40 (995) в продаже с 22 октября 16+

«Война» на трассах

22 февраля 2008

2007 год закончился в целом неплохо с точки зрения аварийности на дорогах Татарстана. По данным Управления ГИБДД по республике количество ДТП снизилось на 15%, меньше стало раненных на дорогах (14%), однако возросло на 2% число погибших, которое составило 769 человек. Не может успокаивать специалистов и тот факт, что в прошлом году ДТП было столько же, сколько и в 2004 году, то есть более 7700.

Среди причин высокой аварийности называют дороги, хамство водителей, несовершенство штрафных санкций и др. Однако, обращаясь вновь и вновь к итогам прошлого года, можно отметить и другую причину «войны» на трассах – низкую квалификацию наших автолюбителей. 40% (2404 ДТП) составили наезды на пешеходов, почти 37% (2200 ДТП) – столкновения, 13% (777 ДТП) пришлись на опрокидывания, плюс 304 случая (5%) - наезды на препятствия. Подавляющее число - 90% (4254) - от общего количества ДТП по вине водителей произошло из-за нарушения ПДД автолюбителями. При этом погибло 507 и ранено 6008 человек. Разбирая причины происшествий, выясняется, что на первом месте находится превышение скорости (почти треть), в 20% водители не разобрались, а попросту «забыли» правила преодоления перекрестка и, наконец, третье почетное место занимает обгон (11,5%). Во всех случаях водительское мастерство напрямую влияет на природу нарушения и, как следствие, на факт ДТП. Естественно, недостаток, а порой и отсутствие элементарных навыков вождения компенсируется наглостью и хамством, что только усугубляет вину человека, которого водителем-то можно назвать лишь по формальному признаку – наличию водительского удостоверения.

Единственного метода против этого зла, вероятно, не существует, поскольку причины лежат глубоко в сознании человека и подкреплены материальным стимулом. Увы, принцип рыночной экономики здесь процветает. Во многом в этом виноваты сами автолюбители: они откровенно предлагают заплатить за права, не понимая, что цена вопроса лежит в другой плоскости – это цена жизни и здоровья других людей, а порой их собственной и жизни их близких. 

Некоторые участники автомобильного рынка решились, если не ликвидировать, то хотя бы снять остроту аварийности на дорогах при помощи повышения мастерства водителей. В последнее время только ленивый не бросает камень обвинения  в страховые компании. Мол, в погоне за прибылью страховщики решают проблемы выплат при помощи простого, но эффективного способа – еще большого увеличения продаж. Не вдаваясь в детали принципов страхования, отметим, что причины таких обвинений имеются. Хотя сами представители страховых компаний назовут десятки причин такого поведения: низкие расценки по ОСАГО, высокая аварийность, маленькая прибыльность и прочее. Пожалуй, только в одном справедливо можно упрекнуть страховщиков – кроме рекламы и пропаганды, они действительно мало вкладывают средства в предотвращение страховых случаев.

Страховая компания «Прогресс-Гарант» решила за свой счет включиться в борьбу за грамотного и квалифицированного страхователя. Совместно с Казанской школой высшего водительского мастерства начинает реализовываться проект переподготовки водителей. Такой подарок будет предоставляться по желанию автолюбителя одному из тех, кто имеет право управлять застрахованным автомобилем по тарифу «КАСКО». Организаторы этой программы уверены, что это благотворно скажется на решении огромной общественной проблемы – уменьшения количества ДТП и, соответственно, числа жертв аварий на дорогах нашей республики. Здесь страховщики и мастера обучения небезосновательно рассчитывают на прекрасную половину человечества. Благодаря особой роли женщин в нашем обществе в данном случае решается сразу  несколько задач. Во-первых, они сами могут и, по мнению специалистов, захотят улучшить свое мастерство. Хотя по их вине, по данным сотрудника отдела пропаганды безопасности дорожного движения республиканского управления ГИБДД Руслана Хасанова, совершается лишь 6,8% ДТП. Тем более, что представительниц прекрасного пола за рулем становится все больше и больше. Во-вторых, переучиваясь, они благотворно будут влиять и на своих мужей, убеждая их в необходимости шлифовать практические навыки. Олег Шатов, директор Казанской школы высшего водительского мастерства, считает, что  мужчины слишком амбициозны, чтобы признаваться в необходимости чему-то учиться. А вот женщины, по его мнению, обязательно пойдут на переподготовку, их и так больше на курсах. Они больше думают о безопасности и не торопятся принимать скоропалительные решения на дороге. К тому же методики показывают, что даже недельные курсы понижают вероятность ДТП на 10-50%. В-третьих, поскольку в женщинах инстинкт самосохранения развит гораздо сильнее, чем у мужчин, и распространяется на всех членов семьи, благотворное влияние обязательно скажется и на подрастающем поколении. А это уже выразится не только в приобретении специальных приспособлений для транспортировки маленьких детей, но и в воспитании у будущих автолюбителей культуры вождения и поведения на дороге.

Последнее утверждение доказывают и слова Татьяны Кулагиной. Начальник юридического отдела казанской организации Всероссийского общества автолюбителей (ВОА), она не только хорошо разбирается в профильном законодательстве, но и ведет большую общественную работу. Руководитель женского автомобильного корпоративного клуба «АвтЭль» и председатель спортклуба детско-юношеской автомобильной школы считает, что давно пора соединить усилия страховых компаний и автошкол для оздоровления ситуации с аварийностью. Она считает, что переучиваться надо обязательно уже потому, что за последнее время трижды изменялось законодательство, правила и штрафные санкции. Сегодня, по ее мнению, людей на курсах, по большому счету, учат только сдавать экзамен в ГИБДД. Обладательница звания «Автоледи-2006» считает, что при помощи общественности, в частности разных подразделений ВОА, можно активно помогать властным структурам решать государственные задачи. Например, члены «АвтЭля» собираются совместно с республиканским Фондом БДД наладить пропагандистскую работу в дошкольных учреждениях. Есть задумка в организуемой при клубе автошколе сделать так, чтобы общественная организация определяла бы образовательный и организационный уровень подготовки водителей. Быть может, в этом заключается прообраз оздоровления этого специфического рынка услуг, когда он будет контролироваться саморегулируемой общественной организацией. Вероятно, тогда проблемы с недобросовестными автошколами, которые по сути лишь «реализуют корочки», а не учат людей по-настоящему, отпадут сами собой?

Считается, что страхование уменьшает материальные убытки от аварий, а знания предотвращает от действий, которые также способствуют минимизации потерь средств и здоровья. Теперь, благодаря новой инициативе, каждый водитель может воспользоваться ею и конвертировать свои навыки и деньги в безопасность для себя и других. Конечно, если ему дорога своя и чужая жизнь.

Игорь Соловьёв, специально для «ИТ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

22 октября

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?