28 (983) в продаже с 30 июля 16+

Разбор полета

19 ноября 2013

Эксперты выдвигают пять версий крушения «Боинга» в Казани. Ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета, некачественное топливо, некорректная работа наземных служб и погодные условия. Каждая из этих причин могла привести к авиакатастрофе самолета Boeing 737 в Казани вечером в воскресенье, в которой погибли 50 человек. Только одна из возможных версий уже исключена - теракт, сообщил министр транспорта Максим Соколов.

Пролить свет на то, почему самолет был не готов к посадке и экипаж принял решение об уходе на второй круг, но не смог этого сделать, должны бортовые самописцы, которые фиксируют все параметры работы судна и переговоры экипажа.

Пока не ясно, начал ли самолет набирать высоту при заходе на второй круг, но уже была пройдена точка «невозврата», или, наоборот, его скорость упала. Но результатом, в любом случае, стало то, что на высоте около километра над взлетно-посадочной полосой самолет «клюнул» носом и зарылся в землю. В вертикальном положении он встретился с землей, что повлекло сильный удар и пожар на борту, подтвердили «Российской газете» в Росавиации.

Что касается погодных условий, то аэропорт позволял совершать посадку в сложных метеоусловиях. И мокрый снег, который был вечером в воскресенье, не мог стать помехой. Ветер, по данным метеосводки, был семь метров в секунду, а горизонт видимости - десять километров, сообщили в Росавиации. Получается, что каких-то особенных погодных помех для посадки не было.

Еще одной из версий стало сообщение, что самолет, взлетая из столицы, якобы уже испытывал технические проблемы. Однако доклада от пилота о неисправности не поступало.

К тому же при взлете любое воздушное судно, перевозящее пассажиров, в обязательном порядке проходит техническую проверку, как и после посадки, отметили в Росавиации. Это «РГ» подтвердил и заслуженный летчик Михаил Марков.

А что до «странной и нервной» посадки в Москве, что, по словам некоторых пассажиров, является доказательством неисправности самолета, то Марков подтвердил: практически все, кто садился вчера вечером в столице, испытывали приземную болтанку. По данными сводки метеослужб, тогда были сильные порывы ветра, которые вполне могли организовать такую «нервную» болтанку.

В любом случае Ространснадзор намерен при проверке авиакомпании «Татарстан», которой принадлежит разбившийся лайнер, посмотреть, насколько тщательно соблюдались все требования по подготовке судна к взлету, соблюдается ли режим труда и отдыха экипажем. Трудились ли пилоты сверхурочно? Максимально допустимая продолжительность работы члена экипажа не может превышать 8 часов. И версия усталости экипажа останется до тех пор, пока не будут сделаны официальные заключения экспертов.

«Даже версия об НЛО не исключается», - заметил в беседе с «РГ» Михаил Марков, отвечая на вопрос, вероятно ли, что произошел так называемый помпаж - возгорание двигателя из-за обледенения самолета при температуре от +5 до - 5 из-за плохой обработки самолета антиобледенителем. Также имеет право на жизнь и версия о неисправных механизмах крыла, при которых надо не брать штурвал для высоты, а, наоборот, опускать его вниз. Иначе эффект будет обратным.

Если же говорить о том, что надежность судна зависит от количества владельцев, то, по словам летчика, скольким компаниям принадлежал самолет - 8 или 25, не имеет значения. Он может находиться в авиакомпании два дня, а потом его переоформляют на другое юрлицо, отметил Марков. И с возрастом судна все не так «в лоб». Каждая система, агрегат имеет свой срок годности. Их меняют по необходимости. И самолет может прожить длинную жизнь, пройдя несколько капремонтов, и это не скажется отрицательно на его летной годности, подчеркнул эксперт. И попросил набраться терпения - расследование покажет, какая версия верна.

На месте катастрофы следователи смогли приступить к работе лишь в 8 утра 18 ноября, когда стало светло. То, что осталось от людей, судмедэксперты называют останками не только потому, что так принято. От 44 пассажиров и 6 членов экипажа остались маленькие обугленные фрагменты тел. Страшное зрелище. Ни родственников, ни журналистов к месту катастрофы не пустили. Как сказал министр транспорта Максим Соколов, характер катастрофы такой, что идентифицировать останки быстро не удастся. В лучшем случае пройдет неделя, в худшем - займет не один месяц.

По словам начальника Республиканского бюро судмедэкспертизы Наиля Нигматуллина, к ним на помощь прилетели коллеги из Москвы. Всего на «горячую линию» минздрава РТ позвонили 90 человек, а взять генетический материал удалось только у трех родственников.

Премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков сообщил, что родственники начали прибывать 18 ноября утром в аэропорт Бегишево (Нижнекамск), и как только Казань откроет свои воздушные ворота, они ждут еще один борт. Но большинство погибших, а это 35 человек из 50, были татарстанские.

Компенсации

Страховщики выплатят родственникам погибших в авиакатастрофе пассажиров по 2 миллиона 25 тысяч рублей. Ответственность перед пассажирами перевозчика застрахована в ОАО «СОГАЗ». Представитель страховщика заявил: компания готова в сжатые сроки осуществить выплаты.

С начала 2013 года в России действует закон об обязательном страховании ответственности перевозчиков перед пассажирами. Но компания «Татарстан», как и большинство авиакомпаний, заключила договор добровольного страхования ответственности в соответствии с Воздушным кодексом РФ. Такой договор у авиаперевозчика должен быть по международными требованиям. Лимит ответственности точно такой же - 2 миллиона рублей в случае причинения вреда здоровью и 25 тысяч на расходы по захоронению, пояснил президент Национального союза страховщиков ответственности Андрей Юрьев.

Выплаты родственникам погибших членов экипажа, как сообщили в НССО, будет осуществлять другая страховая компания - «АК БАРС Страхование» и по другим договорам. Сумма компенсации по этим договорам - 100 тысяч рублей на погибшего.

По вопросам, связанным со страховым возмещением, можно обращаться в Казанский филиал ОАО «СОГАЗ» по телефонам: (843) 222-00-49, 222-00-47, или в единый контакт-центр в Москве по номерам: (495) 780-78-80 и 8-800-333-0-888 (телефон бесплатный).

Президент Татарстана подписал указ о выделении материальной помощи родственникам погибших - по миллиону рублей.

Следствие

Вторые сутки без перерыва работают сотрудники Приволжского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ и прибывшие им в помощь специалисты из Москвы, которых привез Александр Бастрыкин.

Уголовное дело возбуждено по 263-й статье УК - нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

Как сказал корреспонденту «РГ» официальный представитель СКР Владимир Маркин, по данным следствия, самолет упал перпендикулярно земле на взлетно-посадочную полосу и взорвался.

Следователи и следователи-криминалисты СК России продолжют осмотр места происшествия, территория которого весьма обширна. Изъяты и детально изучаются видеозаписи с камер слежения аэропорта, на которых зафиксирована траектория падения судна.

Для проверки качества топлива в Москве уже изъяты его образцы.

Также следователи изымают биологические образцы для назначения геномных экспертиз с целью установления личностей погибших. Большинство из них можно опознать лишь путем сравнения ДНК. Кроме того, предстоит провести ряд других сложных экспертиз, а также допросить свидетелей и должностных лиц различного уровня.

Следователи намерены оценить своевременность, достаточность и эффективность контроля за эксплуатантом воздушного судна, полноту мер по обеспечению безопасности полетов на нем. С этой целью в авиакомпании «Татарстан» и аэропорту вылета судна уже изъята необходимая документация.

Параллельно с этим следствие ожидает отчета технической комиссии Межгосударственного авиационного комитета (МАК). Этот отчет будет внимательно изучен, приобщен к материалам дела и будет учитываться наряду со всеми другими материалами и документами.

На вопрос «РГ», когда приблизительно можно ожидать ответа на вопрос, кто виноват, в Следственном комитете заявили вот что. После завершения работы комиссии МАК следственными органами СК России будет назначена и проведена комплексная экспертиза с привлечением специалистов, в том числе представителей компании «Боинг».

И только после этого можно будет сделать окончательные выводы о причинах авиакатастрофы, а также виновности тех или иных лиц.

Утраты

Авиакатастрофа унесла жизни 50 человек. Среди них глава республиканской ФСБ Александр Антонов. Он возвращался из служебной командировки. Выпускник журфака МГУ сделал головокружительную карьеру в КГБ, а потом и ФСБ. До того как переехать на постоянное место жительства в Казань, он служил в Липецкой области, а потом в Республике Коми. Это обычная практика - утром улетать по делам из Казани в Москву, вечером- домой.

Основное число пассажиров - это так называемые деловые туристы. И лишь небольшая часть пассажиров летела в Казань к родственникам и друзьям.

Как рассказали близкие 54-летней Резеды Фазлеевой, она летела в Казань из Америки, чтобы устроить 40-дневные поминки своему мужу. Друзья встречали в аэропорту москвичку Анну Кучеру, которая хотела посмотреть Казань.

Среди погибших в авиакатастрофе в Казани семья сотрудника ВГТРК, спортивного комментатора канала «Россия 2» Романа Скворцова - жена и дочь. Тяжести произошедшему добавляет то, что предыдущая жена Романа также погибла в авиакатастрофе. По крайней мере так пишут в социальных сетях. Роман держится. Звонить ему по понятным причинам мы не стали. Но почитали его записи в «Твиттере». Вначале совсем безысходное: «У меня один вопрос: зачем теперь жить?»

Но потом силы духа стали возвращаться к Роману. Появилось фото жены и дочери со словами «Я люблю своих девчонок». И слова: «1. Я хотел бы выразить свои искренние соболезнования родным и близким погибших в казанской авиакатастрофе. 2. Я хотел бы поблагодарить всех вас: друзей, товарищей, коллег и незнакомцев за слова, которые мне помогли...»

В списке погибших - старший сын президента Татарстана. 24-летний Ирек Минниханов не был публичным человеком. Его изредка можно было встретить на крупных спортивных мероприятиях, но никогда не афишировалось, что это сын президента.

Молодой человек получил хорошее образование, учился в Швейцарии, где и познакомился со своей будущей женой - красавицей-француженкой Антонией Гишар. В августе они отпраздновали свадьбу.

Сын президента работал в банке, часто летал в Москву на деловые встречи. Обычно жена сопровождала его в командировках, но не в последней. В декабре у молодых должен появиться первенец, и пара решила не рисковать.

Когда их друзья узнали о случившимся, сразу приехали в аэропорт. Для Ирека и всех погибших в авиакатастрофе они привезли огромный букет роз. Цветы и свечи в аэропорту появились поздно ночью рядом со списком погибших. Утром их стало еще больше.

Президент Татарстана Рустам Минниханов приехал в аэропорт уже за полночь. Он не общался с прессой. Несмотря на личное горе, президент Татарстана отвечал «спасибо» на все соболезнования, которые ему выражали в «Твиттере».

Текст: Сусанна Альперина (блог автора) , Владимир Баршев ,
Светлана Брайловская , Наталья Козлова , Татьяна Шадрина

В Казань вылетела вторая группа психологов

МЧС направило в Казань дополнительную группу психологов. В ведомстве давно существует мощная психологическая служба, которую по праву признают одной из лучших в мире. Сейчас сотрудники Центра психологической помощи как никогда востребованы, потому что основная поддержка требуется как раз родственникам погибших. Но реально ли вообще утешить людей в ситуации, когда унять горе может только время? Об этом корреспонденту «РГ» рассказала начальник Центра психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу.

Чем может помочь психолог человеку, у которого погиб кто-то из близких?

