5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Вагнер Карвальо: сочетание харизмы с виртуозностью

9 сентября 2022

В последнее десятилетие Театр оперы и балета имени М.Джалиля пережил период взлёта сразу целой плеяды танцовщиков мирового уровня. Среди них – Аманда Гомес, Кристина Андреева, Олег Ивенко, Алессандро Каггеджи, Таис Диоженес, Александра Елагина и Вагнер Карвальо. В числе ярких лидирующих солистов с мягким прыжком и динамичным вращением, умеющим переключаться с трепетных «Щелкунчика» и «Лебединого озера» на импульсивного «Корсара» и строгую «Золотую Орду», выделяется премьер театра Вагнер Карвальо. Тонкий артист, умеющий слушать, он не боится менять себя, ежедневно в репетиционном зале подолгу стремится к совершенству, универсальности, всегда открыт к эксперименту.

У Карвальо весьма редкое и уникальное сочетание харизматичности с виртуозностью. Сегодня в его репертуаре все легендарные балетные принцы. В хозяине базара Ланкедеме в «Корсаре» мгновенно ощутимы магнетизм и темперамент Вагнера – ему дан талант фокусировать зрительское внимание на себе. Обладатель безукоризненной фигуры, точеных ног, ироничной улыбки, Карвальо воплощает современный тип танцовщика – высокий, смелый, расчетливый в движениях, одинаково свободный в классике и современной хореографии.

Отметим, что артист успешно окончил Школу Большого театра в Бразилии. Уже во время обучения исполнял партии Базиля в «Дон-Кихоте», Принца в «Щелкунчике», Графа Альберта в «Жизели» и другие. Он умеет ставить себе амбициозные цели и благодаря этому дважды «засветился» в великолепном дуэте с Амандой Гомес в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура» в 2016 и 2018 году, стал лауреатом третьей премии Международного конкурса «Арабеск» в 2016 году, обладателем специального приза имени Е.Максимовой и В.Васильева в паре с Таис Диоженес, а в июне 2022 года на XIV Международном конкурсе в честь 95-летия народного артиста СССР Юрия Григоровича. Вагнер Карвальо стал абсолютным победителем в номинации «Мужчины, дуэт». Мощный прыжок, стремительность, фактурность, вихрь пируэтов и невероятная жизненная энергия позволили ему подняться в театре оперы и балета имени М.Джалиля до вершин иерархии: Принц в «Щелкунчике», Былтыр в «Шурале», Дезире в «Спящей красавице», Ланкедем в «Корсаре», Ромео в «Ромео и Джульетте», Актеон в «Эсмеральде», Принц в «Белоснежке и семь гномов», Нурадин в «Золотой Орде» и другие.

Личность артиста почти всегда представляет собой сложный конгломерат противоречивых психологических и этических качеств. Чтобы проявить свое дарование, артист неизменно должен поддерживать и укреплять связи со всем театральным коллективом. Самый выдающийся талант нуждается на сцене в партнере, а в большинстве случаев – и в многоликом ансамбле. Взаимовыручка, взаимопомощь – повседневные черты закулисного быта, если коллектив театра здоров, если чувствует свою ответственность перед тысячами зрителей. Но зрители всегда ищут и выделяют того, кто отмечен искрой таланта выдающегося, неповторимого, ищут любимца, ему они дарят наиболее пышные цветы и наиболее щедрые аплодисменты. Для артиста начинается испытание славой. Вагнер прекрасно прошел этот «экзамен жизни».

Завещание К.С.Станиславского «любить искусство в себе, а не себя в искусстве» требует высокой культуры, богатства духовных побуждений, подлинной интеллигентности. Карвальо прекрасно усвоил, что в российском балете чем больше талант, тем выше требовательность к нему, тем больше от него ждут.

Вагнер Карвальо стремится к совершенству не только в сфере глубокого постижения секретов профессионального мастерства. Он жадно тянется ко всем краскам бытия, чуток к новому, жаждет познания. Если брать хореографическую индивидуальность в ее сложном комплексе, то законы отражения внешнего мира через внутренний мир артиста действуют с удивительной последовательностью. Это и определяет неповторимость большого таланта. И каждый балетмейстер обязательно корректирует свой замысел с учетом характерных черт артистической индивидуальности, помня слова Федора Ивановича Шаляпина о том, что «жест есть не движение тела, а движение души». Именно тогда танец сливается с музыкой и становится ее зримым эквивалентом.

