22 (977) в продаже с 18 июня 16+

«Кинематографический сеанс» на сцене ТЮЗа

26 ноября 2009

В казанском театре юного зрителя состоялась премьера спектакля «Свадьба с генералом» по пьесе Чехова. «Если вы хотите получить удовольствие от зрелища, не пытайтесь сравнить спектакль со знаменитым кинофильмом, где блистали Марецкая, Жаров, Раневская, а просто смотрите и наслаждайтесь» - предупреждают зрителей на своем сайте тюзовцы.

А как не сравнивать, подумалось перед па-радным подъездом театра в день премье-ры? Если это был фейерверк, и, прежде всего, актерской игры, где кроме упомянутых актеров именно блистали Гарин, Яншин, Мартинсон, Зоя Федорова. А Осип Абдулов в роли грека был обожаем всеми, кто посмотрел фильм не только в том 1944 году, но и много позже.

Сомнения и попытки сравнения отпали сразу, как только открылся занавес. Как ни странно, но ход, придуманный режиссером-постановщиком Владимиром Чигишевым, напрямую связан с кинематографом. Персонажи пьесы с первых же минут начинают двигаться в ритме фильмов эпохи немого кино. Звук проектора и музыка удачно дополняли эффект, на это же «работали» соответствующий грим и свет. Это длится лишь мгновения, «сеанс» заканчивается, и вот уже зритель погружается в действие чеховской пьесы, начиная с момента подготовки к свадьбе в патриархальной семье Жигаловых. Надо сказать, что подобных мгновений по ходу спектакля было несколько, и каждое было своеобразным переходом к следующей сцене, к следующей чеховской цитате.

Однако, спектакль Казанского ТЮЗа – не простое цитирование Чехова. «Свадьба с генералом» в постановке Чигишева – точное попадание в эпоху, тактичное проникновение в мир чеховских героев, в который авторы незаметно допустили и зрителей, создав у них ощущение сопричастности.

Владимир Чигишев сумел собрать воедино и нанизать на один нерв такие разные по характеру и рисунку образы чеховской пьесы, различные по динамике сцены.

Вот глава семьи Жигалов, в исполнении Александра Купцова, производит расчет с гувернанткой (Елена Синицына). Это один рисунок игры актеров и гамма чувств зрителей. Разговор Жигаловой (Надежда Кочнева) с дочерью (Мария Лазукова) – другое эмоциональное наполнение. И уж совсем иное - сцена разговора жениха с матерью невесты. Ильфат Садыков в роли Апломбова эксцентричен и занудлив, как и требуется в чеховской трактовке, но еще и пластичен, что свойственно только постановке казанского ТЮЗа.

Как и ожидалось, ликование царило в зале, когда шли сцены со Змеюкиной и Ятем. Алсу Густова, кажется, купалась в образе своей герини, а зрители неизменно купали ее в аплодисментах. Алексей Зильбер был полноправным действующим лицом в этом сценическом дуэте, «успевая» вести самостоятельную линию своего героя.

Думается, что зрители, наслаждаясь калейдоскопическим действом на сцене, не забывали еще об одном персонаже – самом генерале Ревунове-Караулове. Заявленный в первых сценах, он абсолютно по чеховским драматургическим законам «выстрелил» в конце пьесы, добавив грусти в веселое доселе действо. Вячеслав Казанцев за несколько минут, казалось, пережил со своим героем целую жизнь, передав через него всю гамму чувст, от легкой застенчивости до трагедии немолодого и не такого уж счастливого человека.

И все же спектакль, не отойдя от оригинала, заканчивается на веселой ноте. Как и водится в Казанском театре юного зрителя, публика на протяжении всего спектакля реагировала не только аплодисментами, но и радостными восклицаниями, самыми привычными из которых были крики «браво». И конечно стоя приветствовала вышедших на поклон актеров.

В целом спектакль стал достойным подарком А.П.Чехову, 150-летия со дня рождения которого отмечается в будущем году.

ВЛАДИМИР ТИЛЛЬ, «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

15 июня
10 июня

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?