2 (1047) в продаже с 27 января 16+

Ирек Файзуллин: «Делаем упор на инновации»

18 марта 2016

Сфера жилищно-коммунального хозяйства касается всех нас без исключения. Естественное желание любого человека — жить в комфортных домах, с бесперебойной подачей света, воды и тепла. Всем хочется видеть чистые подъезды, благоустроенные дворы. К счастью, с того момента, когда началось реформирование отрасли, было сделано уже очень многое. Сегодня, в канун профессионального праздника работников ЖКХ, в эксклюзивном интервью газете «Известия Татарстана» министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек ФАЙЗУЛЛИН расскажет о том, что следует ожидать в ближайшем будущем в вопросах повышения качества жилищно-коммунальных услуг.

— Ирек Энварович, безусловно, деятельность Министерства не стоит на месте. Одни программы приходят на смену другим, более актуальным на данный момент. Какие первоочередные задачи стоят сегодня перед Министерством в вопросах, касающихся жилищно-коммунального хозяйства?

— Основная задача в отрасли — обеспечение комфортного проживания населения на основе эффективного содержания и эксплуатации основных фондов. Специфика сферы требует колоссального внимания. Для нас важны все поставленные перед Министерством задачи, второстепенных среди них нет. В нынешнем году запланирован капитальный ремонт 830 домов. Продолжается работа по установке приборов учета коммунальных услуг. В опубликованной недавно Правительством РФ Стратегии развития ЖКХ говорится о том, что в ходе проведенного опроса населения более половины респондентов, так или иначе, заявили о высокой стоимости коммунальных услуг. 83% опрошенных положительно относятся к установке счетчиков потребления коммунальных ресурсов, впрочем, 71 % респондентов уже установили такие приборы.

В 2016 году планируется перевести на индивидуальные системы отопления 1 тыс. 700 квартир и построить подводящие сети газоснабжения.

Отмечу также программу ремонта систем отопления (котельных) объектов социального назначения, реализация которой началась еще с 2014 года. В нынешнем году планируется провести работы по замене котлов в котельных, обеспечивающих теплоснабжение объектов бюджетной сферы РТ. 2016 год посвящен благоустройству водоохранных зон, в соответствующей программе участвуют 19 муниципальных образований республики. И, конечно же, будет продолжена республиканская программа «Парки и скверы», в которой задействованы все 45 муниципальных образований республики.

— Задачи по реформированию ЖКХ ведутся во всех регионах страны. Какие наиболее важные инициативы Татарстана в этом направлении за последние годы вы могли бы выделить?

— В 2014 году принята региональная программа капитального ремонта, рассчитанная до 2044 года. Она нацелена на ликвидацию всего недоремонта жилья с последующим выходом на плановый регулярный ремонт. Отличительная особенность проекта — принцип «общего котла», основанный на обязанности собственников жилья ежемесячно отчислять средства на капитальный ремонт — минимальный платеж в республике составляет пять руб. за кв.м. При этом на каждый рубль жильца добавляется от 1,3 до 1,7 рублей из федерального, республиканского и муниципального бюджета. Этот опыт переняли остальные регионы РФ. Татарстан стал первопроходцем в реализации инновационной схемы оплаты капремонта жилья.

Жители республики уже убедились в том, что модернизация жилого фонда приводит к повышению капитализации их имущества. Поэтому в новой программе мы намерены развивать конкурентную среду среди домовладений за преимущественное право в капремонте. Если сейчас очередность его проведения установлена из того объема средств, который собирается по минимальной ставке, то в будущем ситуация может измениться. Другими словами, если жильцы захотят провести его быстрее, то они вправе увеличить сумму ежемесячного взноса и «сдвинуть» сроки на более близкую перспективу. Мы будем поддерживать такие инициативы.

Реализуемая с 2001 года работа позволила сформировать банк данных расчетных центров, управляющих компаний, пользователей услуг ЖКХ. В 2015 году часть имеющегося массива информации перенесена на сервера ИТ-парка. Далее к ним будет осуществлен доступ непосредственно управляющих компаний (сначала оффлайн, затем онлайн). Нововведения производятся для повышения безопасности работы с пользователями. Благодаря современным технологиям любую управленческую информацию можно будет получить легко и быстро. И это лишь часть большого проекта. В идеальной перспективе планируется сформировать социальную сеть для граждан, объединенных лицевыми счетами и местом проживания. Многие обсуждают насущные вопросы в твиттере, делятся своими мнениями и рекомендациями на фейсбуке, а почему бы не объединить их интересы на отдельной площадке, где они смогут высказываться по работе служб ЖКХ? На этой электронной площадке каждый сможет обратиться напрямую в управляющую компанию или даже к своему соседу. Конструктивная обратная связь для управляющих компаний и государственных органов позволит специалистам выстраивать свою работу в соответствии с ожиданиями жильцов. Подобные услуги предлагают ресурсы «Открытая Казань», «Народный контроль», они зачастую дублируют друг друга. Поэтому основной целью Министерства является обеспечение полного комплекса доступных инструментов на Портале государственных услуг. Эти планы одобрены Президентом республики, совместно с министерством связи разработано техническое задание на разработку.

— Не секрет, что сегодня жилищно-коммунальное хозяйство — это высокотехнологичная инфраструктура, новейшие технологии, оборудование и материалы, позволяющие реализовать идею энергоэффективного строительства или реконструкции зданий. Какие наиболее перспективные новшества в отрасли вы могли бы выделить?

— Все инновации направляются в основном на модернизацию и капитальный ремонт. При выборе технологий предпочтение отдается наиболее энергоэффективным, а также имеющим большой межремонтный цикл. Это трубы из металлов повышенной прочности, полимерные трубы, запорная арматура, фитинговые соединения, насосное оборудование с длительным сроком износа и пр. Энергосберегающие технологии позволяют сокращать потери энергии при перекачке воды, централизованном освещении и отоплении. Применяются различные утеплители стен, трубопроводов и коммуникаций, современные лакокрасочные покрытия, позволяющие продлевать срок службы металлических изделий.

Министерство регулярно отслеживает все доступные решения как отечественных, так и зарубежных производителей. Импортное оборудование, как правило, не превышает 15-20 процентов от общего числа. Это преимущественно составные части конструкций. К примеру, лифты: кабины используются местные, а в их комплектации применяются зарубежные элементы, обеспечивающие плавность и бесшумность работы.

На одной из коллегий Министерства продемонстрированы роботизированные технологии по прочистке стояков мусоропроводов. Эта технология перекочевала из военного производства. Также в Татарстане совместно с военными из Крыма адаптируются новые кожухотрубные теплообменники, которые очень хорошо себя зарекомендовали с точки зрения теплопотерь, габаритов и металлоемкости. Новые технологии внедряются в сфере приборов учета, важно максимально точно снимать домовые и квартирные показания тепла, электроэнергии, водопровода. Выбор решений осуществляется совместно с техническими советами и лучшими техническими вузами республики — это Казанский государственный энергетический университет, Казанский государственный архитектурно-строительный университет. На их кафедрах регулярно разрабатываются современные технологии для решения конкретных проблем.

Многие иностранные партнеры, сотрудничество с которыми идет уже не первый год, рассматривают варианты по запуску своих производств в нашей республике. Учитывая текущую экономическую ситуацию, никто не стоит на месте — ни производители, ни потребители, ни поставщики. Все ищут эффективные предложения по оптимальным ценам, срокам и качеству.

— Специалисты неоднократно говорили о том, что любой дом — это живой организм, который находится в постоянном движении и развитии. И для его обслуживания необходимо грамотное управление. Как вы оцениваете квалификацию людей, работающих в сфере ЖКХ сегодня?

— Здесь я вынужден с сожалением сообщить о том, что нередко уровень кадров в отрасли остается низким. Причин тому много: это и отсутствие престижа, и относительно невысокий уровень оплаты труда. Несмотря на наличие специализированных учебных заведений, где можно обучиться профессиям сферы ЖКХ, особого ажиотажа у абитуриентов не наблюдается. В результате люди, имеющие другое профильное образование, часто гуманитарное, зачастую вынуждены идти работать в ЖКХ по причине невостребованности в своей профессии. А ведь специалист этой сферы должен ориентироваться в соответствующем законодательстве, знать правила и нормы эксплуатации объектов и многое другое.

Разумеется, я не говорю про всех. Мы рады, что у нас есть и достаточно большое количество профессионалов.

Министерство занимается вопросом подготовки кадров. Четвертый год в республике реализуется план мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере ЖКХ РТ на 2012-2016 годы. К концу прошлого года по республике прошли обучение и переподготовку 4 680 специалистов, а это 116 % от годового плана муниципальных программ, который составлял 4037 человек. На 2016 год в соответствии с муниципальными программами планируется обучить 4 715 специалиста.

Однако этого недостаточно. Убежден, что роль центров по повышению квалификации персонала на себя могут и должны брать управляющие компании, которые прямо заинтересованы в высоком уровне обслуживания своих домов. Пионером и лидером в этом направлении является УК «Уютный Дом», в котором создан специализированный центр для обучения персонала. Хотелось бы, чтобы остальные организации взяли этот позитивный опыт на вооружение.

— Сколько управляющих компаний сегодня насчитывается в республике?

— Для повышения ответственности управляющих компаний проводится лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и проверка знаний директоров. Успешно сдали квалификационный экзамен 468 должностных лица. Лицензия предоставлена 251 компании. С рынка выбыло 18 недобросовестных УК. Данные по управляющим компаниям, получившим лицензию, с адресным списком домов внесены в реестр лицензий в ГИС ЖКХ.

— По-вашему, можно ли сегодня говорить о несовершенстве законодательства в ЖКХ?

— Несомненно, всегда можно что-то улучшить, но ключевой считаю задачу донести нынешние основы законодательства до населения, управляющих компаний и ТСЖ. Мы совместно с Минстроем РФ и Правительством РТ, выпустили Азбуку потребителей ЖКХ, в которой подробно расписаны права и обязанности сторон, а также возможные способы решения конфликтных ситуаций. Только путь диалога приведет к укреплению самого института законодательства и веры населения в силу закона.

— Что бы вы пожелали работникам ЖКХ в их профессиональный праздник?

— В жилищно-коммунальной отрасли республики трудятся свыше 30 тысяч специалистов. На плечах каждого лежит огромный груз ответственности. Именно от вас, от вашего профессионализма и слаженной работы, зависит настроение, благополучие и условия жизни людей.

Первоочередной задачей перед собой мы ставим улучшение состояния коммуникаций, инфраструктуры, а также инвестиционного климата нашей отрасли. Наша цель — обеспечить безопасное и комфортное проживание каждого жителя. Убежден, что задачи, которые стоят перед отраслью, будут успешно выполнены. А залогом станет добросовестность работников ЖКХ.

Благодарю вас за совместный труд, желаю счастья и крепкого здоровья, мира и добра, достойного будущего, в которое мы с вами должны внести свой вклад!

Альбина ГАЛИЕВА

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость
7 февраля
3 февраля
2 февраля