Чаще всего упоминание кинофильма, театральной постановки или концертной программы вызывает у зрителя четкую ассоциацию с задействованными там актерами. А вот имя режиссера широкой публике чаще всего неизвестно. Впрочем, если некоторые кинорежиссеры все-таки мелькают на экранах, то о том, кто организует празднование Сабантуя, День Республики или Ледовое новогоднее шоу мы уж точно не задумываемся - просто наслаждаемся зрелищем. Труд человека, который придумал, выносил и воплотил в жизнь свой замысел, остается скрытым от зрительских глаз. Пожалуй, это не совсем справедливо. Итак, довольно предисловий – знакомьтесь, Нина Короева.
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Короева Нина Григорьевна - ведущий режиссер-постановщик большинства республиканских, межрегиональных, всероссийских праздников, церемоний, торжеств. С 1998 года она является главным режиссером-постановщиком и автором сценариев государственных праздников, посвященных Дню РТ и Дню города Казани. Именно Короевой поручаются представительные театрализованные концерты, церемонии, в том числе - дважды - и режиссура торжественных концертов во время инаугурации президента Татарстана М.Ш. Шаймиева. За последние годы в качестве автора, режиссера-постановщика музыкальных программ Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая, она разработала свыше 25 музыкально-тематических абонементов, осуществила постановку более 100 музыкальных представлений. Особая страница ее творчества – сотрудничество с Государственным академическим театром оперы и балета им. М.Джалиля, на сцене которого ею осуществлено семь постановок детских музыкальных новогодних сказок, 130 спектаклей. В числе последних значительных работ Нины Короевой - Форум профсоюзов Татарстана, а также проект проведения национального праздника «Сабантуй» в Международном конноспортивном комплексе Казани.
Н.Г.Короева принадлежит к редкому числу казанских режиссеров, которые приглашались для постановочной работы в Москву. Так, по приглашению ГУИН Минюста России она осуществила постановку Гала-концерта фестиваля, посвященного 123-летию создания УНИ МЮ России.
- Быть режиссером, ставить массовые праздники – это было вашей мечтой с детства?
- Вы знаете, в детстве я мечтала быть музыкантом – пианисткой. Хотела серьезно заниматься музыкой, учиться в лучшем музыкальном институте. И если бы кто-то сказал мне, двенадцати-, семнадцатилетней, что я не буду музыкантом, я бы ему просто не поверила. Кстати, могу без ложной скромности сказать, что была хорошей пианисткой и концертмейстером: вокалисты становились в очередь, чтоб я им аккомпанировала.
- Человек Вы волевой и целеустремленный, что же помешало Вам воплотить стремление в жизнь?
- Случай помешал. И я ему благодарна. Родом я из Средней Азии, закончила музыкальное училище и приехала поступать в знаменитую Гнесинску, на заочное фортепианное отделение. Получилось так, что моей соседкой по общежитию была девочка, которая поступала на театральное отделение. Мы с ней общались, я даже сходила на предэкзаменационные консультации на это отделение. Надо сказать, до того времени я была бесконечно далека от театра, но он меня увлек – в одночасье и на всю жизнь. Причем увлек настолько, что, сдавая экзамен по специальности, играя музыкальное произведение, я поняла, что мне нужно заняться в жизни совсем иным. Я встала, извинилась перед комиссией и ушла. Улетела домой. Так в моей жизни начался совершенно другой этап – неизведанный, незнакомый.
- Прокладывать новый путь – это всегда дело нелегкое…
- Вполне согласна. Поступать мне пришлось не один и даже не два раза, но в итоге я стала студенткой Института культуры в Ленинграде, начала учиться на режиссера массовых театрализованных представлений и праздников.
- Нина Григорьевна, может быть, припомните какой-нибудь интересный случай из студенческой жизни?
- Помню, рыдала, когда завалила вступительные экзамены на дневное отделение. Стою у стены и плачу. Мимо меня проходил мужчина, остановился и спросил, что случилось. Я объяснила, в чем дело, и прибавила, что буду и дальше пытаться поступать, не сдамся, может, на курсы пойду, чтоб подготовиться лучше. Тогда он мне посоветовал: «А вы поступайте на заочное отделение, а потом переведетесь на дневное». Да вы что, говорю, мне ведь не диплом нужен, мне знания нужны! Да и кто меня потом переведет на дневное? А мужчина вдруг неожиданно отвечает: «Я переведу». Выяснилось, что этот человек - декан.
- Видимо, ваше страстное желание учиться его покорило.
- Наверное, понял, какая я настырная (смеется). В первый год я училась сразу и на дневном, и на заочном отделениях. Это было, мягко говоря, сложно. И потом, многое приходилось начинать с нуля. Мои однокурсники раньше занимались в кружках, были подготовлены, а я? Мне даже просто раскрепоститься было достаточно сложно. До сих пор помню, что преподаватель сценического мастерства на занятии просил меня отойти в сторону. Как зажатого человека.
- Если честно, все это словно бы не про Вас.
- Ну, в сторону-то я отошла, однако решила для себя, что сумею измениться. Вскоре у нас был экзамен, я к нему хорошо подготовилась, читала Вознесенского. На следующий день на занятии преподаватель меня спросил: «Как твоя фамилия? Короева? Встань сюда». С этого момента началось утверждение мое в институте.
Учиться Нине Григорьевне довелось у прекрасных педагогов, лучших режиссеров массовых праздников и театрализованных представлений. Сегодня в своей работе она продолжает традиции, заложенные Б.Н. Петровым, Д.Н. Генкиным, Э.В. Вершковским, главным редактором Санкт-Петербургского Большого концертного зала «Октябрьский» И.И. Чертковой, режиссером, народным артистом СССР И.М. Тумановым. Однако мало слушать лекции выдающихся педагогов – нужно еще «вариться» в культурной среде, считает Нина Григорьевна:
- Успешность биографии любого творческого специалиста зависит от того, какую базу он получил. Могу сказать, что мне с этим повезло. В пору студенчества мы были дружны с Союзом театральных деятелей и постоянно бывали на различных конференциях. Видеть спектакли, ходить на концерты, читать сценарии – это очень важно. А еще необходимо было понять движенческую культуру, пластику, и я три года занималась в студии пластической пантомимы. Было сложно, физически тяжело, после двух-, трехчасовых занятий на некоторых тренингах мы буквально выползали.
Затраченные усилия очень скоро дали впечатляющие результаты: будучи студенткой третьего курса, Нина Короева уже уверенно командовала огромными стадионами.
- А как же Вы оказались в Казани?
- Получилось так, что меня в числе лучших студентов послали «поднимать» вузы. На мою долю выпал Казанский институт культуры. Я никого здесь не знала, так что опять пришлось начинать с нуля. Помимо преподавания занималась и режиссерской работой: готовила концерты, праздничные программы, работала в агиттеатре. Параллельно училась в аспирантуре. Причем задачи защититься, получить степень я перед собой не ставила – куда важнее для меня было изучить всю теорию сценарного мастерства, режиссуру проведения массового праздника. А потом наступило «вдруг» - началась перестройка. И разом изменилось все – идеология, экономическая ситуация, культура и, конечно, праздники. На смену митингам, форумам, демонстрациям и манифестациям пришли театрализованные аукционы и презентации. Собственно, без дела я не сидела - работала в филармонии, например. Сейчас уже все более-менее устоялось, устроилось, а тогда немного сложновато было сориентироваться.
- Скажите, а какая форма организации праздника является приметой дня сегодняшнего?
- Главное, о чем стоит сказать, - возрождение массовой культуры. Если в 50-80-е годы массовая культура была достаточно хорошо развита, то в 90-е она потерялась, умерла. Празднование Сабантуя, Дня Республики, Дня города - больше нигде в России таких массовых мероприятий не проводится, тут мы всех опередили. Но возродить подобные празднования было непросто.
Нине Григорьевне удалось превратить празднование Дня Республики в масштабное, яркое действие. На поле выходили более пяти тысяч исполнителей, и надо было продумать палитру, сделать так, чтоб одна картина динамично сменяла другую. «Это что, Олимпиада?» - удивлялся французский посол четкой организации, размаху и масштабу проведения Сабантуя на ипподроме в этом году.
«И ОРГАНИЗАТОР, И ЗЕРКАЛО, И ТВОРЕЦ», - так Станиславский определял профессию режиссера. Нина Григорьевна добавляет, что это конгломерат, который должен включать в себя различные грани, задачи, качества личности.
- У хорошего режиссера не может быть плохих постановок - Вы с этим согласны? От чего вообще зависит то, насколько удачным будет действо?
- По моему мнению, все упирается в профессионализм. Думаю, нельзя оценивать постановку с точки зрения – понравилось-не понравилось. Удачная постановка или нет – понятие очень субъективное. Куда важнее то, умеет режиссер работать или нет. Профессионален ли он. А от неожиданности, случайности никто не может быть застрахован. И у очень хорошего режиссера могут быть постановки более или менее яркие. А вот неграмотной постановки у профессионала быть не может. Приведу пример, чтоб было понятнее. Я, наверное, жесткий режиссер, потому что никому не позволяю расслабляться, всегда говорю: мы играем в хоккей, и шайба может влететь в любой момент. Что это значит? Наша работа сложна отсутствием репетиций. Режиссер в театре может репетировать месяц или два, у нас же дай Бог, если пройдет хотя бы одна сводная репетиция. Все держится на профессионализме исполнителей разных уровней. Замысел, звук, исполнение – все в голове, и детище свое воплощенным ты видишь по сути один раз – и уже набело. Так вот, однажды меня пригласили провести программу в Саранске. Каждое утро мне звонила руководитель хора и волновалась: «Как же мы прозвучим? Сложная программа, сложная сцена…», а я ее все успокаивала. И вот настал день выступления. Перед началом я проверила готовность – вроде бы все в порядке, и мы начали концерт. Выходит хор, встает на свое место солист, ждет первого аккорда хореографическая группа, а дирижера с концертмейстером – нет! Сумасшедшие секунды, что делать? Мы, конечно, справились, я сумела сориентироваться, команда у меня профессиональная, все знают свое дело, и публика ничего не заметила, но для меня эти пять секунд заминки дорого стоили.
- А что же с руководителем хора-то случилось?
- Потом выяснилось, что она макияж поправляла. Я потом, помню, говорила ей: «Да кто его видит-то, ваш макияж, вы же все равно спиной к публике стоите…»
- Вы сказали, что в некоторых постановках задействованы тысячи исполнителей. А что делать, если артист «не тянет», а его вставляют в номер?
- Бывает и такое. Артист – король сцены, он должен вдохновлять публику. Если он не может «взять» зрителя – это не артист. Наше режиссерское дело – выстроить концерт, человеку помочь раскрыться. А артист должен повести зал за собой. Бывает, это не получается, и заменить его по каким-либо причинам нельзя. Тогда приходится артиста «прикрывать», чтоб не так были заметны шероховатости. Ведь очень многое зависит даже от того, в каком месте программы стоит тот или иной фрагмент или исполнитель. Любого актера можно «опустить», «поднять», «развить», выстроив исполнительскую линию. Кстати, и очень талантливых людей приходится направлять, подсказывать, как лучше подать себя и привлечь внимание публики.
- Кстати, это, наверное, самое сложное – суметь завладеть вниманием аудитории, наладить контакт?
- Пожалуй, да. Публика должна постоянно быть в напряжении. Знаете, как сложно, скажем, заставить детей сидеть и смотреть спектакль, суметь удержать их внимание?! Чтоб они не вертелись, не ерзали, надо менять события через каждые три минуты, держать сюжетом, яркими номерами, персонажами, музыкой. Вот сейчас идут детские музыкальные абонементы в филармонии. Идут на ура. Могу с гордостью сказать – у нас детишкам интересно.
- А какая публика самая сложная?
- Военных «повести» за собой тяжелее. Они более зажаты. Со спортсменами тоже нелегко бывает. Вроде бы все продумано и «под них» сделано – а реакция зала не всегда есть. В этом случае начинаешь накручивать исполнителей: надо, как говорится, поддать жару, бомбить зал эмоциями.
- Нина Григорьевна, Вы успешный, многого достигший в жизни человек. Мой последний вопрос – от имени желающих повторить историю вашего успеха: что помогло оказаться на высоте?
- Помогло то, что я люблю дело, которому служу. Режиссура для меня не просто любимая работа – это служение. Плюс целеустремленность, собранность, трудолюбие. Иногда мы работаем по 14 часов в день. Может, со стороны и кажется, что все просто, но чтобы написать сценарий даже простой детской музыкальной программы, нужно проделать большую работу. И потом, надо уметь убеждать, идти вперед, быть лидером, вызывать огонь на себя, брать ответственность. Знаете, меня всегда поражала биография Бетховена. Девизом его жизни были слова: «Через тернии к звездам». Что бы ни случилось, надо двигаться вперед, не сдаваться. А еще мне нравится, как говорят американцы: «Путь к успеху – успех». То есть один успех определяет следующий. Вот так и надо идти по жизни - от успеха к успеху.
БеседовалаАЛЬБИНА НУРИСЛАМОВА