Юлия Шойгу: Работа специалистов МЧС России начинается в самый острый и первый период. Это как работа «Скорой помощи», чем быстрее специалисты начнут оказывать помощь и чем лучше сделают это, тем быстрее и с наименьшими потерями человек сможет вернуться к нормальной жизни. Мы неоднократно убедились, что психологическая помощь, оказанная сразу после того, как человек попал в какую-то критическую ситуацию, может предотвратить появление психологических проблем в будущем.

В чрезвычайной ситуации психолог помогает человеку справиться с тем состоянием, в котором он находится после произошедшего. На профессиональном языке это состояние называется «острая реакция на стресс». В этом состоянии человека захлестывает целый шквал эмоций - гнев, отчаяние, злость, тоска. Эти эмоции бывают настолько сильными, что человеку сложно с ними справиться без профессиональной помощи.

Вторая задача - помочь человеку подумать о будущем. Катастрофа делит жизнь как будто на две половины - «до» и «после». У него была какая-то жизнь до этого момента, но она в одно мгновение закончилась, а что будет дальше - пока не очень понятно. Человек попадает в такое состояние «пустого настоящего». И в этой ситуации специалисты-психологи помогают человеку найти такие ресурсы, чтобы он мог справиться с тем, что с ним произошло, и выстроить свою жизнь, которая будет после. Методы, которыми наши специалисты делают это - самые разные.

При потере близких человеку сложно поверить в то, что произошло, и он первые несколько дней как будто оглушен происходящим. Задача на этом этапе - помочь ему принять то, что страшное событие уже произошло. Следующие несколько месяцев приходится учиться жить без того человека, который был близок, начинает происходить процесс, который можно назвать «работа горя». Эта работа заключается в том, что человек день за днем разрывает те ниточки, которые связывали его с погибшим человеком. И разрывание каждой такой ниточки, конечно, отзывается эмоциональным горем. Например, когда человек видит любимую чашку своего близкого, или оказывается в тех местах, где они вместе гуляли. К сожалению, «работа горя» - это такая ситуация, с которой в жизни сталкивается каждый человек, и это плата за любовь и за те близкие отношения, которые связывают людей в жизни. Важно помочь человеку не остаться в этом горе на всю жизнь.

И отдельно стоит психологическая помощь при таком сложном процессе, как опознание погибших. В этой ситуации психологи готовят человека к тому, что ему предстоит сделать.

В массовом сознании образ психолога МЧС закрепился в виде женщины, которая со скорбным выражением лица, держа кого-то за руку, пытается успокоить. Это штамп или так оно и есть? Или же у вас есть что-то еще в арсенале?

Юлия Шойгу: Разговор - это основное классическое средство работы, но это не просто разговор, а специально выстроенная беседа. Хотя, нужно заметить, что общение является одной из основных форм в работе психолога, но не единственной. Я считаю, что работа психолога в чем-то похожа на работу следователя: ты общаешься с человеком с какой-то своей конкретной жизненной ситуацией, твоя задача - в ней разобраться. Только следователь выясняет, что человек скрывает от других, а психолог, что человек прячет от самого себя. Задача психолога помочь человеку разобраться с его проблемой, дать возможность посмотреть на нее с разных сторон. Это, прежде всего, искусство слышать, слушать, понимать и правильно построить беседу. Психолог является тем инструментом, с помощью которого человек находит в себе ресурсы выстроить перспективу выхода из сложной ситуации и начинает понимать, какие процессы происходят в его психике.

А вашим подчиненным самим иногда требуется психологическая помощь?

Юлия Шойгу: Как и врачи иногда болеют, и им бывает нужна помощь коллег, так же и с психологами. А еще есть такой хороший тезис, в свое время нам рассказал об этом один профессор: «Если вы отлично знаете законы физики, то чемодан вам от этого нести не легче». Точно также, если ты психолог, то на тебя действуют все те же самые закономерности, которые действуют на любого другого человека. Наша профессия просто помогает нам понять, что с нами происходит, а знания помогают понять, что пора обращаться к профессионалу с этой проблемой.

