5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Реальная жизнь и разрушение стереотипов: чем запомнился Казанский кинофестиваль

14 сентября 2022

Насилие в отношении женщин, религиозный экстремизм, терроризм в самых жестких его проявлениях, журналистика, которая может убить непродуманно поданной информацией, вымирание деревень, неизлечимая болезнь близкого человека – каждый фильм Казанского международного кинофестиваля мусульманского кино в этом году насыщен трагедиями, страданиями, отчаянием. Попытаться найти комедию в программе кинофорума (по крайней мере, в зарубежных картинах) совсем непросто. Как сказал режиссер турецкого фильма «Кофе со сливками» Олгун Оздемир, «Мне бы тоже хотелось, чтобы мой фильм завершался хэппи-эндом, чтобы зрители остались довольны счастливой концовкой. Но я хотел показать реальную жизнь, а не сказки, мы все живем в мире, в котором много опасностей. И не надо закрывать глаза на них, наоборот, надо показывать, рассказывать, чтобы все видели и принимали правду, а не жили иллюзиями». Именно такую жестокую правду и порой разрушение стереотипов получали зрители прошедшего кинофестиваля.

Казанский международный фестиваль мусульманского кино проводится в столице Татарстана уже 18-ый раз. Много воды утекло с тех, как когда-то, в далеком 2005 году, торжественно открылся в Казани первый кинофестиваль, в то время называвшийся «Золотой минбар». Он сразу привлек большое количество зрителей, тем более что  в первые годы приезжали гости мирового уровня – Катрин Денев, Изабель Аджани, Орнелла Мути, Эдриан Броуди и Марк Дакаскос. Но в последнее время в связи с политическими и экономическими обстоятельствами количество звезд заметно поубавилось, как и количество московских журналистов. Но, как бы ни менялось это масштабное мероприятие, польза от него была и есть, в первую очередь,  для местных режиссеров, сценаристов и актеров. Ведь кинофорум открывает перспективы для развития местного кино, дает возможность напрямую общаться с зарубежными коллегами, заключать контракты, вести переговоры о копродукции. Не случайно в последние годы фильмы казанских режиссеров представляют на разных международных фестивалях (в Турции, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Швейцарии, Германии, Италии, Индии, Бангладеш, Индонезии). Причем многие картины получают престижные награды. И факт остается фактом: с каждым годом увеличивается производство татарстанских фильмов, в том числе игровых полнометражных картин.

В этом году одна из документальных лент во внеконкурсной программе была посвящена юбилею главного режиссера старейшего национального театра страны – Татарского государственного академического театра им. Г.Камала Фарида Бикчантаева, который поставил более 50 спектаклей в разных театрах. Фильм назывался «Фарид Бикчантаев. В поисках свободы». В рамках показа директор театра Ильфир Якупов объяснил, почему фильм снят на русском языке. Специально для реализации этого проекта приглашались специалисты с телеканала «Культура», которые со стороны могли увидеть и оценить масштаб театра и деятельность главного режиссера. «Фарид Рафкатович достаточно закрытый человек, но мы обязаны сохранять историю старейшего татарского театра, - рассказывает директор театра Ильфир Якупов, - Фарид Рафкатович относится к  прославленной театральной династии, сам выдающийся режиссер, поэтому этот фильм был очень важен для нас. И мы целенаправленно сняли его на русском языке, чтобы  можно было его показывать в других российских регионах». Кстати, в качестве режиссера специально пригласили известного специалиста, режиссера документальных и научно-популярных телефильмов Андрея Кияница.

Еще один интересный документальный фильм от Татарстана представил Амир Галиаскаров во внеконкурсной программе «Тюркский мир» под названием «Самая большая татарская деревня в мире». Познавательная и любопытная картина, показывающая будни и праздники жителей села Средняя Елюзань в Пензенской области - самого большого татарского сельского населенного пункта в мире. Интересно было посмотреть, чем живут, чем дышат (какими заботами и надеждами) жители этого села и как им удается удерживать молодежь, создавая для них рабочие места и инфраструктуру.

А фильм – открытие фестиваля «Ибн-Фадлан» продюсера и режиссера Айназа Мухаметзянова, посвященный 1100-летию принятия ислама народами Волжской Булгарии, вызвал небывалый ажиотаж. По словам режиссера, это связано с потребностью татарстанского зрителя в историческом кино религиозной направленности. Заказчиком картины стал «Хузур ТВ», это и правообладатель фильма. Создатели картины надеются, что после просмотра картины зрители возьмут в руки исторические книги, почитают их и откроют для себя много нового и полезного для себя.

Зарубежные картины, повторимся, оказались далеко не столь позитивными, как татарстанские. И наши зрители не стеснялись спрашивать об этом режиссеров либо актеров, выходивших на сцену после показов. В иранском фильме «Когда луна была полной» очень драматично показана судьба молодой девушки, вышедшей замуж за человека, брат которого оказался лидером террористической организации и периодически устраивал теракты. При этом он был глубоко убежден в своей правоте и учил последователей тому, что только таков истинный путь настоящего верующего. В результате девушка погибла,  а ее муж, который постоянно клялся ей в любви, ничего не смог сделать ради ее спасения. Идея фильма такова – религиозный экстремизм слишком опасен, настолько опасен, что победить его не смогут ни любовь, ни какие-то другие светлые чувства. Кстати, эта картина была показана в рамках программы «День иранского кино», во время которой зрители спросили у режиссера картины (женщины) «Когда луна была полной» Наргис Абьяр о том, много ли женщин-режиссеров в Иране. Удивительно, но в этой мусульманской стране, как выяснилось, активно занимаются кинопроизводством женщины, например, в игровом полнометражном кино их 12. А тех, кто снимает документальное кино, еще больше.

Во время кинофестиваля происходило и в некоторой степени разрушение мифов. К примеру, в азербайджанской документальной ленте «Где ваш дом»  (о том, как во время  пандемии волонтеры раздавали продукты людям из бедных районов Баку) татарстанцы искренне удивились тому, что в нефтяной столице Азербайджана есть трущобы. И не упустили возможность спросить об этом у режиссера Элвина Аширова, на что тот ответил, что бедные районы есть везде, в любом, даже самом богатом городе.

Важная часть кинофестиваля, помимо показов и мастер-классов, – встречи с приглашенными кинодеятелями, только вот, к сожалению, не все из заявленных встреч состоялись. Турецкий актер Нуман Чакыр не доехал до Казани, и хотя он прислал теплое видеообращение о том, как любит татарстанского зрителя, но это не сгладило ощущения некоторого разочарования. Также должна была пройти творческая встреча с Олесей Судзиловской, но на практике актриса смогла выделить на это мероприятие всего 15 минут, после чего заторопилась в аэропорт. Были некоторые «накладки» и с показами, к примеру, сразу два фильма отменили по техническим причинам, и это было очень обидно, поскольку один из двух отмененных фильмов «Утонувшие в священных водах» (Иран, Афганистан) обещал быть очень интересным и захватывающим. Тем более что картина была успешно представлена на значимых международных фестивалях. К сожалению, организационные недочеты  повторяются на Казанском кинофестивале из года в год, видимо, невозможно предусмотреть все настолько идеально, чтобы мероприятие проходило как четко отлаженный механизм. Понятно, что этот механизм - живой организм, поэтому в любой момент может что-то случиться, но очень хочется верить, что в организационном плане кинофестиваль будет стремиться к совершенству.

Справедливости ради отметим, что многих порадовала встреча  с советским и российским кинорежиссером, сценаристом, актером, Народным артистом РФ Владимиром Хотиненко, который убежден в том, что человек с течением времени не меняется, меняется только «антураж» вокруг него.

 - Когда я снимал фильм «Мусульманин», - рассказывает Владимир Хотиненко, - разумеется, я понимал, что надо очень ответственно отнестись к этому с точки зрения погружения в атмосферу ислама. К примеру, нельзя было допустить, чтобы актер просто делал какие-то движения, инсценируя чтение намаза, нет, зрители нам тогда ни за что бы не поверили. Так что подготовка к съемкам у нас была очень серьезная. Мы вместе с исполнителем главной роли Женей Мироновым поехали  в Московскую Соборную мечеть и лично встретились там с Равилем Гайнутдином. Женя очень волновался перед этой встречей, хотя получил благословение батюшки. И когда Равиль Гайнутдин спросил его: «а вы верующий?», тот честно признался в том, что крещеный. И получил потрясающий ответ: «Тогда вы на пути к вере». Мы получили в подарок молельный коврик, который потом использовали в съемках. Не поверите, Женя не менее месяца ходил в мечеть, читал намаз наравне со всеми мусульманами, то есть он пропустил через себя, через свое сердце дух, атмосферу ислама, только поэтому фильм получился именно таким, каким и планировалось. Вообще, в таких важных и ответственных темах режиссерам очень важно иметь при съемках консультанта, я в этом убежден, потому что из-за неправильной «подачи» темы могут возникнуть непредвиденные последствия и даже конфликты. Это вопрос внутренней культуры и личной ответственности режиссера.

Хотелось бы верить, что данной точкой зрения руководствуются и молодые режиссеры, которые только-только начинают свой профессиональный путь. И прощаемся с кинофестивалем до следующего года, который, будем надеяться, подарит как можно больше положительных эмоций и как можно меньше организационных «накладок».

 

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость