16 (971) в продаже с 30 апреля 16+

Героиня плаща и шпаги

16 января 2009

Многие, наверно, помнят сказку еще советского детства «Новогодние приключения Маши и Вити». В эти праздничные выходные этот изумительно красивый фильм, теплый и добрый, показывали по каналу «Культура» снова. Но речь пойдет не об этом фильме, а об актрисе, сыгравшей в нем роль Бабы Яги. Помните: «Я мальчиков и девочек очень люблю…»? Валентина Кособуцкая в предновогодние дни порадовала Казань своим приездом.

В конце декабря  в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М. Джалиля  проходил Новогодний бал в Опере «The Night of Bel Canto» с участием звезд оперной сцены. На этом балу пела, танцевала и Валентина Кособуцкая. Какое же отношение имеет актриса кино к опере? – спросит читатель. Все дело в том, что Валентина – необыкновенно талантливый человек, одинаково профессионально и безупречно у нее получаются роли как в театре, так и в кино. Единственно грустная нотка в творческой карьере – кинематограф снимал ее не так часто, как хотелось бы зрителю, как того заслуживает щедро данный богом актерский дар этого человека. Плюс к своему таланту она обладает прекрасными внешними данными, которым позавидовала бы любая женщина, – ясные, цвета неба, голубые глаза, льняные длинные волосы до пояса, высокая, статная фигура. Вот уже на протяжении многих лет Валентина Кособуцкая является неповторимой, яркой актрисой Театра музыкальной комедии.

- Валентина, расскажите, как начинался ваш творческий путь. Мир театра и кино заворожил с первого взгляда?

- Да, примерно все так и произошло. Кинематограф влек меня всегда. Мое обожание кино началось еще в детстве, будучи взрослее, я не пропускала ни одного фильма, который шел в нашем кинотеатре. В школе же всегда участвовала в каких-то мероприятиях, капустниках, занималась в кукольном театре, драматическом кружке, пела в хоре. Затем была неудачная попытка поступления в театральный институт. И я устроилась работать. Работала секретарем, и мне казалось, что я и не работаю вовсе, а играю роль секретаря. А по вечерам занималась в студии оперетты во Дворце культуры имени Ленсовета, куда пошла в надежде, что подучусь танцевать, попою - и это мне поможет при поступлении на будущий год. Так и получилось. Училась и заканчивала я драматический факультет. На дипломном спектакле «Тартюф», в котором я играла Эльмиру, присутствовал художественный руководитель Театра музыкальной комедии Владимир Воробьев. По окончании спектакля Владимир Егорович подошел ко мне: «Валечка, я хочу пригласить вас в театр, но в настоящий момент нет свободных ставок. Давайте начнем с хора. А потом я вас переведу...» Я подумала: «Как же так? Ведь у меня даже в дипломе будет написано: артистка театра и кино, и вдруг - хор?! Нет, поеду-ка я лучше в Псков!» Туда меня тоже приглашали. В Псковском театре имени Пушкина все складывалось удачно. Уже второй моей ролью была Розалинда в спектакле «Как вам это нравится» по Шекспиру. А через полгода Воробьев прислал телеграмму: «Появилась вакансия, приезжайте». Отпускать меня не хотели, но и удержать было невозможно! Так я оказалась в Театре музыкальной комедии.

Мои родители всегда с уважением относились к моему выбору, во всем мне помогали и поддерживали. И потом я была целеустремленной в своем выбранном пути, им даже в голову не приходило сомневаться в правильности моего выбора.

- Кто были ваши учителя?

- О, мне очень повезло с учителями. Руководителем нашего курса был замечательный педагог, профессор Леонид Федорович Макарьев. Еще я очень благодарна Владимиру Викторовичу Петрову, этот человек научил меня правильно читать басню, и я на всю жизнь усвоила урок: басню не надо читать по ролям, а так, как будто это какой-то рассказ, когда ты даешь характеристику отдельным персонажам. А преподаватель зарубежной литературы Лев Иосифович Гетельман рассказывал нам предмет так, как будто сажал нас на каравеллу и отправлял в какую-то далекую страну. Так что любовь к литературе осталась на всю жизнь.

В общем, я считаю, что в этом отношении мы были счастливым поколением – в то время театральный институт был богат настоящими педагогами. Это образованнейшие люди, испытавшие на своей шкуре все трудности и радости актерской профессии. Сейчас многое изменилось. Я сама преподаю в консерватории, и я в ужасе, во-первых, от того, что студент пошел совершенно недисциплинированный. Есть один костяк, который посещает занятия постоянно, другие разъезжают по гастролям, концертам. Мы, к тому же, очень дорожили педагогами, была четкая дисциплина, чтобы куда-нибудь уйти с занятий – это было непозволительно.

- Как вы думаете, откуда идет эта разболтанность?

- Я могу их понять, но только процентов на тридцать. Сейчас для молодежи жизнь сложна, только учиться, если тебе никто не помогает, трудно, стипендии ведь не такие большие. Есть и такая категория студентов, которые считают, что мой предмет им не нужен, что для них главное - вокал. Но когда доходит до дела! Ведь на сцене нужно уметь не только петь, а делать роль, говорить, танцевать. В результате же такого однобокого отношения и получается, что даже при пении у оперного актера ни одного слова не разберешь – это ужасно.

- Реально ли приобщить молодое поколение к оперному искусству, или для этого нужно особое воспитание? И посещает ли молодежь театры?