Актерски темпераментный танцовщик, Вагнер Карвальо всегда разный в разных партиях, умело выстраивает диалог с партнершей, вызывая ответные чувства. Его мастерство, стилистическую точность и по-настоящему премьерский танец отмечают профессионалы. Карвальо умеет создавать танцевальный праздник на сцене, задействуя не только богатую режиссерскую фантазию, но и весь арсенал художественных средств.

Когда-то великий Мариус Петипа идеалом хореографического спектакля считал многоактный балет, действие которого разворачивалось постепенно в череде пантомимных и танцевальных сцен. Типовая структура таких балетов позволяла оттачивать и совершенствовать танцевальные формы. Притом мастер был достаточно гибок: внутри канонической схемы развертывались драматические или комедийные ситуации, разноликие характеры, игра интересов, борьба страстей.

В «Дон-Кихоте» на музыку Л.Минкуса все настолько насыщено характерными танцами, что уходит драматическая напряженность, весь зал следит за солнечной стихией отношений Базиля и Китри. В «Спящей красавице» Петипа и Чайковский предоставили танцу ведущее место на сцене. Здесь Принц Дезире (Вагнер Карвальо) наиболее полно выразил эстетическую программу Петипа, дальнейшие находки возникали на пути симфонизации танца.

Артист постепенно понимал, что страна балета – по преимуществу страна чувств. Поколениями отточенная, строго выверенная система классического танца из века в век призвана выражать борьбу и цветение чувств. Как правило – лирических, воплощающих любовь к женщине, земной или небесной. И тут Вагнер, в самом деле, безусловно, искал свое, пробиваясь к подвижническому пониманию любви.

Творчество неотделимо от повседневности, и личность танцовщика – художника складывается в зависимости от случайностей и поворотов жизни. Педагоги берегли в юном танцоре индивидуальность, давали свободу, учили тонкостям классического танца. По словам педагогов театра оперы и балета имени М.Джалиля, Вагнер Карвальо вынослив, его всегда выручает воля, а с ней – врожденная способность уважать труд других. Он внимательно изучает академическое наследие российских хореографов – М.Петипа, М.Фокина, К.Голейзовского, А. Горского, Л.Якобсона, П.Гусева, Ю.Григоровича, В.Яковлева и этот процесс доставляет ему творческую радость. Поистине, как писал Борис Асафьев, он плывет «по розовому морю надежд» из детства в большую яркую жизнь….

А еще Вагнер Карвальо обожает слова Игоря Стравинского: «Я люблю балет и заинтересован в нем больше, чем в чем бы то ни было другом. Потому что балет – это единственная форма сценического искусства, которая ставит в краеугольный камень задачи красоты и ничего более». В любом спектакле артист находит свой драйв, принимает вызов судьбы, потому что балет – это ответственность, адреналин и железные нервы. Более того, не каждый молодой человек может похвастаться, что работает в окружении прекрасных и талантливых женщин, прошедших когда-то строгий кастинг. С ними Вагнеру уютно на сцене.

Карвальо сменил страну, дом, окружение, образ жизни, чтобы работать и остаться в пространстве классического танца. «Балет – это азарт,  – говорит артист, – я всегда хочу знать, на что способно мое тело. Это маленькая победа каждый день, даже если ты провел его в репетиционном зале».

Вагнер все доводит до совершенства, улавливая капризную нюансировку каждой партии, текучесть контуров танца, его мерцающие светотени.

Мужчине в балете нужно много двигаться, прыгать, крутиться. Но техника – это далеко не все. Тело – только инструмент. В балете надо играть роль. «Самое сложное для меня, – говорит танцовщик, – быть артистом на сцене, потому что всегда нацелен на то, чтобы совершенствоваться. Даже если кажется, что я делаю что-то хорошо, педагог убеждает, что надо еще лучше».

Поэтому выход на сцену для актера – огромное удовольствие. Поистине феномен балета словами не объяснить, потому что зритель должен прийти в театр и увидеть, что это действительно круто и фантастически красиво. Добавим, что когда танцовщик на сцене делает что-то неординарное, трудные элементы на грани человеческих возможностей – это очаровывает сразу и навсегда, потому что, как писал в свое время Константин Сергеев, Мысль и Движение – два вечных слагаемых балетного спектакля.

У нашего премьера Вагнера Карвальо очень хорошие перспективы на будущее. Он аскетически предан танцу, способен жертвовать многим, чтобы достичь новых высот. Он – танцовщик и актер не просто по роду занятий, но и по внутренней природе. Именно поэтому Карвальо и стал настоящим любимцем взыскательной казанской публики.

Марат ШАКИРЗЯНОВ

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость