многим важно перенимать положительный опыт, применять лучшие методики, быть на передовой борьбы с равнодушием, необходимостью поднятия национального духа. Коллеги, никто за нас не сделает того, что должны делать мы, если хотим видеть свой народ процветающим, уверенным в своем будущем, если хотим видеть наших детей, которые с гордостью будут говорить: «мы татары», для этого надо работать, работать и еще раз работать.

На правах рекламы

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость