28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Язык Шекспира и Байрона здесь изучают с первого класса

15 ноября 2013

Кажется, что атмосфера далекой чопорной Англии царит здесь даже в школьных коридорах, где на стенах можно увидеть изображения лондонского Биг-Бена, двухэтажных автобусов и знаменитой Трафальгарской площади. В будущем году одна из первых казанских школ с углубленным изучением английского языка – школа N 39 отметит свой 80-летний юбилей. За восемь десятилетий тысячи ее выпускников стали известными людьми: специалистами, руководителями, представителями творческих профессий – словом, достойными членами нашего общества. А начинался их путь в большую жизнь от этого школьного порога...

С берегов туманного Альбиона

На столе у директора школы Галины Назиповой среди многочисленных бумаг – письмо, пришедшее в Казань из Шотландии.

Уважаемая Галина Алексеевна! Меня зовут Наиль Султанович Гизатуллин, я выпускник вашей школы 1967 года. Меня перевели в 39 школу из школы N 6 в числе способных детей со всего города. Очень уж способным я себя не считал, но усердия и желания быть в числе лучших было достаточно. Немало лет прошло с тех пор, но воспоминания о школе, учителях и одноклассниках по-прежнему очень дороги. Моя учительница английского языка, добрая наставница Людмила Ивановна Шахназарова заложила во мне любовь к языкам, и вот уже в течение 42 лет я сам преподаю английский: сначала – студентам пединститута, а последние четверть века учительствую в Шотландии. Да-да, выпускник казанской 39 школы преподает исконным англичанам их родной язык! Нет предела совершенству, и стремление к достижению высот воспитала во мне моя родная школа… Спасибо ей за это!..

С уважением, доцент Гизатуллин Н. С.

Выпускник 1967 года Н.Гизаттуллин живет в Шотландии.

- Трудно выразить словами, какие чувства переполняют тебя, когда читаешь подобные письма от бывших учеников, – говорит Галина Алексеевна. – Наверное, основным является чувство гордости за нашу школу. За восемьдесят лет она не поменяла своего статуса: не стала ни гимназией, ни лицеем, как многие учебные заведения Казани, сменившие вывеску в угоду изменчивой моде. Но это ничуть не отразилось на имидже нашей школы, которая и сегодня считается одной из лучших не только в Казани, но и в республике.

- А все потому, - включается в беседу Заслуженный учитель РТ Елена Анатольевна Дроздова, - что мы чтим традиции нашей школы, которые были заложены ее основателями – теми, кто стоял у ее истоков.

Как все начиналось...

Старейшего преподавателя английского языка и истории Наилю Латыфовну Ибраеву по праву считают хранителем школьной истории. Когда-то много лет назад, переступив порог школы еще молодым специалистом, она уже с первых переняла у опытного, умудренного жизнью педагога Анны Израилевны Гроссман все сведения, что касались исторического пути школы, которая тогда еще располагалась на улице Мусы Джалиля, и там же находился школьный музей. Когда 1 сентября 1973 года школа справляла новоселье, переехав на новое место, в спешке были утеряны некоторые музейные материалы. Но благодаря живой памяти педагогов тех лет, были восстановлены все пробелы в каждом этапе истории школы.

- Первым директором школы, распахнувшей свои двери 1 сентября 1934 года, стала Вера Григорьевна Краснова. Тогда школа, в которой обучалось 600 человек, еще не была «чисто английской», здесь изучался немецкий язык, – рассказывает Наиля Ибраева. – В годы войны в здании школы был развернут госпиталь. Воспитанницы школы ухаживали за ранеными, организовывали и давали для них концерты. Позже Государственный комитет обороны отметит школу N 39 города Казани в числе других немногих школ страны, наградив ее коллектив и учащихся Почетной грамотой. К сожалению, этот уникальный по своей исторической ценности документ впоследствии был бесследно утерян.

Статус специализированной школы учебное заведение обрело уже в 1961 годы при втором директоре – Ольге Поликарповне Сорокиной. Тогда же в школе начали преподавать предметы на английском языке, в том числе и литературу. В те же годы в стенах школы начали проводить регулярные  театрализованные постановки «Сатирическое обозрение», автором и руководителем которого была преподаватель литературы Лия Павловна Страхова. Именно они принесли школе славу, которая быстро распространилась за пределами Казани.

