5 (1050) в продаже с 14 апреля 16+

Жизнь как высший пилотаж – история вертолетчика Хабибуллина

13 июля 2016

Россия прощается с летчиком Ряфагатем Хабибуллиным, героически погибшим во время боевого вылета в Сирии. Он был уроженцем села Вязовый Гай Ульяновской области. О жизни и смерти выдающегося татарского пилота – в материале «ATI-Times».

Ряфагать Хабибуллин в армейской авиации – личность легендарная. Его знают, наверное, почти все военные вертолетчики страны. Те, что принимали участие в боевых действиях, – наверняка. Почти 80 процентов личной полетной книжки Хабибуллина – это часы и минуты настоящего подвига пилота и командира в сложнейших боевых условиях.

Впрочем, в детстве ничто не предвещало такой блестящей карьеры. Ряфагать родился 28 марта 1965 года в селе Вязовый Гай Ульяновской области, в татарской семье. Его родители всю жизнь проработали в совхозе, своих сыновей с малых лет воспитывали тружениками. Все братья учились в сельской средней школе, отслужили срочную и вернулись в родное село.

Старшие братья Ряфагатя до сих пор пашут, сеют и убирают хлеб на родной земле. А вот он «заболел» небом. По его словам, стать летчиком он решил еще в 4-м классе.

Долгая дорога к мечте

Ряфагать не давал себе слабины. Учился хорошо, занимался спортом: установил рекорд школы по количеству подтягиваний и подъемов переворотом на перекладине – 100 переворотов подряд без остановок.

После школы попытался поступить в Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. Но врачи в приемной комиссии отсеяли будущего героя по здоровью. Тогда Ряфагать попытался поступить в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище. Сдал экзамены на «4» и «5», но не прошел по конкурсу. Не поступив в вуз, Ряфагать отправился на срочную службу в 30-ю гвардейскую мотострелковую дивизию имени Верховного Совета РСФСР, которая дислоцировалась в чехословацком городе Зволен.

Служил он в разведроте зенитно-ракетного полка. Как позже рассказывал Ряфагать, именно во время многокилометровых марш-бросков и рейдов у него сформировались удивительная выносливость и воля к победе. Именно об этих качествах летчика в первую очередь говорят сослуживцы, рассказывая о нем.

Во время службы Ряфагать подружился с летчиками вертолетного полка, базировавшегося в Зволене. Именно они подсказали ему, на что надо обратить внимание при подготовке к поступлению в летное училище.

Советы оказались дельными, и Хабибуллин поступил в Сызранскоe высшеe военное авиационное училище летчиков.

Боевое крещение

После окончания училища в 1988 году лейтенант Ряфагать Хабибуллин был направлен в 55-й Севастопольский вертолетный полк. Эскадрилья как раз готовилась к отправке в Афганистан – для замены коллег. На тот момент большинство офицеров полка уже побывали в Афганистане и активно передавали свой боевой опыт молодежи. Но вскоре начался плановый вывод советских войск из страны, и перелету на замену дали отбой.

Тогда молодые лейтенанты очень сожалели, что их первая командировка на войну не состоялась и они лишились возможности обрести опыт, который ничем нельзя заменить.

Но уже в 1992 году Ряфагать совершил свой первый боевой вылет во время осетино-ингушского конфликта. Затем были командировки в зону грузино-абхазского противостояния, война в Чечне...

Однажды Ми-24 Ряфагатя Хабибуллина попал под шквальный огонь боевиков. Потом на земле техники насчитали 97 пробоин. Одна из пуль попала в ногу пилота, а осколки посекли другую ногу и лицо. Теряя сознание, капитан Хабибуллин невероятным усилием смог дотянуть поврежденную машину до позиций наших подразделений. Ряфагать рассказывал, что дотянуть до своих ему помогли мысли о любимой жене Рамиле и их общем островке любви и счастья.

Уже в госпитале капитан узнал, что его летчик-оператор погиб. Восемь месяцев он провел в госпиталях. За одной операцией следовала другая. Сначала боролся за жизнь и за сохранение ноги, потом – за право летать. Тогда Хабибуллин уже был заместителем авиабазы по летной подготовке. Можно было сидеть тихо и не лезть в пекло?

«Воспитание подчиненных без личного примера – пустой звук», – заметил тогда Ряфагать. Ему предлагали пойти по легкому пути и уволиться «по здоровью», получив 60 окладов и собственное жилье. Но для Хабибуллина быть летчиком было призванием и делом всей жизни. Поэтому он вернулся в строй.

Пять вылетов в сутки

Вторая чеченская кампания началась для майора Хабибуллина 15 августа 1999 года. Полк подняли по тревоге, и два звена перелетели на вертолетную площадку у населенного пункта Ботлих. Вылетали на задание, как только вставало солнце. Летали практически без отдыха по пять-семь часов в день.

Работать в узких горных ущельях Дагестана и Чечни было тяжело, поскольку пространство для маневра вертолетов ограничено, а потоки воздуха постоянно вмешивались в процесс управления. Но Хабибуллин виртуозно овладел своей машиной.

