МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО ВСЕГДА БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ В КАЗАНИ
Знаменитые актеры и режиссеры, черные фраки и гламурные платья - на неделю Казань стала центром культурной жизни. С 10 по 15 сентября в столице проходил 2-й Международный фестиваль мусульманского кино «Золотой Минбар». Почетные гости фестиваля: Родион Нахапетов, Борис Хмельницкий, председатель жюри кинорежиссер Вадим Абдрашитов в один голос говорили о веротерпимости и толерантности – слова, ставшие девизом фестиваля. Знаменитости жили в отеле «Сафар», из которого их в сопровождении охраны возили на показы фильмов в торгово-развлекательный комплекс «Сувар Плаза». Пока одни члены жюри давали мастер-классы в Казанском государственном университете, другие в это время угощались блюдами татарской кухни.
Иран, Турция, Казахстан, Киргизия, Египет и, конечно, Россия – вот далеко неполная география стран-участниц. Всего перед отборочной комиссией было представлено более сотни работ, из которых в конкурсе участвовало 34 фильма (13 игровых, 16 неигровых и пять анимационных), для внеконкурсных показов - 11 фильмов. Так как цель фестиваля - способствовать согласию и сотрудничеству между народами и религиями, нетрудно представить общую канву показанного кино. Красной нитью, объединяющей практически все картины, стало тяжелое положение отдельного мусульманского народа, старающегося всеми силами отстоять свободу. Как правило, на фоне войны за независимость крупным планом - история любви с вечным выбором между чувством и долгом. Все это приправлено обрядами и традициями с национальным колоритом. Судите сами: «Сага о волжской Булгарии» (Татарстан) повествует о том, как на булгарскую землю пришли монголы. Оэлун, младшая дочь Чингиз-хана, влюбляется в сына булгарского эмира Булата… В основе другого фильма «Сундук предков» - любовь француженки и киргиза. Картина довольно познавательна, есть и много комедийных моментов, которые несколько сбивают серьезный настрой. А в конце зрителя ожидает хеппи-энд – любовь оказывается сильнее голоса крови. Кстати, международная творческая группа фильма получила специальный приз президента Татарстана Минтимера Шаймиева «За гуманизм в киноискусстве». Но настоящим лидером «проката» стала иранская картина «Слезы холода», признанная лучшим игровым фильмом. Его режиссер Азизолла Хамиднезаде получил также приз за лучшую режиссуру, а актриса Голшифтех Фаразани - за лучшую женскую роль. Иран уже второй год подряд становится фаворитом фестиваля. В прошлом году иранцы увезли аж четыре статуэтки.
Приз за лучший сценарий игрового фильма получили Одельша Агишев и Хуат Ахметов («Степной экспресс», Казахстан), неигрового фильма - Андрей Шелков и Равиль Бухараев («Цвета эпохи перемен», Россия). Лучшей операторской работой признана работа Дмитрия Ермакова («Сундук предков», Киргизия - Россия - Франция), а приз за лучшую мужскую работу получил Толеген Куанышев («Степной экспресс», Казахстан).
Приз «За вклад в дело исламского просвещения» получил документальный фильм «Цифровая точность в Коране» (Ихаб Мамдах Ахмад, Саудовская Аравия), а приз «За поиск новых форм в киноискусстве» - игровой фильм «Дорога в Гуантанамо» (Майкл Уинтерботтом, Великобритания). Фильм, уже получивший ранее серебряного медведя на Берлинале-2006, построен на реальной истории мусульман-британцев, оказавшихся в Афганистане в разгар американской антиталибской военной кампании. Лучшим неигровым фильмом признана кинолента «Территория Памир» (Абдул Малек Гулам, Афганистан), лучшим фильмом-репортажем - «Эльдорадо» (Ассад Таха, Катар), лучшим анимационным фильмом - «Аль-Фатиха» (Станислав Соколов, Россия).
Татарстан также представил на внеконкурсную программу фестиваля несколько документальных фильмов. Казанская студия «Сабантуй» сняла картину о нашем соотечественнике, докторе-онкологе и замечательном барде Владимире Муравьеве («Харизма Владимира Муравьева»). В рамках фестиваля все желающие могли увидеть фильм «ЦМШ – Извлекая свет» - философское кино о знаменитой музыкальной школе при Московской консерватории им. Чайковского (интервью с режиссером фильма см. в номере). Вообще, количество и качество неигрового кино, представленного на «Золотом Минбаре», позволяет надеяться, что этот жанр не уйдет с экранов. Новые технологии призваны сделать его более привлекательным для зрителя.
Церемония закрытия фестиваля состоялась в КРК «Пирамида». После того, как были вручены все статуэтки, а председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин вручил специальный приз фестиваля «За вклад в киноискусство» Вадиму Абдрашитову, пришла очередь благодарственных речей. Так, министр культуры РТ Зиля Валеева отметила высокий профессионализм участников фестиваля. «Мы уверены, что фестиваль «Золотой Минбар» уже стал, как сказал президент республики Шаймиев, «восточными Каннами», - отметила она.
В связи с этим - небольшой показательный пример. 14 сентября был назначен показ фильма «Иран - долина волков» - о самоотверженной борьбе народа с американскими захватчиками. Кино выполнено в лучших традициях боевика – повсюду оторванные части тел, море крови. То ли бесплатный просмотр, то ли присутствие в картине сцен насилия и жестокости, запрещенных в прошлом году, вызвали небывалый наплыв зрителей. Растерянная служба безопасности безуспешно пыталась сдержать толпу, участники расталкивали прессу, попкорн рассыпался во все стороны. Интересно, а на фестивале в Каннах могло произойти подобное?
ЭЛЬВИРА КИВЕЛЬ