16 (971) в продаже с 30 апреля 16+

Школа ухудшает здоровье детей?

16 января 2009

На этой неделе состоялась итоговая коллегия Министерства образования и науки Татарстана. Поскольку наступил Год спорта и здорового образа жизни, мы решили более подробно остановиться на проблеме здоровья школьников. Так, интерес большинства присутствующих на коллегии вызвало выступление начальника отдела охраны здоровья матери и ребенка, главного педиатра Управления здравоохранения Набережных Челнов Александра Зотова.

 ПИТАНИЕ, ДВИЖЕНИЕ, СОН - И ОБУЗДАТЬ ПАТОЛОГИЮ МОЖНО

В частности, Александр Николаевич отметил, что за последние пять лет заболеваемость среди детей школьного возраста выросла почти на 20%. Особо отличились старшеклассники, у них показатель вырос на 30%. Но, кажется, кого этим удивишь. Мы переживаем, когда слышим, что у  человека, пока он набирается знаний в школе, в два, три, а то и в пять раз увеличивается число болезней. И делаем неутешительные выводы, что школа ухудшает здоровье. Извечный вопрос: что делать? Не сказать, что руководители бездействуют в этом направлении, а воз и ныне там.

Обуздали проблему челнинцы, откровенно говоря, удивив всех простым подходом к ее решению. «Формула здоровья детей проста: питание, движение и сон», - говорит Александр Николаевич. Этих трех составляющих и придерживаются в Набережных Челнах. Так, три года назад в Автограде все школы стали учиться с 9.00 утра. Педиатры говорят, лишний час сна для ребенка - лучшее лекарство. Далее все школы города перешли на централизованную организацию питания – межшкольный комбинат. Теперь ежедневно считаются белки, жиры, углеводы, микроэлементы. Поменялся принцип и ассортимент, к примеру, если раньше кушали только 2 - 3 вида салатов, теперь их стало около полутора десятка. Что касается двигательной активности учащихся – у челнинцев тоже есть чему поучиться. Интересным кажется опыт введения в двадцати челнинских школах дополнительных уроков физкультуры. Изюминка заключается в том, что к двум-трем существующим урокам физкультуры добавляются еще два занятия, которые проводят студенты педагогического вуза. В итоге дети получают пять занятий повышенной активности.

Каковы же результаты, спросите вы? Сегодня заболеваемость в челнинских школах стабильно уменьшается, здоровье детей значительно улучшилось, в полтора раза меньше стало случаев с нарушением осанки. К тому же такой подход позволяет убить двух зайцев сразу. Занимаясь в школах с детьми, молодые ребята изъявляют желание после окончания учебы и дальше продолжать работать в школе. Результат – парни хотят быть учителями (!). 

Но и это еще не все чудо-новинки Автограда. Так, как рассказал Александр Зотов, буквально полтора-два месяца тому назад в виде эксперимента у них в детских поликлиниках ввели такую практику: педиатр направляет ребенка не в аптеку, а в центр детского творчества. Для этого предварительно с центром было разработана программа, когда все детские заболевания, например: нарушение опорно-двигательного аппарата, сколиоз, неврология, патологии органов дыхания, были расписаны по кружкам. По утверждению Александра Николаевича, «прошло не так много времени, но уже заметно меняется не только качество здоровья, но и качество жизни детей»!

Так ли это на самом деле, и могут ли такие меры являться эффективными? С этими вопросами мы обратились к казанским специалистам. 

В КАЗАНИ ЖИВУТ ЖАВОРОНКИ, В ЧЕЛНАХ - СОВЫ?

Роза Салиховна Ахмадиева – главврач 2-й детской поликлиники Казани. Вот как она прокомментировала данный вопрос:

- Это должен быть общий подход – школы, центры внешкольной работы и поликлиники. К сожалению, я пока такой дружбы у нас не вижу. А что касается лечения болезней, к примеру, сколиоз – это чисто медицинская проблема, и этим должны заниматься профессионалы.

Что касается начала занятий с  9.00 часов утра. Люди ведь делятся на жаворонков и сов. Какая-то часть приемлет эти условия, какая-то нет. Кому-то легко будет вставать, другим сложнее. Здесь четкой градации я не вижу.  Думаю, этот вопрос стоит не так остро. Я встречаюсь с родителями, никто особо никогда не жаловался, что дети начинают рано учиться. Видимо, у нас в Казани живут большей частью жаворонки.

Третий пункт - правильно сбалансированное питание, и не только в школе, но и дома. Ведь родители тоже должны заботиться о том, чтобы ребенка накормить полноценным завтраком и горячим ужином. К сожалению, эти условия выполняют, может, около 30% семей. У остальных рацион все больше закусочного плана, без горячего. 

Активность тоже важна. Но ей сегодня сильно препятствует компьютеризация, дети очень много времени проводят за компьютером и телевизором. Двигательной активности почти нет. В республике этот год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни, что является хорошим поводом, желательно бы родителям обратить внимание на организацию семейного отдыха, хотя бы по выходным совершать лыжные прогулки, ходить в бассейн. Ведь возможности есть, нужно просто не лениться. Многое зависит и от семьи тоже, нельзя все списывать только на педагогов и на медиков.

БЮРОКРАТИЯ СТОИТ НА ПУТИ ЗДОРОВЬЯ

Своим мнением по поводу выступления Александра Зотова поделился с нами и директор школы № 46 Казани Шагид Хамиев.

- На мой взгляд, исключительно кружковой деятельностью поправить здоровье ребенка не является возможным. Если только использовать рекомендации медика, чтобы вовлечь ребенка в какой-либо вид деятельности, то пожалуйста. К примеру, задействовать ребенка в кружок рисования или шитья, чтобы разработалась моторика его рук. Потому что медики зачастую склонны совсем косно подходить к проблемам здоровья, и запрещают детям многое.

Начинать уроки с девяти утра - при односменной работе это вариант. Многие школы работают в две смены, передвигать время на час позже, когда и так вторая смена заканчивает поздно, – это не так удобно. Для небольших районных и сельских школ, возможно, это панацея, а в городских наполненных школах проблематично.

То, что в Челнах смогли задействовать и студентов – этому можно только поаплодировать. Это способ привлечь юношей, и вообще будущих специалистов в педагогику. Но здесь существуют и некоторые бюрократические препоны. Мы не имеем права принимать на учительскую должность человека, еще пока не имеющего полноценного диплома о педагогическом образовании. Если мы решим пойти таким путем, нужна некоторая доработка в законодательном плане. 

Что же, пока руководители будут решать, какие из вышеуказанных мер являются наиболее приемлемыми для системы образования, заботливый родитель, думаю, сделает свои выводы. Впереди выходные, а это хорошая возможность для активного отдыха всей семьей.

 ФАРИДА ГИБАДУЛЛИНА, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

12 мая
30 апреля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?