Школьный Сатирикон

Активное участие во всех постановках принимала легенда школы – бывшая учащаяся, а ныне преподаватель Вера Владимировна Гришкан. Она и сегодня работает в школе, ее хорошо помнят многие поколения выпускников.

- Каждая такая постановка запоминалась надолго, - вспоминает заместитель директора по учебной работе Нина Силантьевна Лычагина. – Со сцены актового зала звучали песни, стихи и частушки в исполнении учеников и учителей, разыгрывались театрализованные сцены на злобу школьного дня. Авторы и исполнители постановок никогда не назывались, но, тем не менее, их знала вся школа. Очередной выпуск «Сатирического обозрения» ждали, к нему готовились, тщательно отбирая материал. Каждое выступление, каждый каскад остроумных куплетов сопровождались взрывами смеха в зале и аплодисментами.

А сколько неповторимых шуток, сколько остроумных афоризмов рождалось на сцене! Ну, вот, к примеру, помню такое высказывание - о любителях разрисовывать школьные парты: «Наскальная живопись закончилась – началась эпоха живописи «напартной»...». Со сцены смело высмеивали все недостатки, присущие школе того времени, но делалось это так, что никому не было обидно.

Наверное, и сегодня многие выпускники с улыбкой вспоминают сюжеты тех сатирических постановок, в персонажах которых каждый без труда сможет узнать себя самого.

Этапы школьного пути

В 1963 году директором был назначен Андрей Борисович Резников. Во время его руководства ввели преподавание на английском языке еще одного предмета – географии. А в 1966 году состоялся первый выпуск специализированной школы с преподаваньем ряда предметов на английском языке.

Очередной этап начался с приходом Инны Евгеньевны Петряевой в 1968 году. Творческая личность, она за сравнительно небольшой срок работы директором сумела стать организатором и вдохновителем развития детского оперного театра при школе. Руководили им учителя Модеста Михайловна Иванова и Вячеслав Анатольевич Калин.

Уроженка Эстонии Модеста Михайловна – как принято говорить, педагог от Бога, человек, который делал свою работу с душой. Она и была основным вдохновителем школьной театральной жизни. Учитель музыки Вячеслав Анатольевич Калин, которого почтительно величали не иначе как «пан Калин», с его трофейным аккордеоном и  старинным фотоаппаратом участвовал во всех торжественных школьных мероприятиях. В этом интересном человеке удивительным образом сочетались великолепное знание предмета, жизни, искусства и людей.

Неудивительно, что с такими уникальными людьми связан этап школьной истории, который можно охарактеризовать как своеобразную «эпоху театров». Ее расцвет состоялся при пятом директоре, Раисе Мухамедовне Абдрашидовой, когда был создан школьный русский драматический театр под руководством Эльвиры Давыдовны Брусиной – литератора, интеллигента до мозга костей, человека огромной души и огромного творческого потенциала.

Эпоха театров

- Литературный критик и театровед Эльвира Давыдовна Брусина несла театральную культуру детям, – продолжает свой рассказ Нина Силантьевна Лычагина. - Одна из постановок – «Про Ивана-дурака» стала прямо-таки незабываемой: необычные костюмы героев в национально-историческом стиле: из рубища, подпоясанные бечевкой, и, конечно же, великолепная игра юных актеров, которые настолько убедительно смотрелись на сцене, что впечатление от увиденного трудно было передать словами. Получился самый настоящий авангардный спектакль. Ставили также спектакли по произведениям Петра Устинова, Виктора Астафьева.

Постановкой танцев занималась бывшая балерина Тамара Васильевна Глушкина. Она же подбирала музыку к спектаклям, помогала с гримом и подбором костюмов. Кстати, многие участники школьных театральных постановок в будущем связали свою жизнь со сценой: окончили театральное училище Казани. А начинали со школьной сцены, где трудились в поте лица: по субботам и воскресениям репетировали, готовили декорации, шили костюмы. И при всем этом не забывали об учебе. Ведь главным условием участия в театральном действе была хорошая успеваемость.