Трудно представить более нервную работу, чем ваша. Кто готов идти на работу с такими психологическими перегрузками?

Юлия Шойгу: У нас - психологов МЧС России довольно большой коллектив - более 800 специалистов по всей стране. Это в основном женщины, кто-то работает как все - пять дней в неделю, есть подразделения, которые действуют круглосуточно. Но при этом все специалисты готовы в любой момент выехать в любую точку страны и мира, чтобы оказать помощь. Ежедневно психологи вместе со спасателями и пожарными выезжают на различные чрезвычайные ситуации местного масштаба - пожары, дорожно-транспортные происшествия, обрушения здания и другие происшествия.

Почти 15 лет назад вышел приказ МЧС России о создании центра экстренной психологической помощи, тогда еще в качестве филиала Всероссийского центра экстренной радиационной медицины. Первый состав нашего центра был весьма скромным - всего несколько специалистов-психологов. Еще до официального открытия центра обстоятельства сложились так, что мы уже начали работать. Первыми испытаниями, которые легли на плечи специалистов, только-только начинающих работать, было два трагических события, которые произошли тогда в Москве: взрывы домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Именно тогда, наверное, были заложены основные принципы нашей работы и идеи, которые живут и развиваются сейчас. Две основные задачи, которые тогда решал центр - это помощь специалистам, работающим в МЧС России, и оказание экстренной психологической помощи людям, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. Если первая задача была довольно традиционна для аналогичных психологических служб всех силовых ведомств, то вторая задача оказалась уникальной. И в тот момент не было ни способов, ни средств для того, чтобы выполнять эту работу. Именно поэтому многие наработки пришлось начинать с чистого листа. Слишком сильно отличались те способы работы, которым нас учили в университете - классические приемы консультирования, от того, что мы увидели в первой же чрезвычайной ситуации, в которой нам пришлось работать. Нет привычной комнаты для консультаций, нет достаточного количества времени для этого. Люди находятся, конечно же, совсем в другом состоянии, и им нужна совсем другая помощь. Представьте, огромное число людей, у которых произошло большое горе и им всем одновременно нужна помощь. Сначала нам даже сложно было определить и сказать, кто больше нуждается в помощи, а кто меньше.

Но постепенно мы приобретали опыт работы. Сейчас можно говорить о том, что с этой задачей наши специалисты справились. Сегодня участие психологов МЧС стало обязательным условием при ликвидации последствий каждой аварии или катастрофы, где затронуты человеческие судьбы.

В 2004 году наш Центр экстренной психологической помощи получил самостоятельный статус, и в том же году мы начали выстраивать психологическую службу МЧС России - объединять всех психологов, работающих в министерстве в единую сеть специалистов, работающих по одним и тем же правилами на одном высоком уровне. Прошло всего несколько лет и нам это удалось.

Что вы можете рассказать о тех людях, которые сейчас приходят работать к Вам в Центр и какими знаниями, навыками они должны обладать?

Юлия Шойгу: Если говорить о критериях отбора, то это, конечно, высшее психологическое образование, определенный уровень знаний, умений и навыков. Мы обращаем внимание на личностные качества,  который к нам приходит. У нас это негласно называется активной жизненной позицией - умение брать на себя ответственность. Необходима душевная способность не оставаться равнодушным в ситуациях, когда ты видишь чье-то страдание и чью-то беду. Это душевные силы и возможность находить слова, индивидуальный подход к каждому человеку, с которым мы работаем. Не бывает ни двух одинаковых историй, ни двух одинаковых людей. Очень важно сохранить в себе эту способность, не поставить работу на поток, а подходить к человеку индивидуально. Еще один критерий отбора - высокая работоспособность и большая стрессоустойчивость.

Тимофей Борисов
«Российская газета» -
Федеральный выпуск №6236 (260)

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость

30 июля

Опрос
Как Вы относитесь к повышению пенсионного возраста ?