После завершения второй чеченской кампании и вплоть до лета 2008 года Ряфагать постоянно командировывался в Чечню, где исполнял обязанности командира отдельного вертолетного полка на аэродроме Ханкала.

«Командир авиабазы должен уметь летать на всем, что составляет ее авиапарк», – улыбаясь, говорил уже подполковник Хабибуллин. Он неустанно тренировался сам и обучал своих подопечных. Благодаря профессионализму Ряфагатя в тот период не было потерь личного состава и авиационной техники. Наиболее сложные и опасные задания он всегда выполнял лично.

Полковник Ряфагать Хабибуллин. Фото: Владимир Аносов/РГ

Но, как и многие ветераны, рассказывать о своих подвигах Хабибуллин не любил. О его героизме можно было узнать лишь из наградных листов или со слов товарищей.

В августе 2008 года Хабибуллин принимал участие в грузино-южноосетинском вооруженном конфликте. 10 августа ведущий основной группы на Ми-8 Хабибуллин под прикрытием двух вертолетов Ми-24 начал разведку противника вдоль автодороги, ведущей к Гори. Задача осложнялась тем, что господствующие высоты имели очень крутые склоны, были покрыты густым лесом и находились в непосредственной близости от противника. Подполковник Хабибуллин смог произвести посадку с уклоном, превышающим ограничение по данному типу вертолета, причем под огнем противника. Высадив группу, Хабибуллин поднялся в воздух и огнем бортового оружия обеспечил огневое прикрытие разведывательной группы. В итоге высоту удалось взять.

По возвращении на площадку Джава в вертолете Ряфагатя было обнаружено восемь пробоин. В тот день в общей сложности Хабибуллин выполнил пять боевых вылетов.

Спасая героев

Ряфагать Хабибуллин был не только храбрым воином, но еще и отличным учителем. Как высококлассный летчик-инструктор он подготовил около 30 летчиков к ведению боевых действий в горной местности с посадками на высокогорные площадки.

Среди его наград – два ордена Мужества, орден «За военные заслуги» и ряд медалей.

Впрочем, главной наградой сам Хабибуллин называл спасенные жизни. Он спас более 40 солдат и офицеров – в первую очередь разведчиков, солдат и офицеров спецназа, выполнявших важные задания. При этом Ряфагать зачастую рисковал своей жизнью, отправляясь на сложное задание несмотря на нелетную погоду или без группы прикрытия.

Вот только один пример: «14 августа 2008 года в составе экипажа подполковник Хабибуллин эвакуировал из района боевых действий 12 военнослужащих, получивших ранения в результате артиллерийского и минометного обстрела грузинскими войсками. Эвакуация проходила в сложных метеорологических условиях высокогорья под усиленным обстрелом противника, в результате вертолет получил незначительные повреждения, но командир экипажа сумел довести вертолет до пункта назначения – на площадку Джава. Благодаря смелым и решительным действиям подполковника Хабибуллина жизни военнослужащих были спасены».

Ниточка родной культуры

Несмотря на сложности выбранной профессии, вертолетчик всегда поддерживал связь с родной землей и культурой.

В последний раз в родном селе Ряфагать Хабибуллин побывал в мае нынешнего года.

Мать героя по прежнему живет в Вязовом гае, ей сейчас около 80 лет.

Знакомые и соседи Хабибуллиных рассказывают, что Ряфагать и два его брата выросли добрыми и порядочными людьми, всегда чтили родителей, обычаи и традиции своего народа. Бывая в родном селе, Ряфагать обязательно заглядывал в мечеть, навещал могилы родственников.

У полковника Хабибуллина осталось два сына. Старший пошел по стопам отца, стал военным пилотом. После смерти отца, с трудом сдерживая слезы, он сказал журналистам, что будет всегда помнить его «как героя и примерного офицера» и продолжит его дело. Младший сын Ряфагатя тоже мечтает стать военным летчиком.

Спасая десятки жизней, Ряфагать никогда не жалел себя. Так было и в начале июля в Сирии. Тогда крупный отряд боевиков «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ – организация признана террористической и запрещена в России и многих других странах) атаковал позиции сирийских войск и, прорвав оборону, стремительно продвигался вглубь, создав угрозу захвата господствующих высот. Экипаж Ряфагатя находился неподалеку – вместе с лейтенантом Евгением Долгиным он совершал облет сирийского вертолета Ми-25 (некоторые СМИ сообщали, что он был за штурвалом российского вертолета Ми-35М). Хабибуллин принял решение атаковать террористов.

«Грамотными действиями российского экипажа наступление террористов было сорвано. Израсходовав боекомплект, вертолет пошел на разворот и огнем с земли был подбит террористами», – отмечалось в сообщении Минобороны.

Полковник Хабибуллин не вернулся с боевого задания. Но его дело продолжают сын и десятки обученных Ряфагатем летчиков по всей России, а значит, память о нем продолжает жить.

Ольга ПУШКО
ИА «Татар-информ»

источник:

Комментарии
Добавить комментарий    
Здравствуйте, Гость