Действовал в то же время в школе и английский драматический театр, руководили которым Александра Васильевна Кацюба, Марина Овсеевна Боверман. Постановки шекспировских трагедий шли на английском. И, надо отметить, что уровень их был довольно высок. Когда один из спектаклей этого театра увидели дети из английского колледжа, посетившие Казань по программе обмена, то были потрясены высоким уровнем подготовленности наших учеников.

Безусловно, в короткой газетной публикации невозможно подробно осветить всю историю необычной школы. Я думаю, что в будущем на страницах нашей газеты мы еще расскажем о ней более подробно. А пока хотелось бы сказать несколько слов о том, как живет школа N 39 сегодня.

День сегодняшний

Школа N 39 является и хранителем старых добрых школьных традиций, и вводит и развивает новые: театрализованные Пушкинские дни, работа клубов «Литературная губерния», «Красная гвоздика», проекты «Родоведение», «Формирование жизненного пути» в постоянно действующем ритме жизни школы. Развитие качества современного образования всегда в  приоритете ученического и учительского коллективов: победы в олимпиадах, научно – практических конференциях, международных, творческих спортивных состязаниях дали возможность школе быть первыми в ПНПО – 2005 году, «Лучшей школой Татарстана» - 2010 году и войти в Топ «500 Лучших школ РФ» – 2013.

Заслуживают внимания современные международные проекты.  

Еще с 1994 года школа участвует в международной программе FLEX. За этот период 34 учащихся школы стали ее финалистами, получив грант Американских советов по международному образованию, и провели учебный год в школах США.

Как рассказали мне директор и педагоги,  с 2008 года МАОУ «ШколаN 39» стала среди казанских школ первой участницей в международной программе AFS-Интеркультура. В мае 2008 года школа заключила договор с Международным Благотворительным Общественным фондом содействия развитию международных образовательных программ «Интеркультура» и вот уже в течение пяти лет работает в рамках данной волонтерской программы, основная цель которой – межкультурное обучение и глобальное образование. А также содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами и предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов - что так немаловажно в нашем неспокойном мире.

Основная цель пребывания иностранных школьников в России – изучение русского языка как иностранного, знакомство с культурными традициями и обычаями России и Татарстана методом погружения в языковую среду. За  период с 2008 года школа N 39 приняла 12 учащихся из Германии и Австрии, Италии и Хорватии, из Тайланда и Новой Зеландии, Венесуэлы и других стран мира. 

Основная работа в этом направлении ведется учителем русского языка и литературы И. В. Голосовой, которая, кстати, тоже является выпускницей 39-й школы. На начальном этапе студенты посещают занятия в начальной школе, в дальнейшем изучают историю и культуру России и Татарстана, при желании изучая дополнительно и татарский язык. Посещают музеи, совершают культурно-образовательные поездки по городам РТ и РФ.

Учащиеся нашей школы в рамках данной программы также выезжают за рубеж с целью изучения иностранного языка методом погружения в языковую и культурную среды на период учебного года. Так за последние годы учащиеся нашей школы побывали в пяти странах: в Германии, в Австрии, в Мексике, в Китае, в Италии. Участие во множестве конкурсов дает ученикам школы возможность на получение гранта на обучение в любой стране мира.

В современном мире, где с каждым днем границы становятся условными, а экономические отношения между странами – тесными, хорошее знание иностранного языка становится обязательным условием успеха в жизни. В школе N 39, где язык Шекспира и Байрона изучают уже с первого класса, осознают это вполне.

Артем СУББОТКИН

источник:

Комментарии
Гость 12:34, 15 ноября 2013
Каждая школа как маленькая страна. Свои традиции и культура. 39 школа готовит специалистов, работающих за рубежом. Приятно это осознавать. Знай наших!
Гость 15:01, 15 ноября 2013
Хочу поздравить с предстоящем юбилеем! Школа 39-самая лучшая школа!Очень скучаю, часто вспоминаю школьные годы!Спасибо!от выпускника 2009г.
Гость 15:01, 15 ноября 2013
Хочу поздравить с предстоящем юбилеем! Школа 39-самая лучшая школа!Очень скучаю, часто вспоминаю школьные годы!Спасибо!от выпускника 2009г.
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

30 июля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?