- Я бываю в театрах, и оперу молодежь слушает, почему нет. Но дело вот в чем. Чтобы слушать оперу – нужна некая подготовка. У одного это природой данное тонкое чутье, или правильное воспитание в семье, другого надо подготовить, заинтересовать искусством. Вот некоторые говорят, что, мол, опера - это скучно, а, между тем, они никогда и не были в опере, и просто не понимают, о чем говорят. Чтобы исключить такие ситуации, я считаю, в школе должен создаваться этот культурный пласт, человека должны немножечко к искусству подготовить. Тогда потребность к высокому формировалась бы с детства.

- Какая из сыгранных вами ролей, вы считаете, наиболее полно отражает вашу сущность, ваш внутренний образ?

- Трудно сказать. Я являюсь характерной актрисой. Образы люблю создавать и допридумывать сама, исходя из данного материала. Так бывает всегда - в результате актерской фантазии к персонажу приклеиваются какие-то черты, что-то из своего я, а что-то из собственного жизненного опыта.

- А как же роль Беатриче в «Труффальдино из Бергамо»? Фильм пользуется особой популярностью у зрителя на протяжении вот уже многих лет.

- О, это моя единственная романтическая роль! Очень интересная работа, я тогда была молода и полна энергии. Я смогла реализовать в этом фильме все то, чему меня учили, пригодились и уроки фехтования. У нас был замечательный состав – Костя Райкин, Наталья Гундарева и великолепный режиссер - Владимир Воробьев. Сама идея, актеры, прекрасная музыка – сочетание всего этого и дало такой прекрасный результат. Фильм получился если не сказать на все, то на долгие времена. К тому же это костюмная картина, это герои прошлого века - герои плаща и шпаги. Почему этот фильм любим, и он продолжает нравиться спустя столько времени? Потому что это - романтика. А в каждом из нас присутствует тяга к романтике, хочется уйти от этого серого неба, домов…

- Где актриса имеет больше возможностей раскрыть себя – в кино или на сцене?

- Кино и театр - это два совершенно разных искусства. Кто-то из актеров лучше чувствует себя в кадре, кто-то на сцене. Однако люди, которые снимаются только в кино, не имеют той практики театралов, и наоборот. Актер театра может сделать такое размашистое движение, которого для кино будет слишком много. Режиссер скажет: нет, только глаза, только взгляд.

- В прошлом году вам была вручена премия «Золотая маска». Считаете ли вы ее оценкой вашего творчества?

- Премию в номинации «Лучшая роль в мюзикле и оперетте» мне дали за роль в спектакле «Лилли». В нем моя героиня – затюканная сестрой старая дева – влюбляется в отца молодой Лилли. Эта любовь раскрывает ее как женщину. «Золотая маска» - это высшая театральная награда. Признаться честно, событие стало для меня полной неожиданностью. Но как мне кажется, эту премию дают не столько за какую-то конкретную роль, сколько за весь пройденный актером творческий путь.

- Считаете ли вы, что полностью реализовали себя и свой талант в искусстве?

- Нет, я считаю, что могу играть больше. Причем жанр здесь не имеет такого значения, я никогда не ждала конкретной роли, не мечтала сыграть Джульетту, например. Происходит это потому, что я считаю – многие роли мне по плечу. Что графиня, что придворная служанка – я знаю, как двигается та и другая, какие у них манеры, характерные движения. Я мечтаю лишь, чтобы у меня была работа.

- Вы много работаете в театре, занимаетесь преподавательской деятельностью. Откуда берете силы и черпаете вдохновение?

- Конечно, общение с друзьями и близкими - незаменимая пилюля от усталости и хандры. Но есть еще больший энергетический источник – это живая природа. Она никогда не дает негатива – пасмурно ли, дождливо, буря ли – как бы то ни было, все питает человека эмоционально. Только, к сожалению, сам человек относится к природе не так, как полагается.

- Вы приезжаете в Казань не первый раз. Наш город вдохновляет?

- Да, я обожаю Казань. Здесь у вас не так суетно, как в Петербурге, просторно, и люди очень доброжелательные. Мне очень нравятся Кремль, церкви на центральных улицах, особенно завораживает вечерний город с его огнями.

- Спасибо, Валентина Григорьевна. Желаем Вам в Новом году творческих успехов и все новых достижений в карьере.

 НАША СПРАВКА:

Валентина Григорьевна Кособуцкая. Актриса Санкт-Петербургского Театра музыкальной комедии. В 1972 году окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. В 1973 году была принята в Театр музыкальной комедии. Тяготеет к острохарактерным, порой гротескового рисунка, ролям. Это Розмари («Как сделать карьеру»), тетя Полли в «Томе Сойере», Дуняша («Бабий бунт»), Розита («Дон Жуан в Севелье»), Беатриче - первая исполнительница в «Труффальдино», Жена и Флорентина («Ах, эти милые грешницы»), Эби («Мышьяк и старое вино»), Татьяна Федоровна («Ошибки молодости»).

Актерские работы:

1. «Новогодние приключения Маши и Вити» - 1975 (Приключения).

2. «Веселые сновидения или Смех и слезы» - 1976 (Мультфильм/Сказка).

3. «Труффальдино из Бергамо» - 1977 (Комедия).

4. «Несут меня кони» - 1996 (Драма).

ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 мая
30 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?